Ученые-психологи доказали связь между полумраком и эффективностью творческого труда. Сколько люмен достаточно, чтобы стать в разы креативнее?
Но помимо этого на продуктивность и рост творческого потенциала влияют особенности окружающего пространства. Мы уже писали про высоту потолков и умопомрачительный вид из окна — как они помогают работать. Всего [по версии Dul&Ceylan, 2011] таких элементов 12, и освещение — одна из важных составляющих «продуктивности».
Эта задача, кстати, нацелена на творческий подход в пространственном мышлении. И именно она использовалась среди других ей подобных для оценки результатов в креативности в исследовании Anna Steidle&Lioba Werth (2013) в двух университетах Германии. Испытуемым создавали различные условия по освещенности и давали задачи типа такой, про карандаши. После чего оценивали результаты в баллах по количеству решенных задач.
И эта гипотеза действительно подтвердилась. Испытуемые, которым приходилось ломать голову над карандашами или неизвестным количеством детей у мистера Смита (см. ниже), решали больше задач, если им приглушали свет.
Никто не знает. Можно, конечно, порассуждать про полутемные пещеры и про то, что «когда люди жили в пещерах и сражались с саблезубыми тиграми, это было очень полезно для выживания». Но факт налицо: мы неосознанно воспринимаем сигнал «можно быть посвободнее», когда находимся в условиях недостаточной освещенности. В голове запускается немного новый способ мышления: исследовательский, глобальный и не скованный условностями. Аналитическое мышление отправляется на отдых.
Темноту нужно «включать»… в голове
Помимо регулировки лампочек, важным оказался момент предварительной подготовки, так называемого прайминга. Людей специальным образом настраивали на темноту: их просили вспомнить ситуации, когда они находились в темных условиях. Таким образом в мозге заранее активировались значения и смыслы темноты. И как раз те испытуемые, которые прошли процедуру такой «преднастройки», показывали лучшие результаты в плане решения задачек.
Если перейти на язык цифр, то чтобы улучшить креативность в несколько раз достаточно понизить уровень освещенности с 500 лк до 150 лк. И наоборот: творческие способности значительно падают, если вместо 500 лк сделать 1500 лк. При этом на эффективность аналитических работ никакого критически значимого влияния освещенность не оказывала!
Вывод: если вы или ваши сотрудники занимаются творчеством — лучшее, что вы можете для них сделать, это дать возможность регулировать свет минимум до 150 лк. Тем самым вы поспособствуете включению заложенных в человеке механизмов «выхода за рамки».
На десерт задачка про детей мистера Смита: в семье мистера Смита 7 дочерей, и у каждой сестры есть один брат. Сколько всего лиц мужского пола в семье мистера Смита, если и его самого тоже учесть? Выключите свет, зажгите свечу — задачка решится мгновенно!