Так случилось, что заказчики, которым я сделала городскую квартиру, пришли ко мне с новым проектом — реконструкции загородного дома, простоявшего уже пятнадцать лет. Дом был кирпичный, построенный в начале девяностых «по всем правилам» и расширенный впоследствии деревянной пристройкой. Предстояло не только привести эти разные конструкции к единому знаменателю, но еще и сделать все в «русском стиле», включая интерьер! И тут я задумалась.
Как часто в своей работе я обращаюсь то к Востоку, то к Западу… А что, кроме ярких растиражированных клише, я знаю про свой родной русский стиль? Вооружившись двухтомником «Истории русской культуры» и прекрасной книгой Александра Васильева «Русский интерьер» (настоятельно рекомендую для прочтения не только профессионалам) я занялась самообразованием. Эта статья — итог проделанной мною работы.
Что такое исконный русский интерьер — пожалуй, не знает никто. Слишком много в нашей истории было набегов, пожаров, войн, революций. Практически нет ни одной семьи, которая из поколения в поколение передавала бы родовое гнездо со всеми ценностями, как это происходит, например, в Англии, Франции, Италии.
В той же Британии, если речь заходит о реконструкции фамильного особняка, поднимаются домовые книги не за одну сотню лет — с чертежами и перечнем использованных материалов, включая артикулы и фабрики. Мы же только сейчас, постепенно начинаем возвращаться к своим истокам, к своему богатому культурному наследию.
Древнейшее наследие
У древних славян жилища были достаточно аскетичны. Строили из дерева сначала основной дом, а затем вокруг него — все хозяйственные постройки. В доме только необходимое: печь, стол, лавки, сундуки.
Ни один славянский интерьер не обходился без «защиты». Обязательны были обереги, защищающие хозяев и скот от злых духов, приносящие благополучие и процветание. Это могли быть как обрядовые куклы, так и различные символы и знаки, украшающие окна и двери. Место для Домового было обязательным. По древним поверьям, хранитель дома жил за печкой. Именно поэтому печь в славянском доме всегда заботливо украшали и держали в чистоте. Натуральность присутствовала и в материалах и в цветах.
Исследователь быта русских царей Иван Забелин пишет, что основой жилища была клеть — связь бревен в четыре угла. Стены и потолки обшивали тесом, настилали деревянные полы. Мебель была деревянной, резной и крашеной. Освещали все лучинами в высоких кованых подставках, позднее освещение стало cвечным.
В Смутное время при правлении Дмитрия Самозванца уже чувствуется начало влияния Запада. Современники упоминают роскошный дворец в польском стиле, стены которого были обиты рытым бархатом и золотой парчой. Кровати и трон украшались позолоченными балдахинами. Печи выкладывали зелеными изразцами с серебряными решетками. Занавеси на окнах были алого цвета, а пол и лавки покрывались персидскими коврами.
Русский стиль эпохи Романовых
Воцарение в 1613 году основателя дома Романовых — Михаила Федоровича — обозначает новую, прозападную, эпоху в русском интерьере. В нем уже угадывается барокко. Алексей Михайлович продолжил начинания отца в строительстве — его дворец в Коломенском считался «восьмым чудом света». Но, до наших дней, к сожалению, ничего не сохранилось. Известно, что работу во дворце вели в основном иноземные мастера: немцы и поляки.
Влияние Запада становилось все сильнее. «Византийская восточность» ушла на второй план. Именно в это время появились знакомые нам стулья, которые вытеснили скамьи; серебряная и золотая посуда. В ходу была мебель на львиных или кривых ногах, немецкие шкафы, которых до тех пор в России не знали!
Слюдяные оконца сменили витражные окна из цветного стекла. Стены декорировали панелями из тесненной золоченной кожи и английским и фламандским сукном. В интерьерах появились немецкие часы и венецианские зеркала. В XVII веке в Москву проникла мода обклеивать деревянные стены в хоромах итальянскими гравюрами.
