Современный ковер перестали воспринимать как утилитарный предмет и безликий фон — ковры в модных интерьерах играют первую скрипку. Многие из них отлично вписались в современный дизайн-подход: ни дизайнеру, ни покупателям — потребителям дизайна — уже не достаточно, чтобы вещь просто красиво выглядела и хорошо исполняла свою функцию. В вещи важно то, что описывает английское понятие storytelling: предметы в наше время должны еще и рассказывать истории.
Ковер в интерьере подходит для этого как нельзя лучше — у каждого есть какая-то история. Как в стародавние времена, когда по коврам можно было читать: про старинный персидский ковер специалисты расскажут, что на нем изображено, почему именно это и о чем это говорит, что символизирует. А по сюжету можно определить и время, и место, и какие-то особенные детали.
Точно так же можно читать и считывать информацию с современных моделей, потому что за XX век создано такое количество дизайнерских ковров, что, в каком бы стиле вы ни начали оформлять интерьер, вы всегда найдете для всего свои особенные решения. И даже представление о том, что «минимализм и ковры несовместимы», на самом деле далеко от истины.
Мы сейчас видим огромный всплеск интереса к коврам и огромное предложение, огромную вовлеченность дизайнеров в этот процесс. На самом деле он начался еще 100 лет назад. Тогда, в 1920-е годы, развивались параллельно функционализм и ар деко. И дизайнеры ар деко, и дизайнеры-функционалисты от ковров не отказывались, но решали поставленную перед собой задачу в соответствии с той идеологией и эстетикой, которую исповедовали.
Художница Соня Делоне (Sonia Delaunay) была исключительно популярным иллюстратором моды и дизайнером текстиля. Так же часто, как и художественные работы, она делала практические вещи: рисунки для тканей, рисунки для ковров. Она вообще не разделяла эти две сферы деятельности. Она говорила — или про нее говорили, — что может «рисовать нитками», что нитки она использует как художественный инструмент, как кисточку для рисования.
На фото: знаменитая обложка журнала Vogue 1925 года c изображением «оптического платья» от Делоне
Ковры Сони Делоне — некая абстрактная графика. Этот ковер был нарисован и изготовлен в 1925 году и абсолютно соответствует своему времени — времени Пикассо, кубизма, времени самых разных авангардных течений в живописи.
Один из более поздних ковров работы Сони Делоне — Discs. 1968 год, шерсть, связан вручную.
Несколько ковров в те же 1920-е годы сделал другой французский дизайнер — Эйлин Грей (
Eileen Gray). Она была приверженцем очень строгого, минималистичного подхода в интерьерах и в архитектуре. В ее проектах ковры предназначались для замены картин. То есть уже в 1920-е годы в модернистских интерьерах, где по определению не предполагается декора, ковры использовались в качестве предметов искусства. Этот подход не устарел и до сих пор.
На фото: ковер Сastellar от Classicon
На фото: ковры на полу и на стенах в интерьере легендарного дома Е1027
Ковры были единственными декоративными предметами в идеально белом двухэтажном доме Эйлин Грей под названием Е1072, наполненном сугубо функциональными, спроектированными ею самой вещами — трансформируемыми, раскладывающимися, сделанными исключительно из стекла и металла.
Ковер Blue marine был создан Эйлин Грей специально для интерьера своего дома на Лазурном берегу. Выпускается компанией Classicon.
Ковер St. Tropez дизайна Эйлин Грей (1925–1940) ныне тоже переиздается компанией Classicon.
Ковер Wendingen, дизайн Эйлин Грей, 1925–1941, Classicon
В 1960-70-е годы датский дизайнер Вернер Пантон (Verner Panton) делал настолько авангардную мебель, что желающие посмотреть на нее перекрывали улицы, так что полиции приходилось идти в магазин и требовать убрать товар из витрины, чтобы восстановить движение. Это реальная история конца 1960-х, когда его мебель впервые приехала в Нью-Йорк.
На фото: ковер «Геометрия 1», 1960 год
Ковры Вернера Пантона были психоделические, поп-артовые, оп-артовые, то есть с оптическими иллюзиями.
На фото: ковер работы 1968 года
На фото: ковер работы 1978 года от Вернера Пантона
На фото: ковер работы 1978 года от Вернера Пантона
На фото: ковер Onion от Вернера Пантона, 1979 год
На фото: ковер Roulette, дизайн Вернера Пантона, 1965 год
На фото: штаб-квартира издательства Spiegel, дизайн интерьера и предметов, в том числе ковра, сделан Вернером Пантоном
На фото: ресторан Varna в Орхусе, Дания, оформление Вернера Пантона, 1971 год
На фото: ресторан Varna в Орхусе, Дания, оформление Вернера Пантона, 1971 год
Итальянец Этторе Сотсасс (Ettore Sottsass) в 1970-80-е годы стоял у истоков постмодернизма в дизайне, был основателем постмодернистского объединения дизайнеров Gruppa Memphis.
В его работах — сумасшедшая графика, нелогичность и непрактичность, но они совершенно соответствуют духу своего времени.
Этот и следующий ковры — работы ученицы и последовательницы Этторе Сотсасса Натали дю Паскье, которая тоже была членом «Мемфиса».
Безумная, яркая графика в духе 80-х годов — эта тема будет очень актуальна в ближайшее время, поскольку 80-е – это Next Hot Thing, «следующая большая вещь», которая возвращается в интерьерную моду.
Тот же Этторе Сотсасс придумал, как скрестить ковры с мебелью в интерьере.
На фото: Flying carpet chair, 1972 год
Вико Маджистретти (Vico Magistretti) предложил свой вариант дивана с ковром — самым обыкновенным, бабушкиным, домотканым ковром.
На фото: модель Magellano, 2004 г.
Увлечена дизайном ковров и ученица Маджистретти Патрисия Уркиола (Patricia Urquiola) — современный дизайнер номер один.
В частности, она продолжила начатый своим учителем процесс соединения ковров и предметов мебели и спроектировала большую серию ковровой мебели для испанской компании Gаn. Мебель стала единым целым с коврами, и коллекция очень большая, гибко комбинируемая и подстраиваемая под конкретное помещение.
Такие ковры в интерьере (см. фото) никто не назовет “устаревшим артефактом”.
На фото: ковер на пол из серии Mangas, дизайн Патрсисии Уркиолы для Gan
В портфолио Уркиолы есть и ковры по фольклорным мотивам — в данном случае это макраме. Рисунок плетения увеличен в масштабе — доведен до размера, пригодного для интерьера.
На фото: вязаный крючком ковер от Патрисии Уркиолы и Элианы Жерото (Eliana Gerotto) для Paola Lenti
Килим, флокати, бени уран или бушруит? Какой ковер повесить на стену, а какой положить на пол – фото и описания разных видов ковров читайте в нашем обзоре.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ…
Ковер на пол и на стену – 47 фото модных ковров
ВАШЕ МНЕНИЕ…
А вы используете ковры в интерьере? Готовы украсить ими стену или пол? Поделитесь своими мыслями и фото в разделе комментариев!
Originally posted 2015-09-17 16:11:42. Republished by Blog Post Promoter