Сергей Гридчин с женой Светланой живут в загородном доме рядом с большим выставочном залом собственного арт-центра «Гридчинхолл». Сайт музеев России даже выдает точное число единиц хранения: «свыше 1000, из них более 500 предметов основного фонда». На самом деле, точную цифру назвать сложно, потому что искусство в Гридчинхолле все время находится в движении. Сюда приезжают жить и работать живописцы, графики, скульпторы, как прежде приезжали в Дом художника.
О проекте
Место: Московская область, Красногорский район, село Дмитровское, улица Центральная, 23
Год: 2008-2014
Размер: площадь жилого дома — 350 кв.м, выставочного зала и арт-резиденции — около 400 кв.м
Кто здесь живет: Сергей и Светлана Гридчины, дочь Сергея Нина, а также кот Семен и неумолкающие канарейки овсяночного напева
Автор проекта: Сергей Гридчин при участии АСК «Ефремов и партнеры», архитекторы-дизайнеры Ксения Никитина, Таисия Тарасова
История: внутри жилого дома интегрирована изба-пятистенка 1922 года
Фото: Иван Скориков
На фото: Сергей и Светлана Гридчины с котом Семеном породы «Шотландская вислоухая» (Scottish Fold)
В доме пахнет деревом сруба, заливаются трелями канарейки и с важным видом расхаживает кот Семен. Здесь очень уютно, и в тоже время царит рабочая атмосфера. Дом состоит из
двух частей: двухэтажной приватной, построенной немного позже, и более ранней —
офисно-рабочей. Здесь разместились гостиная с библиотекой, кухня-столовая на первом этаже и спальни — на втором.
На фото: «Прованский пейзаж. Солнце Прованса», 2011, Олег Хвостов, холст, акрил, 65×90 см; на дальнем плане: Владислав Мамышев-Монро, «Екатерина II», 1995
Обе части служат ширмой от соседского забора и стоят под углом в 90 градусов друг к другу, соединенные общей прихожей. В более старой части дома располагается открытое пространство большого кабинета с кухней и светлым коридором-галереей, который смотрит окнами в сад и имеет туда второй выход. Тут, под двускатной крышей дома, —
сердце Гридчинхолла. Его история началась с избы, которую Сергей когда-то не решился распилить на дрова.
На стене: работа Ани Желудь «Гаражи» из серии «Аня Желудь в Русском музее»
Строительство Гридчинхолла стартовало в 2008 году (официальное открытие выставочного зала произошло 19 сентября 2009 года). «Однажды я сел за руль в Жуковке, где тогда жил, очертил на карте условный круг вокруг моего дома и поехал искать в его границах, продает ли кто-нибудь участок. Мне было важно, чтобы место было открытое, на дороге, чтобы любой мог до него легко добраться», — вспоминает Сергей Гридчин.
На фото: картина народного художника России, действительного члена Российской академии художеств Олега Вуколова; слева –
античный бюст I века н.э.
Живописное место со старым деревянным домом нашлось по Ильинке в селе Дмитровском, сразу за церковью
Димитрия Солунского, построенной в 1689 году: «Это очень старое село, оно возникло в XVI веке. Церковь
— XVII века. А дом, который я купил, по документам зарегистрирован в 1922 году, но, судя по всему, появился еще раньше. Его делили между собой две семьи: у одной — комната в два окна, у другой
— в три. Мы разобрали дом по бревнам, сложили. И я задумался: распилить на дрова? Но это слишком много дров. Решил перебрать его заново, прогнившие бревна заменить.
Я хорошо помню: строительство началось в мае 2008 года, а 1 ноября я сюда уже въехал. Жил вместе со строителями, многие решения рождались на месте. Большинство мебели сделано прямо здесь мастером-краснодеревщиком, с которым я был знаком еще по Жуковке,
Владимиром Москалевым. Без него было бы сложно: одно дело — делать с нуля по проекту, другое — состыковывать старое с новым».
