Окна — наиболее слабое звено в «ограждающей конструкции здания». Причем, как по тепловым потерям, так и по шуму. Можно ли что-то сделать с обычными окнами, чтобы в квартире стало тише? Или нужны обязательно особые, с улучшеными акустическими показателями? — Разбираемся.
Транспортные проблемы — это настоящий бич мегаполисов. Застройка XVIII-XIX веков не подразумевала такого количества машин. Иной раз оказывается, что новые транспортные магистрали необходимо вести прямо среди давно обжитых кварталов. И если в условном Бангкоке ради хайвеев легко было бы пожертвовать старыми одноэтажными лачугами, то городам-миллионникам, как Москва или Санкт-Петербург, с массой исторических памятников, такой способ не подходит.
Факт: Считается, что в городах основным шумом является воздушный шум транспортного потока. Так что комфорт проживания в старом доме, расположенном вдоль оживленной автомагистрали — это не только проблема «вредных выхлопов» и загрязненности воздуха.
Любые рекомендации и расчеты, которые мы будем приводить в этой статье, относятся только к закрытому окну. Как только вы откроете супертихое окно для проветривания, от его звукоизоляции мало что останется. Поэтому проблему звукоизоляции надо решать в комплексе с вентилированием помещений.
В массовом порядке эта проблема «или шумно, или душно» появилась при замене окон в жилых домах вдоль третьего транспортного кольца в Москве. Попытка за шумозащитные выдать просто герметичные окна из ПВХ с двухкамерным стеклопакетом ни к чему не привела. Жильцам приходилось для проветривания открывать окна, звукоизоляция которых тут же пропадала. В домах без механической вентиляции (окна при этом не принимают участия в воздухообмене и могут быть всегда закрыты) шумозащитными могут считаться только окна со специальными клапанами, обеспечивающими высокую звукоизоляцию в режиме проветривания.
Факт: Проблема шума может возникнуть не только в крупном городе, но и в загородном поселке. Ваш дом может быть расположен неподалеку от аэропорта, железной дороги или автотрассы. Даже в поселке на поляне среди леса вас может годами преследовать шум от строящихся соседей.
ПО ТЕМЕ…
Шумы в помещении бывают разной природы. Окна защищают нас только от воздушного шума снаружи (автомобили, ветер, водопад, самолет и т.д.). Но кроме воздушных есть и структурные шумы. Попадают они в помещение по элементам конструкции здания. Например, часто можно слышать шум перфоратора при ремонте у соседей. Или вибрацию стен от проходящей недалеко электрички, поезда метро, работающей по ночам под окнами тяжелой строительной техники. Эта проблема решается не окнами, а другим способом.
При одинаковых окнах в меблированной комнате всегда будет заметно тише по сравнению с пустой. Разница примерно в 5 дБА — это средняя величина внутреннего шумопоглощения элементами интерьера (ковры, мягкая мебель, шторы и т.д.). Так что если вам «шумно» в новостройке, сначала решите вопрос с мебелью, а только потом — думайте про замену окон на «супертихие».
Для аттестации акустических характеристик окон в РФ используется «Rа транс.» — величина звукоизоляции окна в закрытом положении. Считается, что днем в жилом помещении допустим шум 40 дБА, а ночью — 30 дБА. В московских нормах МГСН 2.04-97 «Допустимые уровни шума, вибрации и требования к звукоизоляции в жилых и общественных зданиях» можно встретить и более жесткие нормы — 35 дБА и 25 дБА соответственно. Измеряем уровень шума при закрытых окнах, отнимаем 5дБА («на внутреннее шумопоглощение») и допустимый норматив — получаем показатель защиты, который должны иметь окна.
Например, если около вашего дома днем в часы «пик» шум 80 дБА (вполне реальная ситуация в Москве), то потребуются окна с величиной Rа транс.= 80-35-5=40дБА. Если же такой шум беспокоит вас ночью, то окно должно иметь звукоизоляцию уже 50 дБА.
Массово используемые в строительстве двухкамерные стеклопакеты с тремя стеклами толщиной 4 мм (именно они определяют характеристики всего окна) имеют Rа транс. на уровне 30 дБА, причем с провалом на частоте резонанса 250-300 Гц, именно там, где находится максимум интенсивности шума автомобильного потока. Поэтому реальная защита от воздушного шума транспортного потока всегда меньше 30 дБА.
