Каждый год на нас обрушивается десяток прогнозов и утверждений, какой цвет или палитра станут главными в ближайшее время. В начале года были заявлены розовый кварц и оттенки белого, палитра синего и нюансы зеленого, серый, голубая безмятежность… На осень 2016-го — фуксия, голубой, ярко-красный и приглушенный кирпичный, глубокий зеленый, цвета коричневой глины и горчицы.
Так, может, пришла пора изучить, кто и каким образом решает, почему тот или иной цвет входит в моду? Почему мы доверяем эти прогнозам или, напротив, поступаем по-своему? Мы не призываем менять цветовые предпочтения ради предложенных вариантов, но надеемся, что они помогут вам определиться с выбором для собственного дома.
Цвета года и колористические тренды объявляют несколько институций: Институт цвета Pantone (Pantone Color Institute), Akzo Nobel Global Aestetic Centre (Dulux), 4-5 влиятельных агенств стилей. Помимо этого несколько самых крупных компаний-производителей красок также выбирают основные цвета на год.
«Институт цвета Pantone — самая авторитетная организация, занимающаяся цветом. Их веера-палитры с тысячами оттенков необходимы для печати, цифровых технологий, моды, дизайна интерьеров и других сфер, связанных с использованием цвета. По сути Pantone создает для нас язык, на котором могут легко общаться между собой все представители мира дизайна. А главное — эта организация не просто дает номера и названия бесчисленным оттенкам, но и проводит глубокий анализ, экспериментирует с цветами и, в силу своего авторитета, даже принимает за нас решения.
Каждый год, основываясь на тенденциях и мировых настроениях, компания выбирает главный цвет года и несколько оттенков на сезон», — рассказывает дизайнер-колорист Ксения Чупина.
Почему теперь названа пара — а не один цвет, как обычно?
В этом году специалисты Pantone создали палитру унисекс, делая акцент на том, что в этот раз оттенки не делятся на мужские и женские: «Во многих регионах мира размываются границы между женской и мужской модой, что, в свою очередь, отражается на тенденциях, связанных с цветами, в других областях дизайна. Единый подход к цвету совпадает с социальным движением в сторону равенства полов и мобильности, а потребители чувствуют себя более комфортно в использовании цвета как формы самовыражения. Нынешнее поколение меньше боится, что его осудят, и больше расположено к обмену информацией, что открыло нам глаза на разные подходы к использованию цветов», — говорит Литрис Айзенман (Leatrice Eiseman), исполнительный директор Pantone Color Institute.
Dulux и Akzo Nobel Global Aestetic Centre каждый год выпускают исследование ColourFutures с прогнозом цветовых трендов на год: «Мы постоянно отслеживаем по всему миру зарождающиеся тенденции в обществе, экономике и дизайне. Группа независимых экспертов прогнозирует цветовые тренды на два года вперед. Наши прогнозы основаны на исследованиях реальной жизни, полученной из индустрии дизайна и с учетом поведения потребителя».
Главным цветом 2016 года в ColourFutures назвали Золотую Охру (Cherish Gold). Это мягкий теплый оттенок, одновременно напоминающий о золоте и натуральных земляных тонах, и по мнению экспертов отсылающий сразу и к историческому наследию, и к будущему: «Это плавный переход от главного цвета 2015 года — медно-оранжевого».
Есть ли какие-то предпоказы для производителей мебели и красок?
«Уверен, что предпоказы проводятся, иначе десятки партнеров Pantone не могли бы в течение буквально пары недель (а иногда и пары дней) представлять множество разнообразных продуктов в цветах нового года, — делится Василий Дождалев. — Цвета года Pantone взяты из палитры Fashion, Home and Interiors. Каждый цвет имеет строго определенные колориметрические параметры, позволяющие воспроизвести его практически в любых материалах и носителях. На сайте Pantone есть информация по ближайшим цветам из популярной палитры Pantone Plus, а также их RGB- и CMYK-значения».
Зачем нужны агенства стилей?
