Небольшую квартиру на первом этаже старого питерского дома архитекторы бюро ARCHIBROOK называют музеем одной картины. Действительно, основное пространство гостиной во многом сформировано большой абстрактной работой Виктора Цебрука, написанной специально для проекта. При этом единственным пожеланием владельцев — семейной пары в возрасте, решившей создать собственное «гнездо» для старшей, уже взрослой дочери, — было использовать в отделке лепнину в классическом духе. На таком странном, но многозначном сочетании классики и авангарда в результате построили весь интерьер. «Квартира на Староневском — не единственный наш проект для этих заказчиков, — говорит дочь руководителя бюро ARCHIBROOK и архитектор проекта Яна Цебрук. — Они очень приятные люди, и мы неожиданно осознали огромное желание сделать для них настоящий подарок. При создании этого интерьера, конечно, мы держали в уме образ девушки и пытались ему соответствовать».
О проекте
Место: Санкт-Петербург, Староневский проспект.
Размер: общая площадь — 64 кв.м
Кто здесь живет: молодая девушка 22 лет
Авторы проекта: Виктор и Яна Цебрук, Олег Ткачук, архитектурное бюро ARCHIBROOK
Фото: предоставлены архитекторами
Относительно небольшое основное пространство архитекторам необходимо было использовать максимально эффективно. Для этого надо было расположить несколько функциональных зон так, чтобы они не мешали друг другу. В результате внутри почти квадратного помещения возник куб, скрывающий ванную и отделяющий входную зону, кухню и частично столовую от гостиной. По мере движения вокруг массивного куба открываются визуальные связи между разными частями квартиры. «Мы предлагали заказчикам и более привычный вариант планировки, с классическим делением на комнаты, но они неожиданно с большим энтузиазмом отнеслись к нашей идее
», — рассказывает архитектор проекта Олег Ткачук.
Второе весьма необычное решение позволило сохранить при этом целостность восприятия пространства: стены куба идут не до потолка, их верхняя часть сделана из прозрачного стекла, а внутри спрятана люстра, которая дает свет всей гостиной. Получилось так, что сам куб стал главным «светильником» для всего многофункционального основного объема, — кроме него использовалось лишь акцентное и локальное освещение. «По всем правилам именно на этом месте должна была располагаться люстра, а мы превратили в нее весь куб. — продолжает мысль коллеги Яна. — Чтобы проверить, работает ли наша идея, мы ходили по квартире и снимали на видео, как меняется освещение. Все действительно получилось так, как мы задумывали».
Несмотря на то, что дом старый, в 50-х годах прошлого века он пережил не слишком удачную реконструкцию, и никаких (даже небольших) фрагментов отделки интерьеров не сохранилось. В результате вся гипсовая лепнина создавалась с нуля.
Изящный, даже слегка витиеватый для неоклассики декор архитекторы разместили вполне традиционно — например, фриз опоясывает гостиную зону. Чувствуется и заметная доля иронии: ведь лепнина так же формирует своеобразную розетку вокруг подсвеченного изнутри куба, а так же выделяет и превращает в большой протяженный светильник черную полосу вдоль всей гостиной с установленным на ней направленным светом.
Гипсовый лепной декор: Астмал
«Изначально проект не мыслился как музей одной картины, — признается Яна, — но когда мы уже сделали эскизы, стало очевидно, что в интерьере очень не хватает большого и яркого пятна. Поскольку наш руководитель профессионально занимается живописью, возникла идея с картиной. Надо сказать, что заказчикам она сразу очень понравилась. В результате весь интерьер построен на противостоянии классических деталей и мотивов современной живописи. Кажется, что в более дружественном окружении картина смотрелась бы менее значимо и интересно».
