«Так сложилось, что я один занимался этим проектом, никто не давал советов, даже жена — хотя она тоже архитектор по профессии. Поэтому ни в чем не пришлось идти на компромисс, все удалось сделать именно так, как хотелось», — рассказывает Алексей Ильин. Он выбрал для собственного загородного дома стиль, который так и хочется назвать скандинавским: нарочитая скромность и простота форм, дерево в качестве основного строительного и отделочного материала, лаконичность и отсутствие лишних деталей, монохромность и минимальное количество цветных акцентов. Единственное, чего здесь нет, — открытости и связи с природой, к чему, собственно, привычная нарезка на тесные земельные участки не слишком располагает. Глухие серые стены надежно защищают от посторонних глаз удивительно светлое, тонкое и дружелюбное пространство. Именно оно становится идеальным фоном для жизни хозяев дома.
О проекте
Место: Московская область, Пушкинский район
Год: Проектирование — 2014, строительство — 2015
Размер: Общая площадь — 210 кв.м; высота — 6,4 м, площадь участка — 10 соток
Кто здесь живет: Архитектор Алексей Ильин с женой, тоже архитектором, и одиннадцатилетней дочерью
Авторы проекта: архитектор Алексей Ильин
Фото: Дмитрий Чебаненко
Прямоугольник дома расположен поперек участка и делит его на две практически самостоятельные части. Сами хозяева называют их «палисадник» и «огород». «В детстве я много времени проводил у бабушки в деревне, и там это стандартная схема организации участка, — вспоминает Алексей. — Поскольку некоторые члены семьи активно высказывали пожелание заняться возделыванием грядок, я решил позаимствовать схему: спрятал огород за домом, где он никому не помешает. А перед основным фасадом устроил просторный газон, сохранив, правда, единственное растущее на участке дерево. В результате все остались довольны».
Снаружи дом покрашен серой водоэмульсионной краской, не скрывающей текстуру дерева. Доски находят друг на друга, создавая ребристую, объемную поверхность. «Я очень люблю скандинавский, скорее даже норвежский стиль и позволил себе такую отсылку», — объясняет Алексей.
Деревянные рейки ставней вторят ребристой
поверхности фасадов. В закрытом состоянии они практически
полностью сливаются со стенами, надежно скрывая происходящее внутри дома. Такие же ставни закрывают стеклянную дверь в почти квадратном углублении входа. Дом архитектора тоже может быть немного «крепостью».
Со стороны боковых фасадов
расположены террасы, связанные, соответственно, с гостиной и мастерской. Над одной из них устроен балкон, на который можно попасть со второго этажа.
«Я считаю, что в нашем климате просто необходимо делать такие защищенные от дождя и снега открытые пространства, — убежден Алексей. — Террасу, прилегающую к гостиной и кухне, мы используем как зону барбекю, а терраса со стороны мастерской выполняет роль уединенного патио. Вообще, мне никогда не нравились торцевые фасады деревянных домов: бестолковые какие-то, с аляповатыми окнами, хотелось вместо них сделать что-то легкое и практичное
».
Все внутренние поверхности дома выкрашены в один цвет. Алексей ценит монохромные решения и тщательно выбирал нужный оттенок. «На светло-сером прекрасно смотрятся абсолютно любые предметы, при этом он не маркий, пыль и грязь на нем мало заметны, — объясняет он. — Кроме того, это специальная масляная краска, которая вместе с особой грунтовкой не позволяет смоле проступить на поверхности досок. Для меня было очень важно сохранить не только единство материала и цвета, но и абсолютную чистоту поверхностей».
Краска: Little Greene
Чтобы добиться ощущения полного единства, архитектору пришлось решить еще одну проблему. «Если вы зайдете в любой деревянный дом, то обязательно найдете разнообразные планки, плинтусы, наличники, карнизы, закрывающие края досок, — рассказывает Алексей. — Я предпочитаю максимально простые решения и очень не люблю всю эту «суету». Но избавиться от нее совсем не просто, так как доски обязательно нужно чем-то прижимать. Если этого не сделать, они со временем деформируются и начнут отходить. Поэтому во всех местах стыковок мы использовали специальные бруски, в которых вырезана четверть. Точно так же четверть вырезана и у досок. В результате брус надежно прижимает их без всяких плинтусов. Единственный минус состоит в том, что подобное решение не привычно для плотников и требует от них особого внимания и специальных навыков».