«Все, что составляет наш стиль жизни, производится множеством компаний. И чтобы у них были подсказки, в каком русле двигаться и быть модными и востребованными, для них разрабатывают концепции агенства стилей, — рассказывает Anna Evstigneeva, аналитик стилей. — Они существуют больше 50-ти лет, и первыми были французы.
Родоначальницей агенства стиля была Мэм Анодин (Maimé Anodin) из дамского глянца. Она завела на страницах Jardin de Mode рубрику, где подбирала модные, на ее взгляд, предметы, востребованные в следующем сезоне (цвета, ткани и т.д.). Она стала делать такие подсказки для широкой публики, потом это переросло в концепцию альбомов тенденций (cahier de tendence), которые в дальнейшем стали использовать агенства стилей. Первый ее альбом, появившийся в 1963 году, был посвящена исключительно цвету и назывался l’Alphabet des couleurs».
Агенства стилей представляют свои разработки, которые касаются потребительской жизни человека в виде альбомов тенденций (cahier de tendence) или вдохновения (cahier de inspiration). В этих тетрадях обязательно присутствуют цветовые гаммы, самые модные мотивы в декоре, образцы тканей, зарисовки, выверенные тексты, которые высвечивают ключевые слова той или иной тенденции.
Существует несколько крупных агенств, которые занимаются созданием альбомов тенденций, влияющих на профессионалов. Среди них — Nelly Rodi, эксперты которого проводят большую работу (помимо разработок для крупных компаний) для всемирно известного салона Maison&Objet: он уже более 20 лет дважды в год представляет актуальные тенденции для дома и интерьера.
Другие лидеры рынка — Peclers, Promostyl, Carlin International: их прогнозы являются самыми влиятельными, модными и глубокими. Нельзя упускать из внимания и такого трендсеттера, как Ли Эделькорт: она стояла у истоков основания школы дизайнеров при компании Philips. Эта компания много внимания уделяла разработкам в области цвета и формы своих объектов. Ее агенство также выпускает тетради тенденций для разных производителей.
«Если глянцевые журналы, модные блоги и сайты предъявляют тренды, которые актуальны в ближайший сезон, то агенства выдают прогнозы на несколько лет вперед, — рассказывает Anna Evstigneeva. — Они делят тренды на кратковременные (6-8 месяцев), средней длительности (до трех лет) и более длительные тенденции в развитии культуры потребления и идей из области футурологии (5-10 лет). Последние носят более философский характер. Все эти тетради довольно дорогие, просто так в интернете вы их не найдете, если захочется посмотреть, что будет модным через 2-3 года. В открытом доступе обычно есть тенденции на ближайшее время, предстоящий сезон».
ПОДРОБНЕЕ О ПРОЕКТЕ С ФОТО…
Винтаж и яркая этника в московской квартире
Как цвета приходят в интерьер?
В агентствах стиля работают дизайнеры, художники, историки искусства, филологи, социологи — они собирают отовсюду отзвуки и идеи, витающие в воздухе. Их могут вдохновить на проработку и формулировку самые тривиальные вещи: шарф, который был на пожилой женщине, или то, как неуклюже на себя надел вещь ребенок, сделавший так, как ему хочется. Все эти тетради тенденций создаются агентствами стиля для производителей, которые занимаются массовым серийным производством. Но существуют и компании-трендсеттеры — например, Kartell, Flos, Moroso: они сами, работой своих дизайнеров формируют эти тренды.
Правила рынка таковы, что нужно прислушиваться к ситуации, чувствовать публику, аудиторию, понимать, к чему она будет восприимчива. «Есть парижская выставка Premiere Vision, которая проходит дважды в год и посвящена сезонным тенденциям, показывая множество аспектов стиля: ткани и их фактуру, цветовую гамму, аксессуары, силуэты, которые будут в моде, — делится Anna Evstigneeva. — На ней представляют прогноз на 2-3 года. Как раз за это время компании успевают перестроить свои мощности. Но на сайте выставки всегда можно посмотреть актуальные тенденции на ближайший сезон — осень и зиму 2016/17 года: все идет на контрасте, столкновении экспрессивных и выверенных припыленных цветов; возвращается серебристый блеск».
