Приближается Новый год, и многие либо уже начали приобретать праздничные подарки для близких, либо планируют это сделать. Внимание, вопрос: будете ли вы составлять список покупок? Если да, то почему? Если нет, то тоже — почему? Спорим, вы и не задумывались о том, что психологи и маркетологи уже вычислили ваш тип личности, основываясь на том, ходите ли вы в магазин со списком или без него!
- Список продуктов или других товаров помогает экономить время (гарантия, что не придется возвращаться за тем, что ты забыл).
- Помогает не покупать лишнее под влиянием эмоций, рекламы, хитроумных ловушек маркетологов и положительного отношения к бренду (у вас наверняка есть определенные предпочтения между двумя практическими одинаковыми марками).
- Помогает планировать питание (проще составить меню к праздничному столу или приобрести все продукты в магазине строго по списку, чем пять раз бегать за крабовыми палочками, майонезом или сахаром в ближайший супермаркет). Побочное следствие — вы можете запланировать «диету» и придерживаться ее: списки необходимых покупок помогут сбросить вес.
- Списком можно поделиться с супругом или с друзьями, если вы планируете совместный выезд на природу, например. И распределить покупки.
Этими благами пользуются примерно 70% посетителей магазинов (здесь и далее вся статистика из Thomas и Garland, 2004), составляя реальные физические списки: на бумаге или в смартфоне. Психологи говорят о том, что поклонники списков проявляют некоторую склонность вообще к обретению контроля над окружающим миром.
Причина №1 среди аргументов тех, кто не использует списки, — пользователи и так держат в голове перечень необходимых покупок. Пользователи признают, что не любят какие-либо ограничения и полагаются на свой собственный свободный выбор. Они рады спецпредложениям магазинов. И это в комплексе тоже дает им ощущение контроля и комфорт.
Таким образом получается, что более 80% покупателей посещают магазины с тем или иным видом списка — физическим или в памяти, потому что им так комфортнее.
Как предположили Thomas и Garland, такие пользователи, похоже, относятся к более спонтанным личностям. Свобода, гибкость, меньше ограничений — вот их девиз. Вернуться в магазин не проблема. Купить лишнее — тоже ерунда, в хозяйстве пригодится.
Если говорить про демографию, то 70% любителей составлять списки покупок — женщины. И 60% тех, у кого никаких списков нет и в помине, не имеют детей (интересно, почему?).
Поход в магазин может быть, с одной стороны, делом, нацеленным на результат (приобрести нужное количество лампочек или необходимые продукты), а может стать времяпрепровождением, в котором важнее всего — получение приятных эмоций.
Как раз-таки в первом случае список желаемых покупок — дело весьма полезное, потому что он помогает достичь целей быстро и с минимальным дискомфортом.
Вот когда точно нужен список: это планирование покупки продуктов питания, бытовой химии или некого глобального шопинга, когда вам нужно за один «заход» приобрести много разноплановых товаров.
ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ..
Пять психологических советов тем, кто идет покупать мебель с женой
Совершенно очевидно, что списки не требуются в случае с крупными моно-покупками (например, если вы поехали в магазин за шкафом). В этой ситуации требуется просто не отвлекаться на посторонние раздражители.
ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ..
Глобальный шопинг: Как провести день в ИКЕА и не развестись
Как практикующий психолог я советую спонтанный шопинг. Давайте одобрим походы по магазинам без списков, потому что человеку важна эта внезапная радость от «удачной охоты» — это приятно. Наконец, это прекрасный способ справиться со стрессом.
При условии, что вы не страдаете от шопоголии, не залезете в долги и у вас не возникнет чувства вины за ещё одну такую же статуэтку, как уже есть у вас дома — почему бы и не прогуляться по торговым центрам.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Купить или не купить: Чем лечится интерьерная шопоголия
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Планируете ли вы покупки перед походом в магазин? Что вносите в свой список покупок: продукты, строительные материалы или другие товары для дома?