Лет десять назад, когда я только начинала работать дизайнером, первые шаги делались именно в области интерьерной визуализации. Тогда я ходила на собеседования в разные дизайн-студии и показывала свое портфолио (а оно, естественно, тогда было только в 3D). И чаще всего слышала такую реакцию: «Визуализация проекта совершенно нам не нужна. Мы — профессионалы — и так все видим будущую картинку, а для заказчика заказываем одну отрисовку просто для престижа (потому что отрисовывать проект целиком очень дорого)».
Сейчас ситуация на рынке интерьерных услуг радикально изменилась. Портфолио многих дизайнеров нередко состоит из одних 3D-проектов либо они составляют подавляющее большинство его работ. Качественная профессиональная фотосъемка объекта становится более редким явлением. В чем причина таких изменений?
Визуализация позволяет клиенту увидеть замысел дизайнера максимально приближенно к реальности. Я ничего не имею против ручной подачи (акварелей и архитектурной графики), она часто имеет высокую художественную ценность сама по себе. Но если надо четко видеть пространство, пропорции (все строится по размерам реальной мебели), увидеть конкретные выбранные материалы, мебель, светильники «внутри помещения» — поможет только компьютерное моделирование. В будущий проект переносятся сканы отделочных материалов, строятся модели мебели и пр. Словом, чтобы отработать идею дизайна — здесь «тридэшки» просто незаменимы.
Визуализации нужны и важны, но почему их стало так много? Почему они иной раз вытесняют фотографии из реализованных проектов в портфолио? Ведь совершенно точно замысел с красивой картинки будет отличаться от реального интерьера, да и клиенту всегда хочется видеть именно завершенную работу!
Хочу сказать несколько слов в защиту профессионалов с 3D-дизайном в портфолио. Не нужно думать, что это свидетельство того, что дизайнер не в состоянии довести проект до финиша. Я выделила как минимум 7 весомых причин.
Когда я получила свой первый заказ, в портфолио у меня были только эскизы дизайна своей собственной квартиры, причем она была еще не доделана, фотографии сделать было нереально.
Если дизайнер только что закончил учебное заведение, в портфолио у него совершенно точно не может быть реализованных работ. Но есть идеи, задумки — их легко можно передать при помощи визуализации. В конце концов, даже если не было никакого реального заказчика, его можно вообразить: опыт дизанера Ора-Ито (Ora-Ito) в этом направлении не может не вдохновлять. Как известно, этот предметный дизайнер долгие годы создавал виртуальные товары для марок Mackintosh, Nike, Louis Vuitton, пока на него не обратили внимание серьезные бренды.
Он делает эскизы для других дизайн-бюро, поэтому фотографий реализованных интерьеров у него нет. По сути такое портфолио ориентировано на других дизайнеров — потенциальных заказчиков услуги (как и портфолио интерьерного фотографа), и клиента никто не вводит в заблуждение.
3. Объект не реализован
Это печально, но так бывает. Заказчик уверял, что он согласует бассейн над головой соседей снизу, но, увы, у них тоже оказался «административный ресурс». Потрясающей красоты картинки остались, а квартиры нет. Бывает и так: для дизайн-проекта было создано несколько решений одного и того же пространства. Клиент выбрал одну — две прочие так и остались 3D-интерьерами. Но если идея нравится дизайнеру, почему бы не включить ее в портфолио?
Такая ситуация случается с заказами, когда нет авторского надзора. В ходе реализации проекта всегда возникают корректировки, если не видеть общей картины, и даже небольшие изменения могут все перечеркнуть. В результате дизайнер приезжает на готовый объект, чтобы сфотографировать — а фотографировать-то и не хочется.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Что такое «авторский надзор» ремонта и почему за него стоит платить
Большинство из нас заключают с клиентом договор, в котором отдельным пунктом прописано условие — разрешение на фотосъемку готового интерьера. Но бывают разные ситуации в ходе реализации проекта. Хорошие отношения с клиентом не сложились, расстались в натянутых отношениях — снять дом не дали. Или наоборот, получилось очень хорошо, клиент счастлив. Но не желает показывать всем свое личное пространство. Ничего не поделаешь.
ПОДРОБНЕЕ ОБ ИНТЕРЬЕРЕ С ФОТО…
Парящие парашютисты в пентхаусе из Москва-сити
Если просто сфотографировать объект, даже хорошим фотоаппаратом, не всегда изображения выглядят хорошо. Чтобы получить фото «как в журнале», надо пригласить профессионального фотографа и стилиста, потратить целый день на расстановку книг-фруктов-букетов цветов (строить кадр). Далеко не у всех дизайнеров есть бюджеты на профессиональную съемку. Это, безусловно, имеет смысл, если дизайнер планирует предложить проект для публикации в глянцевый журнал. Но платить довольно солидную сумму за профессиональные кадры для одного лишь портфолио — дороговато.
Далеко не все клиенты готовы на день отдать ключи от собственной квартиры съемочной бригаде. Порой съемка на смартфон — единственное, что есть у дизайнера в распоряжении. В результате визуализация выглядит куда привлекательнее для потенциального заказчика — ее и показывают.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ…
Найдите контакты интерьерного фотографа на Domasan
Стройка идет несколько месяцев, иные проекты длятся годами. Могут возникнуть разные финансовые обстоятельства у клиента, вынуждающие «заморозить» проект на некоторое время. Это означает одно — фотографий пока нет. Но идеи и актуальные интересные заказы у дизайнера есть, ими хочется делиться. На помощь приходят… правильно — интерьерные визуализации проектов.
И да, нет ничего лучше интерьерной фотографии: она передает и качество материалов, и качество реально проведенных работ.
Но все равно визуализации нельзя сбрасывать со счетов. Ведь то, каким будет будет проект, в большой степени зависит от человека, который генерирует эти 3D-картинки. А не от того, насколько умело он владеет компьютерной программой 3d Max и как много у него визуализаций в портфолио. В интерьере важна идея — то впечатление от стиля, цвета, атмосферы, которые и составляют дизайн интерьерного проекта. Самое сложное и самое главное в проекте — найти эту идею, показать ее. Кому-то в этом помогают качественные съемки интерьера для портфолио, кому-то — компьютер и программы визуализации: это совершенно нормальная практика.