ПОДРОБНЕЕ О ПРОЕКТЕ С ФОТО…
Камин с изразцами и русские мотивы в доме для трех поколений
Самые крупные производители красок объявляют свои модные цвета, но каждая компания выбирает собственные методы и ту цветовую гамму, которую может выпускать, исходя из своих производственных возможностей и соблюдая правила конкуренции. Так как же это происходит?
Как компании выбирают, какой цвет станет популярным на рынке в следующем году?
«Мы выбираем лучшие цвета для красок, основываясь на прошлом опыте, а не тенденциях. Однако мы используем разные сочетания цветов, чтобы, с одной стороны, следовать традиции, а с другой — создавать современные палитры, — рассказывает Шарлотт Кросби, креативный директор марки Farrow & Ball. — Создавая палитру для следующего года, мы используем книги тенденций и отслеживаем то, что происходит в мире дизайна. Кроме того, мы смотрим на то, какие цвета пользуются популярностью в наших шоурумах и советуемся с экспертами».
«На нашу палитру влияют тенденции из мира дизайна интерьеров и моды, — объясняет Дэвид Моттерсхэд, управляющий директор компании Little Greene. — Источником вдохновения для синей палитры послужила растущая популярность этого цвета в моде. В частности, это касается денима, оттенка синего, который очень популярен. “Синяя” коллекция должна была отражать вкусы клиентов. Люди с растущей уверенностью используют в оформлении домов смелые цвета и энергичные современные оттенки».
Какие методы или аналитика используются при определении цветовой палитры?
«Каждые два-три годы мы обновляем палитру, чтобы отражать меняющуюся популярность разных цветов. Нам требуется время, чтобы определить долгосрочные тенденции, получить информацию от наших консультантов и разработать новую палитру, — говорит Шарлотт Кросби из Farrow & Ball. — Все цвета создаются нашей небольшой командой, и каждый цвет должен по-настоящему заслужить свое место в палитре, так как он заменит уже существующий. Мы никогда на самом деле не останавливаем производство краски того или иного цвета. Цвет остается в архиве, и его всегда можно заказать».
Марка Sherwin-Williams объявила алебастровый (SW 7008) цветом 2016 года. «Он дает спокойствие и отражает подход “чем меньше, тем лучше”. Это и не холодный, и не теплый цвет, но, скорее, сдержанный и загадочный оттенок белого. Согласно нашему опросу National Home Design and Color Survey, проведенному в октябре 2015, почти каждый третий из четверых (73%) предпочитает мягкость и деликатность алебастра простому белому цвету при выборе нейтральных тонов для оформления дома», — говорит Джеки Джордан, директор по маркетингу Sherwin-Williams.
«Хотя источником вдохновения для создания новых цветов может служить природа или мода, мы должны адаптировать их для того, чтобы ими могли пользоваться в дизайне интерьеров. Выбор оттенков для дома — процесс, сильно отличающийся от выбора цветов в моде (например, сочетания юбки и рубашки). Ведь цвета для интерьера должны создать комфортные условия для повседневной жизни», — говорит Дэвид Моттерхеэд из Little Greene.
«Нам помогла информация, полученная от экспертов, которые общались с консультантами по цвету и представителями шоурумов. Кроме того, мы учитывали социальные, экономические и демографические тенденции, так как они могут определять выбор потребителей, — рассказывает Шарлот Кросби. — На выбор цвета этого года повлияло 70-летие компании, в этом году мы проанализировали историю марки и выбрали цвета, которые отражают наше наследие, но при этом являются современными».
Дэвид Моттерсхэд с энтузиазмом отмечает: «В Little Greene установилась традиция находить архивные цвета и узоры, вдыхая в них новую жизнь. Крупные цветы с экзотическими птицами — классический орнамент, который, тем не менее, опять в моде. Благодаря тесному сотрудничеству с командой экспертов нам удалось воссоздать старый дизайн в современном — и при этом вневременном ключе, использовав новые цвета и масштабы, чтобы вписать в современные интерьеры».
«Когда мы приступаем к разработке новых цветов, то планируем палитру на два следующих года, — говорит Шарлотт Кроссби. — А если мы выбираем цвета года, то стараемся планировать это за 9-12 месяцев, чтобы цвета были как можно более актуальными».
