Родившись в российской глубинке, Константин и не предполагал, как сложится его жизнь. Тринадцать лет назад он взял билет в один конец, чтобы посмотреть мир, и жизнь забросила его на юг Испании. Там привычное для российского слуха имя сменилось на Константино, а его учителем и наставником стал знаменитый Россалино Тассо. Именно он привил молодому мастеру любовь к архитектуре, а также к истории и памяти, что хранит старинная мебель. «Изначально я был учеником, затем мне было предложено стать подмастерьем, — вспоминает Константин. — Учитель в деталях объяснял мне технологию создания того или иного изделия. Я уже освоил резку по дереву, когда понял, что хочу чего-то большего — и тогда учитель стал приобщать меня к реставрации. И вот это мне по-настоящему понравилось! Именно в этом сошлись вместе архитектура и история!».
Фото: Иван Григорьев специально для @Domasan
«У нас сейчас вообще хорошие времена. Только ленивый этого не видит и не замечает, — рассказывает мастер. — Пусть понемногу, но начинают восстанавливать старину. Правда, результатом в полной мере будут наслаждаться все-таки наши внуки».
Этот сундук сделали больше ста лет назад. Мастера просто вырубили его топором из массива сосны. «Чувствуется, что вещь действительно сделана с душой. Он сам по себе простенький, но этим и хорош!» — отмечает Константин.
Впрочем, бывают случаи, когда историю нужно не восстанавливать, а воссоздавать заново. Именно так случилось с троном, подлокотник которого вы видите на фото выше.
Некоторое время назад к Константину обратился мужчина с просьбой отреставрировать трон —семейную реликвию. Он принадлежал семьей этого человека еще до революции. Однако потом на долгие годы оказался потерян. Истинному хозяину удалось найти его только недавно.
Мужчина рассудил, что оба трона будут стоять в его доме, пока не придет время делить наследство. Именно на них будут сидеть сыновья, когда приходят к родителям на воскресный обед. Для полноты картины чуть позже мужчина заказал еще стулья для внуков и обеденный стол.
Однако, по большому счету, такой подход для России — редкость. «Советский Союз наложил свой отпечаток: кустарные мастерские и сама культура оказались потеряны. Заказчик забыл, что ручная работа — это колоссальный труд, поэтому при выборе отталкивается только от средней рыночной цены. Я сначала этого не понимал, но теперь становится ясно, в чем проблема», — рассказывает Константин. По его словам, испанским заказчикам всего этого объяснять не нужно. Они сразу знают, какой порядок цен увидят, если идут к мастеру со статусом.
По собственному определению, мастер реставрирует мебель «с погрешностью на заказчика». Процесс реставрации строится на четком выполнении технологий и требований. Тех, кто их не соблюдает, называют халтурщиками или «чепуссеро» — на испанский манер.
Константин стремится развить в России тему арабских деревянных потолков. Когда-то такие создавали исключительно для императорских дворцов.