На первый взгляд, Япония и скандинавские страны кажутся очень разными, ведь их не связывают общее культурное наследие или история. Однако при внимательном рассмотрении в культуре этих стран появляются общие черты. Любовь финнов к сауне, с одной стороны, и ритуальные омовения в Японии — с другой. Сырая рыба в шведской кухне и суши — в японской. Стремление норвежцев к тишине и природе и гармоничные сады в Японии.
Больше всего общего с японским дизайном у Дании. Активное сотрудничество и торговля начались между странами 150 лет назад, и сейчас они только укрепляются. Три дизайнера — Оки Сато (Oki Sato) из Nendo, Томас Ликке (Thomas Lykke) из OEO Studio и Ая Окамура (Aya Okamura) из Ayanomimi — рассказывают почему.
Начало моды на Японию положил лейтенант морского флота Дании Уильям Карстенсен, который посетил Японию в 1863 году, вскоре после того, как Страна восходящего солнца открылась западному миру после многовековой изоляции. Карстенсен был очарован Японией, ее культурой и, прежде всего, красотой магазинов. Он написал книгу Japans Hovedstad og Japaneserne («Столица Японии и японцы»), которая стала очень популярна в Дании.
Вершиной сотрудничества между Японией и Данией должен стать следующий год. «В 2017 году мы будем отмечать 150-летие дружбы и торговых отношений между нашими странами. Японские и датские компании уже начали подготовку, так как все хотят участвовать», — говорит Ая Окамура из компании Ayanomimi, которая продвигает датский дизайн в Японии. Частью торжеств является выставка Музея дизайна Дании «Перенимая опыт Японии», которая продлится до сентября 2017 года. Куратор выставки Мириам Гелфер-Йоргенсен подчеркивает, что ремесленные связи между двумя странами сильны как никогда и что Япония является самой популярной страной среди датских мастеров и дизайнеров, куда они ездят по рабочим вопросам.
Взаимный обмен отражается на товарах, которые производят в обеих странах. Например, известный складывающийся абажур для ламп студии Le Klint выполнен по мотивам японских фонарей из рисовой бумаги.
У OEO Studio есть офисы в Копенгагене, Киото и Токио. Для Ликке секрет японского дизайна заключается в том, что невозможно выразить. «Именно невыраженное так интересно в японском дизайне, будь то текстиль, объекты или керамика. С этой точки зрения дизайн можно сравнить с поэзией или искусством: дизайн — это то, что невозможно выразить словами».
«Некоторым компаниям, с которыми мы работаем, более 400 лет, но они сохранили свои навыки лучше, чем мастера из Дании или любых других стран», — говорит Томас.
Ликке и его коллеги восхищаются традиционными методами работы японских мастеров. «Наши партнеры по бизнесу и друзья в Токио спрашивают нас, как мы можем работать с мастерами из Киото, ведь они настолько закрыты и консервативны. Они честны и близки к корням и имеют глубокую страсть к тому, чем занимаются, как и мы», — рассказывает Томас.
Он говорит о дизайне как о способе создавать связь между объектами и людьми, замедляя ритм современной жизни. «Сегодня одной из главных задач дизайнера стало наведение порядка в представлении вещей и информации», — считает Оки.
Если кто-то и может ответить на этот вопрос, так это Ая Окамура. Она родилась и выросла в Копенгагене, куда ее родители переехали в 1970-х, чтобы основать собственную дизайн-студию. Окамура делит свое время между двумя странами. «Я думаю, связь между нашими странами заключается в необходимости создать что-то из малого. Ни у Дании, ни у Японии нет богатых природных ресурсов, поэтому мы уважаем то, что имеем, и работаем с данным», — рассказывает Ая.
Окамура также помогает открыть магазин Тобиаса Якобсена, внука Арне Якобсена, в Осаке в апреле этого года. «Идея заключается в том, чтобы рассказать неизвестные истории об Арне Якобсене и в то же время установить необходимые для Тобиаса связи в Японии, — объясняет Ая. — Наша задача — создать и управлять новым проектом, основанным на связи датского и японского дизайна».
«Когда японцы покупают объекты датского дизайна, они покупают и стиль жизни, — говорит Ая. — Они хотят проводить время дома с детьми, достигнуть равновесия между работой и частной жизнью, устойчивого ритма жизни и работы… Датские товары создают умиротворение в наполненной стрессом городской жизни Японии».
«Мы не создаем вещи на короткое время, мы стремимся к дизайну, у которого есть цель и потенциал быть актуальным и через 50 лет, — говорит Томас. — В нашей суматошной жизни мы добиваемся гармонии с помощью медленного производства, мастерства и ритуалов, будь то чайная церемония в Токио или перерыв на кофе в Копенгагене».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Неспешный дизайн: Как организовать быт на скандинавский манер
Удивительное дело: 16 вариаций скандинавского стиля из разных стран
За что ведущие дизайнеры мира любят скандинавский дизайн?
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ…
в мире | Мир дизайна |США и Канада | Австралия |Япония | Северная Европа |Британия | Франция | Германия | Италия | Испания | Другие страны
Originally posted 2016-03-29 15:09:30. Republished by Blog Post Promoter