Представьте себе типичную ситуацию: как вы выбираете мебель к проекту на заказ, например, кухни или встроенные шкафы. Менеджеры, которые ее продают, сразу спрашивают: «Какой стиль: классика или модерн?» И под модерном у них подразумевается все, что не классика. Иной раз я даже пыталась объяснять продавцам в салоне, что модерн — это нечто другое. Но правда оказывается в том, что слово moderno в переводе с итальянского — современный. А современность — она разная: 100 лет назад, 50 и сейчас.
Самый первый Modern — стиль в дизайне от 1880-х годов до Первой мировой войны. Для него характерными были мотивы морской волны, вьющихся растений, цветов ирисов, лилий, цикламенов, а также рифмующихся с растительными формами лебединых шей, томных и бледных женских лиц — дев с длинными волнистыми волосами, извивами рук и струящимися складками одежд.
Как раз перед зарождением модерна в 1860-1870 годы в Европе главенствовал стиль эклектики (очень похоже на наше время), который заключался в цитировании и повторении предыдущих художественных стилей. Но ряд мастеров стал вырабатывать новый стиль, который противопоставлял эклектизму новые художественные приемы.
Один из моих любимых музеев в Москве — дом-музей Горького на Малой Никитской. Но, если честно, я хожу туда смотреть на то, что создал архитектор Шехтель — а именно, на рисунок резьбы на двери, переходящий в лепнину на потолке. Все, начиная от решетки ограды до оконных переплетов, дверных ручек, перил, мебели, посуды, тканей, светильников, лестниц и других составных элементов, решено в одном ключе. Возрождалась старая традиция, когда архитектор рисовал все «до последнего гвоздя».
Архитектура модерна вводила свободную, функционально обоснованную планировку, применяла каркасные конструкции, разнообразные, в том числе новые, строительные и отделочные материалы (железобетон, стекло, кованый металл, необработанный камень, изразцы, фанера, холст).
На модерн возлагали большие надежды. По мысли ряда его теоретиков, он должен был стать стилем жизни нового общества, создать вокруг человека цельную, эстетически насыщенную, пространственную и предметную среду, выразить духовное содержание эпохи с помощью синтеза искусств, новых форм и приемов, современных материалов и конструкций. В каждой стране возникало свое наименование стиля: В Англии — modern style (новый стиль), в США — «Тиффани стайл», во Франции — ар-нуво, в Германии — «югендстиль» (молодой стиль), в Австрии — «стиль Сецессион», в Италии — «стиль Либерти», в Испании — «модернизм».
Mid Сentury Modern (Средневековый модерн): принят по названию книги Кары Гринберг — архитектурный стиль, а также направление дизайна интерьера и графического дизайна, которое зародилось в 1950-1960-е годы прошлого века, после Второй мировой войны. Дизайнеры и архитекторы, вдохновленные простотой и функциональностью скандинавских и бразильских интерьеров, стремились создать оптимальные условия для жизни среднестатистической семьи. Так появился модерн (модернизм) середины ХХ века.
Для интерьеров 1950-1960-х годов прошлого века характерны белые стены: на их фоне выгодно выделяется мебель. Такой интерьер не принято перегружать аксессуарами: несколько ярких акцентов в интерьере смотрятся лучше, чем нагромождение мелких, пусть даже симпатичных, деталей.
Активный интерес и увлечение стилем Mid Century в наше время объясняется его легкостью, чистотой и неперегруженностью деталями.Такие интерьеры прекрасно подходят для динамичной современной жизни. Понятность образного языка мебели являлась условием ее коммуникативности, вызвав «движение к потребителю».
К середине 1990-х годов на рынке коллекционеров уже выросли цены на оригинальные дизайнерские предметы середины века. Например, оригинальная ширма из фанеры Имза, которая была снята с производства, стоила 10 тыс.долл. в 1994 году, а в декабре 1999 года диван Джорджа Нельсона «Зефир» был продан за беспрецедентную сумму в 66 тыс.долл.
Культурные учреждения также сделали свое дело, чтобы поднять интерес к дизайну Mid Сentury Modern. Музей современного искусства в Нью-Йорке (МоМА), в частности, поддерживал создание модернистской мебели с самого ее возникновения. Конкурс «Органический дизайн жилой среды» в 1940 году был организован с целью привлечь внимание к современному дизайну (конкурс выиграли два тогда неизвестных студента, Чарльз Имз и Ээро Сааринен, которые сотрудничали на проекте «Стул»).
Предметы вызвали энтузиазм не только у декораторов, но и у режиссёров фантастических фильмов: мебель Сааринена фигурирует в «Солярисе» Тарковского и в сериале «Звёздный путь».
Сегодня, если вы обедаете в современном ресторане, велика вероятность, что вы будете сидеть в кресле, которое было разработано в 1950-х Имзами, Гарри Бертоя или Саариненом. Дизайнерам удалось создать столь впечатляющие и вневременные вещи, что они стали иконами стиля и, несмотря на то, что были созданы больше 50 лет назад, по-прежнему востребованы благодаря своей универсальности и способности интегрироваться в любой тип интерьера.
Еще один фактор на мой взгляд объединяет эти два модерна — их эмоциональность. Наверное, поэтому мы так любим наполнять такими «средневековыми» предметами свои интерьеры: в них есть настроение, энергия и даже юмор.
Стиль, которого, с одной стороны, формально, не существует. А с другой — именно термин «модерн» помогает продавцам и покупателям находить общий язык. «Все, что не классика», — едва ли не самое простое и эффектное определение современного стиля в интерьере. А что уж понимать под таким современным стилем — футуризм, минимализм, каждый покупатель решает сам.
ВАШЕ МНЕНИЕ…
Что вы понимаете под стилем модерн? Какой именно вариант из трех предложенных близок лично вам? Делитесь с нами в разделе комментариев!