На фото: Дмитрий Гутов, «Шимпанзе на белом», 2009; ниже: этюд художника-передвижника Николая Дубовского, конец XIX — начало XX века
Внешняя стена избы — теперь часть интерьера: это стена коридора-галереи. Она имеет естественный цвет дерева. Внутренние стены сруба тонированы в прохладный серый цвет. Под окнами во всю длину стены
— столешница из дуба. Из него же сделан большой рабочий стол на железных ножках. «Мебель из дуба и железа сколотили прямо в комнате. Дуб я нашел на строительном рынке, когда изучал окрестности.
Доски длиной 6 м около пяти лет провели в штабеле на открытом воздухе, о них все забыли»,
— рассказывает хозяин дома. Широкий проем между двумя комнатами сруба симметрично оформлен открытыми стеллажами.
Потолочные светильники: Leform; стол и стулья: дизайнер Карим Рашид (Karim Rashid), BoConcept
В доме и даже под открытым небом — много скульптуры конца 1960-1980 годов. Это произведения скульптора
Нины Жилинской (1926-1995). «Работ ее мужа, художника Дмитрия Жилинского, у меня не так много. Но именно благодаря Дмитрию Дмитриевичу я познакомился в молодости с миром искусства. У него я учился рисовать. У Жилинского есть очень известная картина
“Гимнасты СССР” 1964-1965 года. Один из спортсменов на картине
— мой бывший тесть Виктор Лисицкий, серебряный призер Олимпиады в Японии 1964 года. Так я в 23 года вошел в круг художников-“небожителей”, познакомился с художниками-академиками, элитой мира художников
— Олегом Вуколовым,
Дмитрием Шаховским (автором часов Театра кукол), Илларионом Голицыным, а также Натальей Нестеровой, Татьяной Назаренко. Иначе мне бы даже не пришло в голову поступать в Строгановку»,
— делится Сергей.
На фото: картины Владимира Грига, Ани Желудь
В углу рядом с кухней стоит витрина с античным стеклом. Самая редкая вещь среди стекла двухтысячелетней давности — сосуд-алабаст. «Античное стекло — абсолютный антипод современному искусству. Вообще у меня никогда не было задачи собирать коллекции.
Коллекционеры — фанатики! Ходят одетые, как клошары, — смеется Сергей. — Но для себя я собрал полную коллекцию марок от самой первой русской марки до поздних советских времен и небольшую коллекцию античного стекла и керамики».
В молодости Сергей был художником по металлу, закончил Строгановку: «Я работал как ювелир, много реставрировал. В 1988 году ушел в бизнес. Это была специфическая эпоха: много возможностей, свобода выбора. Потом начал интересоваться современным искусством, познакомился с художником и галеристом Александром Якутом и художниками его круга. С этого все началось».
Рабочее пространство в гостиной-кабинете освещают люминисцентные лампы. Над большим белым столом в кухне
— три потолочных светильника с ретропроводкой. Тонированная в белый цвет половая доска служит отличным фоном для нарядных ковров, утепляющих пространство в прямом и переносном смысле. Ковры лежат не только на полу, но и на банкетке, и даже на рабочем столе Сергея: «Одно время я увлекался антикварными коврами. На столе у компьютера
— туркменский ковер из тонкой шерсти, это ковер-намазлык для совершения намаза». Неподалеку от двойного Т-образного рабочего стола расположились удобные серые кресла. Напротив них, в углу у стеллажей
— телевизор.
Напольная акустика: B&W
«Раньше наша спальня была там, где сейчас рабочий стол Сергея,
— рассказывает Светлана.
— У меня там висела любимая картина, “Красные деревья” Олега Хвостова. Потом спальню мы перенесли в новую пристройку, и картина переехала туда вместе с ней. Но в новую спальню она не вписалась по размеру, и теперь живет в гостиной».
