Недавно писал о лауреате Притцкеровской премии индийском архитекторе Балкришне Доши и его философии: «Я всегда ощущал пространство как живое… Моя философия такова: архитектура — это источник жизни». Мне это близко.
Но вот только если архитектура — источник жизни, то всё будущее обусловлено качеством этого источника. Что происходит с нашим?
Я убеждена, что именно сейчас мы строим архитектуру будущего. Те города, дома и архитектурные ансамбли (хочется взять в кавычки эти «ансамбли»), в которых мы живём, — простоят лет тридцать, а то и больше. Именно эта архитектура многое в нашей жизни обуславливает. И именно это будет будущим непосредственно для меня и моих близких.
И мне это архитектурное будущее не нравится.
Тогда перед нашим домом расстилалась зелёная лужайка, на балконе жужжали шмели, ласточки там же вили гнёзда. А потом дети выросли. Вплотную к нашему дому построили другой дом, между ними теперь проходит грязная зимой и пыльная летом проезжая дорога. И все оставшееся пространство заставлено машинами…
И сколько детей только это и видят изо дня в день?
В прошлом и настоящем цели архитектуры бывали и странными с точки зрения современного человека. Например, строили дворцы, чтобы подчеркнуть идею превосходства одних людей над другими. И строят…
Ещё пример: архитектуру будущего часто связывают с идеей победы техногенной цивилизации. И здесь, мне кажется, нарушена причинно-следственная связь. Люди для техногенной цивилизации или техника для людей как средство для создания условий более осознанной и счастливой жизни?
Архитектура будущего, на мой взгляд, — это архитектура, которая откликается на настоящие человеческие потребности. На то, что хотел бы каждый человек через двадцать лет, через десять, через тридцать, через пятьдесят лет и сто.
Думаю, не сильно ошибусь, если настоящими целями для многих людей назову такие: быть здоровым, гармоничным, счастливым, умиротворенным, наполненным, благополучным…
И дома, которые начнут проектировать исходя из этих новых целей, станут настоящими «домами будущего».
Отрадно, что в последние годы Притцкеровскую премию давали архитекторам за проекты социального жилья. Как хорошо, что всё больше строится экологичного жилья. Но этого мало! Мне кажется, что создать новую архитектуру без корректного целеполагания невозможно.
Не подменять содержание формой
Если цели некорректные, то архитектура экспериментирует только с формой. Вы, наверное, тоже замечали, что часто архитектуру будущего связывают только с проектированием зданий необычной формы. Например, в «биоморфном» стиле. Главный признак биоморфного стиля — формальная схожесть с биологическими объектами, отсутствие прямых углов и ровных окружностей.
Я за то, чтобы в будущем люди повернулись к природе, но не согласна, чтобы схожесть с природой подменялась внешним, формальным копированием. Сущность природной формы — в пропорциях и целесообразности, на мой взгляд. И природные пропорции как раз можно и нужно вернуть в архитектуру.
Всё в природе «подчиняется» золотосеченным пропорциям и спиралям. И в человеке тоже: например, части скелетного каркаса у человека имеют пропорцию ФИ — золотое сечение. Если соотнести длину предплечья с длиной ладони, то получится пропорция ФИ, и так же точно длина плеча относится к длине предплечья. Пропорция золотого сечения обнаруживается во всей скелетной системе человека.
Совсем не случайно когда-то строили, применяя множество разных мер длины: сажени, локти, пяди, пясти, вершки и др. Это имело большое значение: отмеряя длину, ширину и высоту дома по длинам разных частей тела, люди получали дома и храмы гармоничных человеку и природе пропорций.
По-моему, это гениально. Не в этом ли секрет красоты древнего зодчества? И как красивы соразмерные дома. На мой взгляд, такая связь человека с природой очень естественна.
ПО ТЕМЕ…
Как использовать золотое сечение в домашнем интерьере
Раньше, давно, архитектура отражала красоту земли русской. Кажется, так: «Измечтанная всею хитростию»…
Допускаю, что в городах и деревнях было скученно, пьяно и грязно. Допускаю, что строили исходя из неких Идей: религиозных, властных и пр. И всё-таки раньше архитектура отражала красоту земли русской. Здания подчёркивали красоту именно нашего природного ландшафта, всех этих рек, полей и лесов, находились с ними в гармонии. Вспомните Покрова на Нерли, Старицу, Коломенское…
«…Георгий Николаевич сразу понял, что лучшего места для житья ему не сыскать. Он увидел реку широкую, берег высокий, село на горе с белой стройной церковью XVII века, увидел раздолье на тридцать километров… И вдохнул он полной грудью чистый воздух ближнего соснового леса… И забилось его сердце от радости…». С. Голицын. «Тайна старого Радуля».
Строить так, чтобы архитектура и пространство, создаваемое ею, отражали красоту нашей земли, именно с её ландшафтами сочетались, с её красками, культурой и природой.
Поняла, что мне стало очень тесно жить в том (географическом) месте, где я живу. Наш поселок с двух сторон окружен лесом, с третьей — Клязьмой, с четвёртой — водохранилищем Пироговским. Казалось бы, вот — любуйся. А взгляд всё время упирается!
В истерзанные пейзажи, в уродливые заборы, подступающие к самому берегу, в дома некрасивые…
Многие ли слышат их голоса?
Мне нравятся размышления и практические усилия таких специалистов, как Диру Тадани (один из составителей «Хартии нового урбанизма» и автор книги «Язык больших и малых городов: визуальный словарь»), Майкла Мехаффи (американский урбанист, исследователь стратегического градостроительства), математика и теоретика архитектуры Никоса Салингароса. Очень рекомендую.
Мне нравятся принципы Датского центра архитектуры — и уже писала про них в статье про Хюгге.
Сколько усилий мы, родители, направляем на то, чтобы подготовить детей к школе. Вот столько бы сил еще направить и на воспитание чувства прекрасного.
Настоящая красота, на мой взгляд, — это вот именно когда сердце бьётся от радости. И только в музеях такое чувство красоты не воспитать.
Где же детям выращивать, вылупливать, проявлять в себе чувства гармонии, эстетического любования и вдохновения? Ведь потом они вырастают и начинают строить. И строят, и строят… будущее.
Кажется, что мы ничего не можем с этим сделать. Но мы можем. Каждый, и вы и я. Кажется, что это капля в море, — и капля, как известно, камень точит. Верю, что можно вернуть красоту и в города, и в жилые и офисные пространства, чтобы они отражали вечную красоту человека.
Ну что ж, и я тоже делаю, что могу, для будущего. Для будущего тех, с кем работаю. Потому что сторонница таких интерьеров, в которых можно жить, не меняя их, и десять лет, и двадцать… Именно с таким намерением обычно работаю над проектом.
Вот и получается, что проектирую для клиентов «интерьеры будущего» — их будущего через десять-двадцать лет. Обычно мои заказчики не меняют свои интерьеры (возможно, потому, что это будущее их устраивает).
Да и как достичь этого — если говорить именно об интерьере — в общем-то, известно: хорошие пропорции, эстетика и этика, гармония красок и общая сбалансированность, хорошая планировка, орнамент… Хочется «техническую начинку»? — Пусть будет! Если она не самоцель, но средство корректного проживания корректных целей.
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Часто и интерьер будущего (как и архитектуру) рассматривают только с точки зрения техногенной цивилизации. А если будущее человечества другое? Не только техногенное, но и гуманитарное? Тогда будущее наше за интерьером «осознанным» и здоровым. Как это понимаю я — уже рассказала во многих статьях. Теперь ваша очередь!