Так называемые «финские окна» с раздельными переплетами (створка со стеклом плюс створка со стеклопакетом) за счет гораздо большего воздушного промежутка между стеклом и стеклопакетом имеют меньшую частоту собственного резонанса и более высокие значения Rа транс. — до 33-35 дБА. Это значение может доходить до 39 дБА — с увеличением воздушного зазора между створками с соответствующим ростом стоимости окна.
Вывод: За разумные деньги окно с Rа транс. больше 40 дБА сделать вряд ли удастся — потребуются специальные меры.
- Важны не дБ, а дБА. Иногда в рекламе оконных фирм приводятся не совсем те децибеллы. Вместо величины Rа транс. в дБА указывается величина индекса звукоизоляции Rw в единицах дБ. И по рекламе выходит, что окна данной фирмы гораздо тише, они ведь имеют 40 дБ, а у конкурентов 30 дБА. На самом деле в большинстве случаев эти величины соотносятся так: Rа транс. = 0,6 Rw +6. Другими словами, окна по звукоизоляции одинаковы.
- Толщина стекол мало что решает. Часто в рекламе можно встретить заверения, что использование стекла толщиной 6 мм вместо 4 мм решит все ваши проблемы. На самом деле замена в стеклопакете одного стекла 4 мм на стекло 6 мм дает эффект всего в 1 дБА. Часто даются рекомендации для «ухода от резонанса» использовать в стеклопакете дистанционные рамки разной ширины (например, не 12 мм и 12 мм, а 10 мм и 14 мм), использовать не три стекла по 4 мм, а стекла 3 мм, 4 мм и 5 мм. Все эти ухищрения, если и дадут какой-то эффект, то вряд ли вы его заметите. Хотя «эффекта плацебо» никто не отменял.
- Малосущественное влияние на увеличение звукоизоляции окон оказывают различные тонкие ламинирующие пленки, конструкция оконного профиля и заполнение межстекольного пространства различными газами. Каждое из этих мероприятий может дать эффект на уровне 1 дБА.
- Не стоит ждать чудес и от замены однокамерного стеклопакета на двухкамерный, он обычно не имеет реальных преимуществ по звукоизоляции. Двухкамерный стеклопакет появился из соображений энергосбережения, а не акустики.
Надо учесть основные факторы, определяющие проникновение звука через окно: герметичность, «закон масс», так называемые «гибкие связи» между стеклами через воздух. Например, щеточные воздухопроницаемые уплотнители, устанавливаемые в раздвижных окнах между глухой и подвижной частями, резко ухудшают звукоизоляцию на средних частотах.
Звукоизоляция окна может снижаться при некачественных уплотнителях в притворах окон, плохой регулировке фурнитуры, некачественном запенивании монтажного шва и отделке откосов.
- Использование стекол толщиной больше 10 мм. Но это проблематично из-за резкого увеличения веса стеклопакета и нагрузки на фурнитуру.
- Применение толстых клееных триплексов, особенно специальных «акустических» типа 4.4.2 Stratophone. Но это опять проблема веса и плюс стоимость.
- Использование окон схемы «стекло + стеклопакет» со значительным (лучше 100 мм и более) воздушным промежутком между наружным стеклом и внутренним стеклопакетом.
- Радикальным решением проблемы является переход на две нитки остекления (на фото), когда в разных переплетах на расстоянии 30-40 см расположены, например, два обычных однокамерных стеклопакета.
Особенно тяжелые случаи по наружному воздушному шуму (всю ночь дискотека под окнами), решаются установкой не двух, а трех ниток остекления. В таких случаях может потребоваться еще и дополнительная звукоизоляция всего оконного проема и откосов.
Совет: В сложных случаях не пытайтесь решить проблему шума «малой кровью», опираясь на оконную рекламу. Можно самостоятельно оценить акустические свойства различных стеклопакетов с помощью специальных конфигураторов типа pilkington, но лучше обратиться к специалистам и смириться с неизбежными тратами. Устранение проблем со звукоизоляцией обычно выходит дороже, чем решение вопроса с конденсатом на окнах.
Originally posted 2017-04-22 13:29:12. Republished by Blog Post Promoter