«Сейчас мы работаем над обновленной палитрой, которая будет доступна в следующем году, — рассказывает Дэвид Моттерсхэд. — С тех пор, как вышла нынешняя палитра, были введены новые сочетания цветов, тогда как другие оттенки стали менее важными. Это значит, что в палитре появляются лакуны, которые можно заполнить».
Модным интерьер действительно делает цвет. Можно ставить разную мебель, выбирать стили, но сочетания оттенков и цветов — то, что первым видит глаз. Именно краски превращают гостиную или кухню в живое пространство, скрывают недостатки, поднимают или опускают высоту потолка, наполняют комнаты настроением, наконец.
Но ни один профессиональный колорист или дизайнер не станет навязывать заказчику тот или иной модный цвет. Он может предложить варианты, сочетания, акценты, но окончательное решение принимает владелец дома.
По мнению пользователя
freedommm, такие прогнозы для обычного человека — способ найти свои цвета: «Когда начинаешь делать ремонт или отделку, невероятно сложно подобрать цветовую гамму без посторонней помощи. Такие обзоры модных цветов дают нам, простым людям, готовые решения. В прошлом году именно так я выбрал оттенок для стен, когда решил делать ремонт. Выбрал модный цвет 2015 по версии Dulux — медно-оранжевый (этот цвет мне действительно понравился), подобрал к нему светлый оттенок. В результате получил готовую композицию цветов для окрашивания стен».
«Это не вопрос веры, а вопрос доверия, — говорит Анна Евстигнеева. — Любая тетрадь тенденций или цвет года — это ориентир, идеальный образ, к которому приглядывается профессиональный мир. Все тенденции в буквальном виде не проявляются. После объявления цвета сезона или года никто не закрашивает все стены в розовый и не меняет, скажем, весь текстиль на оттенки синего. Это набор инструментов, который каждый человек волен использовать на свое усмотрение и примерять на себя в той степени, в которой ему это нужно (будь то заказчик или профессиональный дизайнер)».
ПОДРОБНЕЕ О ПРОЕКТЕ С ФОТО…
Квартира с бибиблиотекой для тысячи дисков и книг
Да, дизайнеры любят думать и говорить о цвете, понимая всю его силу. Но мы не предлагаем заказчикам цвета с точки зрения моды. Среди клиентов есть люди чрезвычайно чувствительные к очень тонким различиям оттенков или узоров. Для одной заказчицы мы делали пять выкрасов при выборе розовато-сиреневого оттенка стен! С другой — тщательно выбирали off-white. И главное, что выбранный колер эти люди — без специального образования, не практикующие работу с цветом — отлично помнят и через неделю, и через две и безошибочно его определяют. Они запоминают понравившийся тон как настроение, как выражение лица».
ПОДРОБНЕЕ О ПРОЕКТЕ С ФОТО…
Спальня недели: Эко-дизайн с неброскими золотыми акцентами
Большие текстильные и обойные бренды, производители красок уже достаточно давно следят не за этими публикациями, а за миром моды и предметного дизайна. Хороший пример — перенос серой палитры из мира моды в интерьер в последние два года. Палитра сразу стала популярной в Европе и в России и в некотором смысле она заменила бежевый цвет».
«Средний срок работы архитектора над проектом дольше (от года до трех), чем кратковременные колористические тренды, объявляемые для компаний — производителей мебели и аксессуаров. Есть более глобальная тенденция — изменение цветовой палитры от насыщенных красных, золотых и теплых тонов в сторону более сдержанных и холодных оттенков, — рассказывает архитектор Дарья Харитонова. — На мой взгляд, в «похолодании» интерьерной гаммы ключевую роль сыграло изменение освещения: появление энергосберегающих и светодиодных светильников вывело на сцену новую приму — серый цвет. Думаю, интерьер и дальше будет развиваться в сторону более холодных и звонких оттенков — нас ждет мода на синий, бирюзовые, малахитовые лимонные, карминовые оттенки».
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Обращаете ли вы внимание на прогнозы и объявленные цветовые тренды? Поделитесь своим мнением в разделе комментариев!