«Я увидел дом “Футуро” впервые, когда мне было три года», — вспоминает лондонский художник Крейг Барнс. Все детство Крейг часто ездил в Южную Африку, где располагался один из космических домов. Каждый раз, приезжая в этом место с семьей, Крейг хотел посетить дом «Футуро». Вернувшись в Африку многие годы спустя, художник понял, что может реализовать свою детскую мечту, купив дом. Так начались долгие реставрационные работы.
Место: Сейчас дом стоит на крыше колледжа Святого Мартина в Лондоне
Год: Дом «Футуро» построен в 1960-х годах, во второй половине 2010-х его стал реставрировать художник Крейг Барнс
Размер: Одна спальня, одна ванная и шесть откидных сидений
Кто здесь живет: Дом открыт для посещений широкой публике, владеет домом художник Крейг Барнс
Дом «Футуро» был спроектирован в 1960-е годы финским архитектором Матти Сууроненом в качестве летнего дома, который легко собрать. Его вид и современные формы отражали оптимизм и тягу к экспериментам, что было характерно для той эпохи, поэтому такие дома построили по всему миру. Однако вскоре «Футуро» вышли из моды, и многие оригинальные дома были заброшены. Крейг нашел свой экземпляр в печальном состоянии: рассыпающимся и требующим срочного ремонта. К счастью, художнику удалось справиться с задачей, которую он перед собой поставил, и вернуть былую славу этому выдающемуся экземпляру архитектуры 1960-х годов.
«По природе я люблю собирать вещи, — говорит Крейг. — Мне нравится находить разные объекты во время поездок». Он признает, что решение купить дом и попытка привезти его в Лондон — особый случай, который предвосходит все его предыдущие приключения. «В чемодан его запихнуть не удалось!» — смеется художник.
«Футуро» был выпущен в продажу в 1969 году, на той же неделе, когда Нил Армстронг ступил на Луну. «Популярность дома была основана на эйфории от всего, что связано с космосом, — рассказывает Дэвид Уолкер, сотрудник сайта WowHaus, где представлены образцы интересной архитектуры. — Это был ваш собственный космический корабль, и даже сегодня он выглядит так, как все мы представляем себе корабли инопланетян».
Хотя многие винят нефтяной кризис 1970-х годов, из-за которого взлетели цены на пластмассу, другие считают, что причиной провала стала круглая форма дома, с которой многие просто не могли мириться. «Представьте себе, что вам нужно вместить современную мебель и вещи в «Футуро», и вам сразу же станет ясна проблема, — говорит Дэвид. — Идея отличная, но пространство для жизни не самое удобное».
Именно поэтому дом достался Крейгу в таком плачевном состоянии. «Прежде чем я купил дом, он сменил нескольких хозяев, — рассказывает художник. — Его использовали в качестве дома, но он пришел в упадок. Входная дверь отвалилась, и ее выкинули, а внутренняя отделка просто осыпалась». Крейгу удалось убедить предыдущего хозяина дома продать постройку. Затем стал вопрос о том, как отправить его в Англию.
К счастью, спустя два месяца, в течение которых дом путешествовал по морю, он в целости и сохранности был доставлен в Великобританию, где простоял на складе в течение еще шести месяцев. В конце 2013 года Крейг перевез его в амбар в Хэртфордшире и начал медленный процесс реставрации. Художник жил в то время в Лондоне и регулярно совершал наезды в Хэртфордшир, чтобы работать над «Футуро».
Марко, которого считают ведущим экспертом в этой области, впервые заинтересовался домами «Футуро» в 1995 году. «В то время эти космические дома почти полностью забыли, и они не были представлены в книгах об архитектуре или дизайне», — рассказывает Марко. Поэтому вместе с режиссером Мика Таанила ему пришлось рассказать историю дома с самого начала: «Мы взяли интервью у Матти Сууронена и других людей, которые были связаны с проектированием и строительством дома и бережно собрали всю информацию о “Футуро”, которую смогли найти».
«В “Футуро” меня больше всего завораживает то, что несмотря на коммерческий провал, он прошел испытание временем и получил вторую жизнь в качестве иконы космической архитектуры и дизайна второй половины 1960-х, а также стал арт-объектом».
«Я хотел восстановить оригинальный финский дизайн дома, — говорит художник. — Я верю в соблюдение целостности каждого объекта и не являюсь сторонником использования более модных и новых материалов. Это не значит, что в будущем мне не захочется что-то поменять во внешнем дизайне, но я стремился вернуть дом к первоначальному виду, а не полностью изменить его».
Дверь ведет из основного жилого и спального пространства дома на «крыльцо», рядом с которым находится ванная.
Именно благодаря таким энтузиастам, как Крейг, экземпляры похожих домов все еще можно найти. «Его вполне можно назвать куском мусора из прошлого, но у него есть несколько преданных почитателей», — говорит Дэвид.
«Как в случае и с любым другим произведением искусства, нужно, чтобы люди могли соприкасаться с “Футуро”, чтобы дом стал успешным и нужным. — говорит Крейг. — В идеальном мире я вижу его в качестве перемещающегося в пространстве корабля, у которое есть разные функции. Это важное с архитектурной точки зрения произведение, и мне хочется, чтобы его могли увидеть и другие».
Марко придерживается того же мнения. «Футуро» прекрасно отражает дух утопической архитектуры 1960-х годов, которая ставила под сомнение существующие практики. Ее наследие необходимо хранить в качестве напоминания о тяге к экспериментам той эпохи, а также по многим другим причинам».
РАССКАЖИТЕ НАМ…
Что вы думаете об этом культовом доме? Поделитесь своим мнением в разделе комментариев ниже.
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ…
в мире | Мир дизайна | США и Канада | Австралия | Япония | Северная Европа | Британия | Франция | Германия | Италия | Испания | Другие страны
Originally posted 2016-06-13 09:22:05. Republished by Blog Post Promoter