Новая веха в в русском интерьере связана с приходом к правлению Петра I. Основание в 1703 году Санкт — Петербурга полностью поменяло представление не только об архитектуре, но и о внутреннем убранстве жилья. Исчезли своды, комнаты стали более просторными, появились анфилады. В моду вошла симметрия.
Изразцовые печи в светских интерьерах постепенно заменили камины. Стены затягивали тканью или закрывали деревянными панелями. Вешали большие зеркала и картины. Чувствуется влияние голландских вкусов!Модными стали необычные материалы. Появилась знаменитая янтарная комната.
На рубеже XVII-XVIII веков возник стиль Нарышкинского барокко, сумевший соединить в себе запад с элементами древнерусского творчества. Барокко плавно перетек в рококо: мебель стала мягче, удобнее, изящнее, но ее в интерьере было по-прежнему немного. Нередко она красилась в зеленый цвет с позолотой. Уже считалось неблагопристойным иметь комнаты без обой и зеркал.
Новый правитель — новые взгляды. Под влиянием раскопок, проведенных в Помпеях и Геркулануме, родился классицизм, сыгравший большую роль в русских интерьерах. Это была эпоха Екатерины II.
Именно тогда расцвело строительство загородных усадеб, сохранившихся до наших дней и состоящих из барского дома четких выверенных форм, парка и изящных пристроек. Это было время роскошных интерьеров, великолепных картинных галерей и основательных библиотек. Время, пронизанное любовью к изящным искусствам, на которые тратились колоссальные деньги. Время начала собрания потрясающих частных коллекций. Кусково, Архангельское, Останкино, Остафьево… Русские мастера не только копировали иностранную мебель, но и развивали самобытные промыслы. Так, появились предметы интерьера из моржовой кости, стальная мебель тульских кузнецов. Стены и потолки затягивали холстами и расписывали краской на клею. Это было время чистых линий и четких пропорций.
Если на протяжении веков мы видим сплав и влияние различных культур, тогда что брать за основу, когда речь идет о русском интерьере? Где черпать вдохновение? Для себя я вывела следующую формулу.
Русский интерьер — это квинтэссенция Востока и Запада, язычества и христианства. Это терем и классическая усадьба в одном флаконе! И абсолютно не важно, какой эпохой вы собираетесь руководствоваться. Это вневременная стилистика, идеи для которой я черпаю не только в книгах по истории и сохранившихся усадьбах, но и в многочисленных храмах и монастырях, где можно найти необыкновенные по красоте сочетания цветов и материалов. Просто приглядитесь: это потрясающе красиво! Синие, красные, зеленые, охристые тона — как в их мягком проявлении, так и в открытом варианте.
1. Дозировано вводим орнамент
Дерево можно сочетать с натуральным камнем или изразцовой плиткой: это могут быть вставки в мебели, в полу или в дверях. Уместны будут как ручная роспись со старославянской символикой или традиционными узорами, цветочными орнаментами, так и резные элементы (например, вместо традиционной рамы для зеркала можно использовать резной наличник с деревянного дома). Главное — не увлекаться!
Много деревянной отделки — пол, стены, балки. Мебель из нашего родного ореха, дуба, березы, вишни, сосны впишется гораздо лучше, чем из экзотических пород.
Камин (если таковой имеется) можно облицевать изразцами, либо взять за основу выбеленную печь с расписными узорами. Все, что сделано руками и с любовью будет прекрасным дополнением русского интерьера.
Глиняная посуда, кружево, береста, промысловые игрушки. И конечно же, натуральные ткани.
5. Не боимся экспериментов с цветом и золота
Это не значит, что все должно быть «дорого, богато». Но если при наличии белых стен элементы «а-ля рус» присутствуют в подушках, подхватах и росписи, в том числе и в сочетании с золотом — это очень красиво.
Я очень рада своему новому проекту. Он заставил меня не только углубиться в историю, но и посмотреть на родную культуру другими глазами, чего и вам желаю.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Кухня в деревенском стиле
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Что вы считаете русским стилем в интерьере? Как использовать отечественную эстетику и не уйти в китч? — Делитесь своим мнением в комментариях под статьей!
Originally posted 2016-03-23 16:46:38. Republished by Blog Post Promoter