Почти квадратное полотно работы Роберта Фрая (Robert Fry) из серии Purple Studies («Фиолетовые этюды») Светлана приобрела на ярмарке Арт-Москва: «Параллельно его выставка проходила в Эрмитаже. Это картина Purple Study 7. Моей маме она не понравилась». Внизу под картиной Фрая стоят Red People, «красные человечки» группы Professors, c лозунгом «Слава труду» в руках.
На фото: гостевая ванная комната. Справа: работа Нины Жилинской. Слева: несколько фарфоровых статуэток, доставшихся хозяину дома от его тети
На фото: прихожая с мозаичными работами Сергея Воронцова, участника арт-панк-группы «Среднерусская возвышенность». Слева: проем со входом в новую часть дома
Около входа в дом стоит еще один из «красных человечков» группы
Ррrofessors, художников Андрея Люблинского и Марии Заборовской, чья выставка проходила в Гридчинхолле в 2010 году. Двое едут на самокатах в саду. Огромный красный человечек, сидящий на крыше выставочного зала,
— визитная карточка Гридчинхолла.
На фото: Мария Агуреева. Из серии «Быстрее! Выше! Сильнее!»; кресло из лиственницы изготовлено в мастерской хозяина
У входа в гостиную в новой части дома стоит скульптура из металла работы воронежского скульптора
Ивана Горшкова. Около группы диванов на подставке разместились тяжелые бивни мамонта, которые хозяин дома много лет назад привез с Чукотки из геологической экспедиции. В новой части дома Светлана продолжает заниматься обустройством интерьеров. На очереди выбор люстр для гостиной-библиотеки и кухни-столовой. «У нас со Светой разное видение интерьера. Мне больше нравится техностиль, более офисный характер интерьера,
— говорит Сергей.
— Света добавила домашнего уюта». Настольную лампу с коническим абажуром Светлана привезла с Маврикия.
Светлана Беляева-Гридчина — в прошлом директор туристической компании. «Мы познакомились с Сергеем четыре года назад. Я не художник — училась в МАИ на факультете космонавтики. Потом ходила в “Школу современного искусства” при ММОМА на Петровку, в ГЦСИ на Зоологической слушала лекции Евгения Барабанова. В “Школе современного искусства” мы ежегодно должны были защищать свои проекты на групповых выставках. Три года я там защищалась с видеоинсталляциями, получая, таким образом, возможность дальше учиться. В марте 2011 года я приехала сюда на арт-чаепитие», — вспоминает Светлана.
На свадьбу перед окнами новой гостиной Сергей и Светлана посадили два молодых каштана. «Мы специально за ними ездили в
питомник Савватеевых. Каштаны прижились, растут уже третий сезон»,
— говорит Сергей. Вокруг обеденного стола напротив белоснежной кухни
— садовые стулья с историей: «Они со мной переезжают в каждый новый дом.
В 1993 году мне попалось объявление в газете о продаже мебели из тропических деревьев. Привезенные из Вьетнама стулья надо было забирать в первом подъезде гостиницы “Украина”. Впервые такие стулья создал Томас Ли в 1903 году для своего летнего дома под Нью-Йорком». Большой торшер в углу гостиной
— подарок коллекционера Игоря Маркина на свадьбу.
На фото: слева «Пейзаж с красными деревьями» Олега Хвостова, справа — скульпутра Ани Желудь, одна из работ «Последней выставки», состоявшейся в Гридчинхолле в 2012 году
На участке в Гридчинхолле — два больших здания. В глубине стоит «сложносочиненный» дом размером 350 кв.м, строившийся в несколько этапов. А ближе к воротам, со стороны улицы Центральной, — корпус, обшитый ЦСП: выставочный зал с «резиденцией», всего около 400 кв.м. Между ними — небольшой хвойный сад. В его центре выставлен огромный каменный диск — настоящий мельничный жернов.
«Этот дом
— живой организм,
— говорит Сергей.