Картина Виктора Цебрука решена в трех основных цветах авангарда: белом, красном и черном. Узкий, вытянутый холст занимает почти всю длину свободной стены и держит гостиную зону. «Это просто абстрактная композиция, так получилось, что она даже названия не имеет. — говорит Яна. — Кому-то в изображении видится коррида, кому-то революция, но на самом деле, никакого конкретного сюжета или образа нет. Правда, изначально мы думали сделать фресковую роспись, но потом решили, что она слишком обязывает, так что остановились просто на холсте».
Одной из серьезных проблем стала нехватка естественного освещения. В расположенной на первом этаже и выходящей окнами в затененный двор квартире солнце бывает в основном летом, — и то только в районе полудня. «Вот еще одна причина, почему мы убрали все перегородки — необходимо было пропустить солнечный свет как можно дальше», — объясняет Олег.
Вторым решением было создать как можно больше глянцевых белых поверхностей, которые хорошо отражают свет. «Фасады кухни, столы, керамогранит на полу, — все это помогает наполнить интерьер светом. Вообще, когда чувствуется нехватка освещения, необходимо выбирать контрастное цветовое решение. Нежные персиковые, салатовые тона не будут работать, им обязательно нужен свет
», — поддерживает коллегу Яна.
Мебель: Longhi, Moroso, Catelan Italia, Desiree, Alberta Salotti, Bertozzi, Ideal Sedia; двери: Rimadesio; свет: Modular, Morosini, Vibia, Fabbian, Silkom
Куб в центре гостиной отделан не деревом, как это может показаться, а специальными обоями.
«На самом деле, это особые обои, немного похожие на флизелин, — признается Олег. — За счет вертикальных волокон они действительно напоминают дерево, но в реальности имеют очень интересную фактуру с металлическим блеском
».
Через застекленные верхние фрагменты стен в гостиную буквально льется свет, нивелируя большой темный объем, кторый в результате работает как люстра. Никакой дополнительной подсветки по периметру не предусмотрено, свет дает только спрятанный внутри куба светильник.
Для пола выбрали доски из массива дерева окан с красивым золотистым оттенком и богатой текстурой. А вот нужного размера ковер в гостиную подобрать не удалось, в результате взяли подходящее ковровое покрытие, вырезали нужный размер и обработали края.
Уютное кожаное кресло в классическом стиле — тоже вполне современное. Оно буквально пленило архитекторов своей миниатюрностью и одновременно достоинством. «Я не знаю второго такого кресла, — улыбается Яна. —
Классических моделей выпускается много, но все они почему-то ужасно громоздкие и не годятся для небольших пространств. Второго такого удивительно гармоничного кресла я не знаю. Оно настолько хорошо вписалось в наш интерьер, что если бы меня попросили использовать любое другое — просто отказалась бы!»
Кресло: Longhi, Dalia
Места для хранения архитекторы расположили в основном в различных нишах и углублениях. Исключение составляет большой платяной шкаф (360 на 300 см) в спальне, в котором, по словам архитекторов, «слона можно спрятать
».
Заложенный проход между спальней и гостиной частично раскрыли и сделали полки для книг и техники. Сократив проход в спальню, выкроили место для хранения домашних запасов. «Оказалось, что у хозяев квартиры какой-то фантастический огород, они даже арбузы выращивают!» — восклицает Яна.
В нише у входа разместили гардеробную. С другой стороны от входа, за плотной тяжелой шторой находится вместительная кладовая. Наконец, скрытую полость над кухней, в которой спрятан бойлер, можно использовать в качестве антресолей, а в зеркальной нише на кухне — хранить микроволновку, тостер и другую технику.
Кухня: Bauformat
В спрятанной внутри центрального куба ванной почти всегда светло, так как солнечный свет легко проникает внутрь сквозь верхнюю застекленную часть стен. Но вечером можно зажечь нарочито изысканную люстру. Именно она и должна быть в центре гостиной, но вместо этого кокетливо спряталась в кубе.
«Мы специально выбрали прозрачную люстру, которая становится родной для стихии воды
», — объясняет Яна.
