Представьте себе, что на дворе 1922 год. Полет Чарльза Линдберга через Атлантику еще не состоялся. Машины до сих пор выглядят, как повозки, запряженные лошадьми. А в Веймаре, колыбели немецкого романтизма (вспомним Гёте и Шиллера) три года назад появилась новая авангардная школа Баухаус, работающая с сумасшедшими идеями. Почему все эти люди бегают в туниках и размышляют о дизайне?
Именно такими вопросами скорее всего задавалось правительство земли Тюрингия, когда попросило директора школы Вальтера Гропиуса представить первые результаты работы школы. В ответ на этот запрос Гропиус представил первое здание Баухауса, Хауз-ам-Хорн. В течение недели в 1923 году, когда проходила выставка результатов работы школы, Баухаус доказал свой инновационный потенциал благодаря этому и другим проектам. Однако в силу политических и экономических причин школа вынуждена была переехать из Веймара в Дессау, а Хауз-ам-Хорн был продан. Он пережил тяжелые годы нацизма и Второй мировой воны. Сегодня это часть всемирного наследия ЮНЕСКО, ведь это место, где впервые воплотились новаторские идеи модернизма.
Место: Веймар,Тюрингия, Германия
Размер: 120 кв.м
Автор проекта: Георг Мухе и студенты Баухауса, включая Марселя Бройера, Гунта Штольца и Альму Бюшер (дизайнер интерьеров)
История: Это первое здание Баухауса
Что прежде всего приходит в голову, когда мы говорим о Баухаусе? Большинство людей ответит: «Архитектура». Здание школы в Дессау и дома мастеров широко известны. А имена архитекторов Гропиуса и Людвига Миса Ван Дер Роэ неразрывно связаны с Баухаусом. Однако для Гропиуса и других участников этого движения его смысл заключался прежде всего в междисциплинарности.
«Главная идея лежала в объединении всех художественных дисциплин, — объясняет Михаэль Сибенбродт, директор Хауз-ам-Хорн и куратор Музея Баухауса. — В Баухаусе каждый был частью команды. Во всех мастерских участники создавали стандартизированные продукты для массового производства. Задача Баухауса заключалась не в создании определенного стиля, так как стиль предполагал имитацию. Баухаус был школой изобретательства».
Предполагалось, что он будет находиться в начале деревни Баухауса, которая задумывалась как эквивалент современного университетского кампуса. Однако после государственных выборов 1924 года в Тюрингии сменилась власть, и новое консервативное правительство уменьшило финансирование школы на 50%. В 1925 году школа переехала в Дессау, и проект деревни Баухауса так и остался неосуществленным.
Здание построили в саду Баухауса, где студенты готовили продовольствие для столовой школы. Для строительства использовали инновационные материалы. Стены и потолки сделаны из легких строительных блоков из шлакобетона, скрепленных цементом, из которых сформирована стена с изоляцией из торфелеума (Torfoleum), тонкого и энергосберегающего материала, благодаря которому удалось сэкономить на перевозке и отоплении.
«Мы имеем дело с, возможно, первым в истории человечества эко-домом, — говорит Михаэль. — Из-за новых подходов к строительству, отопление стоило на 50% дешевле, чем в другим домах той же эпохи».
Все, кто посещает Хауз-ам-Хорн, покидает его с новым пониманием Баухауса. «Белый цвет не был характерен для модернизма, — объясняет Михаэль. — Это мнение возникло из-за прессы. Журналы об архитектуре публиковали черно-белые фотографии проектов вплоть до 1970-х годов. Однако в Баухаусе цвета всегда играли важную роль». Оформление Хауз-ам-Хорн свидетельствовало об том и тогда, и сейчас.
Здание построено как среднеземноморский дом с атриумом, где посередине расположена одна комната, вокруг которой выстроены все остальные. Центральное жилое пространство занимает треть от общей площади и освещается за счет окон верхнего света. Вокруг расположены рабочее пространство, мужская спальня, ванная и туалет, женская спальня, детская, столовая, кухня и гостевая спальня.
Михаэль вырос в берлинском районе Адлерсхоф в одном из жилых комплексов, спроектированных бывшим участником Баухауса Людвигом Хильберзаймером. Во время учебы Михаэля в Галле-Виттенбергском университете имени Мартина Лютера его другом и наставником был художник-экспрессионист и автор гравюр Конрад Феликс Мюллер. Баухаус определил судьбу Михаэля. Энтузиазм, с которым он показывает нам комнаты Хауз-ам-Хорн, заразителен. На фотографии куратор запечатлен на копии кресла Марселя Бройера.
Мебель, которой дом обставлен изначально, давно исчезла. Выставка 1923 года проходила в течение всего восьми недель: с 15 августа по 30 сентября. После этого сменявшиеся жильцы ремонтировали и перестраивали дом много раз.
В 1923 году Ассоциация архитекторов Германии перенесла свой ежегодный съезд в Веймар, благодаря чему многие представители этой профессии посетили Хауз-ам-Хорн. Чуть позднее Адольф Мейер, руководитель бюро Гропиуса и его партнер, отправился во Франкфурт, где он работал над программой по строительству государственного жилья вместе с Эрнестом Майем.
Полы в доме были отделаны резиновым покрытием и, как здесь, заменителем линолеума под названием триолин. После Первой мировой войны ресурсы были ограничены, за линолеум брался высокий налог, поэтому триолин использовали чаще.
Детская была обставлена как многофункциональная игровая площадка. Ее спроектировала Альма Бюшер, студентка школы из мастерской по резьбе по дереву. Она спроектировала и лампу, которая изначально задумывалась как кинематографический аппарат, который бы опускался для того, чтобы дети могли помещать на него вырезанные из картона фигурки и другие объекты. «Задумайтесь о том, что Мохой-Надь вскоре после этого изобрел знаменитый “Световой комический модулятор”, — подмигивает Михаэль. — Он мог проходить по мастерским и, возможно, лампа Бюшер стала для него источником вдохновения».
При строительстве жилых домов в 1923 году обычно использовали оконные стекла с царапинами и другими изъянами. Для Хауз-ам-Хорн взяли качественное стекло, которое было толще и сохраняло тепло. Окна поставили на специальные шарниры, разработанные студентами школы, которые позволяли максимально широко открывать окна и дали доступ к труднодоступным местам при мытье окон.
«Это изотерический аспект Баухауса, который представляют художник и дизайнер Иоганнес Иттен и художник и архитектор Георг Мухе, — объясняет Михаэль. — Позже Иттен вступил в секту Маздазнан и набирал участников среди студентов. В то время Гропиус яростно боролся против этого, чтобы влияние секты не усилилось».
Жители Веймара начали гордиться сумасшедшими художниками из прошлого и тем фактом, что самая влиятельная архитектурная школа XX века была основана в их городе. Хауз-ам-Хорн был отреставрирован и сегодня здесь обосновался Круг друзей Университета Баухаус в Веймаре. В 2017 году дом передадут фонду Weimar Classics Foundation как часть Музея Баухауса.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Германия: Дом, милый дом — как его видел функционалист Бруно Таут
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ…
в мире | Мир дизайна |США и Канада | Австралия |Япония | Северная Европа |Британия | Франция |Германия | Италия | Испания |Другие страны