— Тут невозможно было что-либо проектировать, все само сложилось. Однажды мы арендовали виллу в Италии, нам по ней устроили экскурсии: “Вот тут у нас подвал XII века, а эта часть — XV века”. Мне такой подход очень близок: когда в процессе жизни дом обрастает историей, появляются новые пристройки. У меня тоже получилось что-то подобное, только за несколько лет. Есть этот сруб, которому около ста лет. На участке при строительстве находили монеты, самая старая из них — 1816 года».
«Цвет дома я выбирал долго — хотел спрятать дом в ландшафт. В итоге, он получился похожим на скандинавскую рыбацкую хижину. В прошлом году последняя яблоня старого сада, моя любимая антоновка, умерла от старости. Но у меня было пять лет урожаев после строительства», — повествует хозяин дома. Свой сад у дома и выставочного зала Сергей тоже создал самостоятельно, без помощи ландшафтного дизайнера: «Я люблю сад, кое-что сажал своими руками».
В саду рядом с небольшими пушистыми соснами, можжевельниками и лиственницей стоит настоящая брезентовая армейская палатка. Еще в самом начале работ в Гридчинхолле Сергей купил три палатки для строителей. Лилия Лифанова, американская художница русского происхождения, использовала впоследствии одну из них для своего проекта о кочевниках. А палатка-артефакт осталась жить в Гридчинхолле. Тут у нее вполне практическое назначение — теперь в ней хранится инвентарь.
Историческое окружение Гридчинхолла — это не только старинная церковь Димитрия Солунского. В советское время здесь был совхоз «Ленинский луч». С крыши Гридчинхолла хорошо виден аутентичный трактор, стоящий на соседнем участке: он сохранился со времен «Ленинского луча». Когда на участке в 2009 году развернулось строительство выставочного зала, соседи Сергея Гридчина не на шутку забеспокоились: «Они решили, что строится фабрика. Вызвали комиссию с проверкой».
Над лестницей выставочного зала, парит «Икарушка», кинетическая скульптура Василия Щетинина, сделанная на заказ для Сергея Гридчина: «Это единственное место дома, где проходил такой размах крыльев». Второй Икар, но гораздо меньшего размера, находится в старой части дома над рабочим столом.
Выставки художественных проектов, созданных в Гридчинхолле, проходят в зале на первом этаже. Там же, в соседнем помещении, находится запасник. На втором этаже выставочного зала Гридчинхолла — знаменитая
арт-резиденция. Здесь стоят мольберты, пахнет краской от свежих холстов, а с плоской крыши, по которой можно гулять, открывается замечательный вид.
«Резиденция — известный термин в художественной среде, — говорит Сергей. — Сюда приезжали работать Владимир Григ и Ирина Дрозд из Питера. Жили Дмитрий Шорин, Никита Алексеев, Андрей Люблинский, Иван Плющ. Олег Хвостов провел в резиденции почти два года. Хвостов на питерской арт-сцене — один из самых заметных художников. К сентябрю мои девчонки (жена Светлана и ее коллега Надя — прим. Domasan) готовят каталог Хвостова».
«Не каждый может позволить себе купить живопись. Теперь у нас есть новое направление — жикле (высококачественная печать)
ограниченным тиражом с авторской доработкой кистью — рассказывает Сергей. — Такая работа стоит на порядок ниже, чем картина. Есть вещи, которые в печати даже лучше выглядят, чем в оригинале».
На фото: работы «Окно» Бориса Матросова, «Родители на даче» Дмитрия Шорина, «Девочка и эльф» Ирины Дрозд и другие
О своих планах на будущее Сергей Гридчин говорит: «Мне интересно иметь “проектные дела” с художниками, которым нужна мастерская. Теперь хочется пригласить иностранных авторов. Есть такой стрит-артист
JR — его бы я принял тут с удовольствием. Его взгляд на Россию мне был бы очень интересен».
МЫ ЛЮБИМ ХОДИТЬ В ГОСТИ…
Хотите стать героем следующей статьи? Напишите на RuEditors@Domasan.ru и приложите несколько фотографий своего интерьера (достаточно съемки на смартфон).
Originally posted 2015-06-16 22:42:50. Republished by Blog Post Promoter