В результате ванная превращается в некую загадочную «шкатулку», в оформлении которой архитекторы использовали три основных цвета авангарда (их же выбрал и Виктор Цебрук для своей работы): все стены в помещении белые, кроме одной, центральной, графитово-черной, и в качестве акцента — ярко красный пуф для белья.
Сантехника: Duravit, Hatria;
смесители: Hansgrohe
Изначально квартиру планировалось изредка использовать еще и в качестве офиса. Чтобы предусмотреть такую возможность архитекторы, совместили спальню и кабинет. Причем совершенно не очевидно, какая из функций здесь доминирует.
Отступление от строгой колористической гаммы архитекторы позволили себе только в оформлении спальной зоны: теплого, бежеватого цвета раскладной диван расположен на фоне «золотой» стены. Для нее выбрали обои из традиционной японской бумаги васи, которая изготавливается из коры бумажной шелковицы.
«Мы сразу решили, что в довольно темной спальне обязательно надо добавить солнца, — рассказывает Олег. —
Мы редко используем обои в своих проектах, слишком быстро рисунок теряет актуальность, но штукатурка или краска не могли полностью удовлетворить наши запросы, да и хорошего качества исполнения добиться не просто. А полностью натуральная японская бумага имела как раз необходимую фактуру, напоминающую патинированный метал».
Обои: Tomita
Вертикальные зеркальные вставки по бокам от кровати-дивана — не только эффектный декоративный прием. Они визуально корректируют слишком узкие и вытянутые пропорции спальни-кабинета.
Прикроватные тумбочки и камерная подсветка у кровати — очень важные элементы в обстановке спальни, но вот в кабинете они уже совершенно неуместны. Архитекторы подобрали кубические объемы, выполненные из полированной до зеркального блеска нержавеющей стали, и поставили их на фоне боковых зеркал. «В результате многократных отражений они практически растворяются», — поясняет Яна.
Довершают образ черные круглые светильники,
«спустившиеся
» с потолка до уровня столиков. Они так же маскируются при помощи большого числа зеркальных поверхностей.
Столики: Catelan Italia
Архитекторы соединили два широких подоконника в торце узкого прямоугольного пространства спальни и превратили их в полноценный рабочий стол. «Массивная столешница выполнена из дуба, а не из окана, но мы специально тщательно подбирали тон дерева под цвет напольного покрытия», — говорит Олег.
Столярные изделия: ARTWOOD
Поскольку квартира расположена на первом этаже дома, то нижняя часть оконной рамы оказывается где-то на высоте 160 см. Чтобы проходящие по двору люди не нарушали уединение хозяйки, окна закрыли двойными шторами. Первый слой римских штор скрывает происходящее, но не мешает проникновению необходимого для работы солнечного света. Второй, декоративный слой, позволяет полностью затенить спальню, что особенно актуально в период белых ночей.
Текстиль: салон «Абри»
План до ремонта
Почти квадратное основное пространство хорошо читается и в первоначальной планировке квартиры, возникшей после реконструкции 1950-х годов. Архитекторам достаточно было убрать перегородки, разбивающие его на три крошечные комнатушки с ванной и туалетом и бессмысленным коридором.
План после ремонта
К каждому своему проекту архитекторы придумывают что-то вроде девиза. В данном случае он многосложен, но вполне прозрачен: «Второстепенное — главное, главное — второстепенно… Ничего лишнего. В процессе жизни могут появляться ненужные вещи». Действительно, несмотря на насыщенность пространства, оно не перегружено деталями, акценты сделаны на нескольких «сильных» решениях. И обживаться такой яркий, но уверенный и спокойный интерьер будет вполне естественно, привнесенные хозяйкой детали вряд ли нарушат его целостность.
ПРЕДЛОЖИТЕ СВОЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ…
Загрузите фотосъемку в свой профиль на отправьте ссылку и краткое описание проекта на RuEditors@Domasan.ru. Мы обязательно свяжемся с вами, если примем решение о публикации.