Если не принимать в счет ножи, классификация бокалов едва ли не самая запутанная — высокие на тонких ножках, приземистые, широкие, треугольные и вытянутые — практически невозможно пересчитать сколько на самом деле существует видов бокалов для спиртного. Да мы и пытаться не будем. Вместо этого вспомним несколько забавных фактов, связанных с бокалами.
Первые коктейли, придуманные в Англии в начале 1800-х годов, сильно отличались от современных. Во-первых, это были утренние напитки, славящиеся примерно тем же набором полезных свойств, что сейчас приписывают кофе: они бодрили, заставляли «вздернуть хвост» (отсюда пошла одна из многочисленных версий появления слова cocktail) и в целом улучшали самочувствие за счет входящих в напиток битеров. Последний пункт, впрочем, мог быть простой уловкой для оправдания алкоголя на завтрак.
Во-вторых, коктейли подавались в очень маленьких бокалах на 60-70 мл — по современным меркам это среднего размера стопка. В-третьих, коктейли имели устоявшийся состав. В них всегда входил крепкий алкоголь — женевер, бренди или виски — сахар, битеры и вода. То были времена до экспорта льда, полностью перевернувшего впоследствии барное мастерство.
Совершенно необязательно разбираться в нюансах объемов и форм огромной линейки винных бокалов, чтобы безошибочно указать бокалы для «игристого» — узкие, утонченные, на длинных тонких ножках, они всем своим видом олицетворяют красивую жизнь. Форма современных шампанских бокалов очень «правильная» и легко объясняется: из них, конечно же, дольше не испаряются пузырьки и аромат игристого вина.
И, наконец, самое необычное применение широких шампанских бокалов — именно в их гипертрофированных версиях купается во время шоу королева современного бурлеска Дита фон Тиз. Справедливости ради надо отметить, что номер был придуман не ей и уже практиковался в 50-е годы, но точно найти его истоки или информацию о первой танцовщице в огромном бокале практически невозможно — вероятно, танец зародился во времена американского сухого закона, когда под запретом были не только питейные заведения, но и полуобнаженные девушки.
Во время сухого закона возможно придумали еще и бокалы для мартини — если верить легенде, за счет почти треугольной, очень открытой формы чаш из этих бокалов было проще выплескивать спиртное во время полицейского рейда. Уже гораздо позже бокалы для мартини с характерной оливкой и очень схожие по форме коктейльные бокалы стали неофициальным символом баров во всем мире — именно они чаще всего встречаются на старых неоновых вывесках.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Фотоохота: 90 идей, как оформить мини-бар дома своими руками
Однако ничто не повлияло на популярность мартини так, как неподражаемый Джеймс Бонд. Пристрастие суперагента к этому коктейлю из джина и вермута породило бесчисленное количество утренних головных болей, а у фразы “Shaken, not stirred” (Взболтать, но не смешивать), попавшей в список топ-100 кино-цитат всех времен, даже есть своя страница в википедии. Взбалтывание, к слову, очень сильно влияет на консистенцию и даже вкус коктейлей: в то время как обычное смешивание в бокале со льдом просто охлаждает и немного разбавляет напиток, взбалтывание добавляет мелкие пузырьки воздуха, образующие тонкий слой пены, полностью меняющие текстуру.
Обычай бить бокалы присутствует во многих традициях, притом по разным причинам. Яркий пример — еврейские свадьбы, где растоптанный женихом бокал служит одним из кульминационных моментов церемонии. Этот жест воспринимается по-разному: кем-то приметой удачи, кем-то в качестве напоминания, что любая радость рано или поздно приходит к концу, а кем-то — символом потерянного Иерусалимского Храма.
У многих народов бокалы разбивались после особенно грандиозных тостов, а в России такая традиция связана с легендой о Петре Великом, граненом стакане и словах «Стакану быть», понятых как «Стаканы бить». У сербов битые посуда и бокалы — это знак особенной душевной боли, накатывающей во время бурных празднований.
Пить хорошее вино неправильно очень просто — переостудить красное, подать голубые сыры к белому и дать выдохнуться игристому. Самый же простой способ, которым грешат почти все обладатели скромного домашнего бара, это налить вино в неправильный бокал. Не зная всех нюансов и науки, стоящей за их разнообразием, может показаться, что сам факт существования нескольких видов бокалов для одного только красного вина — это просто пижонство. Однако если углубиться в тему, окажется, что за каждой формой стоит хорошее объяснение.
Например, из высоких бокалов, как правило, пьется вино с яркой кислинкой — из за их вытянутости у вас не остается выбора, кроме как сильно опрокинуть в процессе голову. В то же время язык сам по себе слегка сворачивается в трубочку, и вино, минуя его боковые зоны, отвечающие за кислый вкус, сразу же оказывается у горла.
Но если простое вино очень легко испортить всем подряд, любой коктейль можно улучшить с помощью маленького секрета: просто добавьте несколько крупинок соли.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Дзинь-ля-ля: Пьем пиво из винного бокала
7. Увековеченная рюмка
Хотя история московского «Дома под рюмкой» на Остоженке остается доподлинно неизвестной, есть сразу несколько версий появления на его крыше металлической башенки, очень напоминающей перевернутую рюмку. По одной из них, рюмка была вписана в проект владельцем дома, купцом Филатовым, кутилой и большим любителем выпить, однако вовремя бросившим пагубную привычку. По другой версии, все то же самое могло произойти с купцом Саввой Морозовым, богатейшим человеком своего времени. Наконец, есть и самый простой вариант — в начале XX века башенки просто вошли в архитектурную моду и присутствуют на нескольких других московских домах того времени. Так или иначе, современникам доходный дом Я. М. Филатова пришелся не по душе.
Бокалы из тонкого хрусталя действительно можно разбить с помощью голоса без усилителей, хотя и придется постараться. Впервые удачный исход этого эксперимента на камеру сняли в программе «Разрушители Легенд» в 2005 году — тогда винный бокал поддался напору рок-певца и преподавателя по вокалу Джейми Вендеры. Фокус состоит в том, чтобы несколько секунд выдерживать голосом резонансную частоту стекла громкостью порядка 100-110 децибел. Другими словами, надо петь ту же ноту, что издает бокал, по которому слегка ударили, и делать это с громкостью летящего вертолета. Конечно, повторить эксперимент вряд ли получится первые несколько лет, но на всякий случай наденьте защитные очки.
Закроем бокальную тему новостями на гране научной фантастики. Если, прочитав статью, вы решили, что самое время разобраться, из чего и как вы пьете, поторопитесь — возможно, в ближайшем будущем привычные сосуды заменит… левитация. По крайней мере прототип устройства, использующего звуковые волны для поднятия в воздух капель спиртного, уже несколько лет как разработали.