Еще одним штрихом в создании идеальной поверхности стен стали двери. Они смонтированы вровень со стеной, так что в закрытом состоянии нет никаких выступов или швов. «Я много раз видел установленные таким способом двери из гипсокартона, но не встречал, чтобы подобное делали в дереве, — делится Алексей. — Решил попробовать и вполне доволен результатом».
Внутренние двери: Union Chameleon
В качестве основного материала была использована самая простая и относительно недорогая сосна. Причем нигде в доме не найти заметных стыков между двумя досками. «Максимальная длина досок и балок, которые продаются на обычном строительном рынке, составляет 6 метров, — делится Алексей, — исходя из этого я и рассчитывал ширину, высоту и все пропорции дома». Это был последний шаг на пути создания идеальных поверхностей.
Из мебели на первом этаже дома можно найти лишь деревянный стол на кухне, который буквально на месте сколотили строители, скромный темно-серый диван в гостиной, специально привезенный архитектором из Италии, и несколько стульев.
Все шкафы, полки и системы хранения не просто встроены, они выкрашены в тот же цвет, сливаются со стенами и являются неотъемлемой частью внутренней отделки. Даже холодильник спрятан в таком шкафу. Алексей признается, что очень не любит бардак и разбросанные вещи, а при такой организации в доме почти всегда порядок.
«Мне никак не удавалось подобрать светильник в гостиную, — рассказывает Алексей, — и пока шло строительство, я сделал его сам. Был сшит оранжевый тканевый чехол, чтобы свет получался более мягким и теплым. Но абажур слишком загромождал пространство, возникало ощущение тесноты, и его сняли. Он все еще ждет своего часа
».
Внутреннее и уличное освещение: Martini Light
Даже радиаторы в доме, который, кстати, довольно активно используется и в зимний период, максимально сливаются со стенами: большие плоские панели идеально подобраны по цвету и имеют заметную «штриховку».
Планировка дома построена на пересечении двух осевых линий, так что помещения образуют настоящую классическую анфиладу, вернее, даже две. Хочется вспомнить о деревянных дворянских
усадьбах XVIII-XIX веков, но Алексей отвергает эту параллель.
«Классика для меня безусловный признак качества, и весь дом я совершенно осознано делал по классическим законам, — признается он. — Просто классика — это не балясины и карнизы, а стройная, выверенная организация пространства. Именно этого я и пытался достичь».
Просторная двусветная мастерская неожиданно становится не приватной, а общественной зоной. «Она не предназначалась для серьезной творческой работы, — объясняет Алексей, — скорее, это такой клуб, где мы можем порисовать вместе с дочкой, приятно провести время с друзьями или даже устроить какие-то детские игры».
Несмотря на внешнюю «закрытость» дома и небольшие окна на фасадах, во внутренних помещениях естественного света очень много. На верхнем этаже помогают мансардные окна, а в гостиной и в мастерской достаточно просто открыть ставни.
«Мне не хотелось делать слишком большие стеклянные поверхности, так как особенными видами мы похвастать не можем, а отапливать такой дом в нашем климате довольно дорого, — рассуждает Алексей. — Кажется, удалось найти золотую середину, и стекла получилось ровно столько, сколько нужно».
Окна и двери: Стелла, FAKRO
На втором этаже расположены спальни и небольшое пространство для отдыха и детских игр. Часть двусветного пространства гостиной «съедают» антресоли. Оранжевый диван, так и не поддержанный ярким абажуром в кухне, — одно из немногих цветовых пятен в сером, но при этом удивительно светлом и эмоциональном интерьере.
Двускатная кровля имеет не очень крутой уклон, но при этом создает значительный
перепад высот в помещениях второго этажа: от 130 см (именно в этих местах поставили кровати) до полноценных 300 см.
Источником естественного освещения здесь являются мансардные окна. «В солнечный день мансардные окна дают очень красивые тени, и света от них много», — уверен Алексей.
«Я изначально планировал сделать маленькие спальни с минимальной обстановкой: кровать, небольшой шкаф и больше ничего, — продолжает он. Недостаток личного пространства компенсируется максимально большими, насколько позволил размер участка и дома, общественными зонами».
Скромные по своим размерам помещения второго этажа — три спальни и санузел — также поддерживают основную продольную ось всего дома, так что выстроенная Алексеем пространственная организация поражает своей жесткой стройностью и простотой.
Сантехника: Villeroy&Boch; инженерия: Buderus, Zehnder
План первого этажа
ПРЕДЛОЖИТЕ СВОЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ…
Загрузите фотосъемку в свой профиль на отправьте ссылку и краткое описание проекта на RuEditors@Domasan.ru. Мы обязательно свяжемся с вами, если примем решение о публикации!