Итальянский дизайнер Лука Баттистелли приехал в Россию чуть меньше года назад. После нескольких лет работы в головном офисе ИКЕА в Швеции его назначили одним из руководителей отдела коммуникации и дизайна интерьеров в России. Это подразделение отвечает за создание интерьерных решений, которые посетители видят в магазинах торговой сети. Дизайнер размышляет о «русском вкусе», менталитете, страхе однообразия и о том, как его побороть.
Я очень люблю Россию и вижу много общего с Италией. Например, люди и там, и здесь очень эмоциональные. Можно в запале ударить рукой по столу — и никто не удивится. В Швеции, где я так же работал, к проявлению эмоций относятся не так. В России и Италии можно назначить встречу на 9 часов, и в 9:15 на месте будет только два человека из пяти (в Швеции такого даже представить себе нельзя).
О Москве
Мне очень нравится московское метро. Это чистое искусство. Да, народу там бывает очень много, но я люблю большие города, несмотря на их «побочные эффекты». Это одна из причин, почему я сюда переехал. По этой же причине я всегда любил Милан — за то, что он полон жизни.
Как создаются интерьеры шоурумов для российских магазинов
Есть базовые принципы, схожие для всех стран. Но есть и различия. Особенно если речь идет о гостиной — здесь отличия наиболее заметны.
В России эта комната может выглядеть так же, как в других странах, но по сути своей она не будет такой же. Скажем, диван — это потенциально диван-кровать, редко, где это увидишь. Или «стенки»: в Европе они встречаются не везде. Приходя в магазин, покупатели рассчитывают увидеть одновременно что-то неожиданное и вдохновляющее, но в то же время то, что точно отвечает их текущим потребностям.
Каждый магазин ИКЕА должен немножко отличаться от других. В 60 интерьерах выставки мы создаём то, что больше подходит людям, живущим в этом регионе или районе города. Поэтому есть базовые решения, к которым в каждом магазине мы добавляем какие-то специфические вещи. Хотя бы потому, что отличаются квартиры (и, как следствие, потребности) в Химках от жилья вокруг Белой Дачи.
В течение года все интерьеры обновляются: например, меняется весь текстиль или освещение. Так что для посетителей они не остаются теми же.
ПО ТЕМЕ…
Портрет: Каково это — работать дизайнером интерьеров в ИКЕА
О российском вкусе:
Я мог бы ответить на этот вопрос, используя стереотипы: тёмное дерево, золото и всё в таком духе. И то же самое могу сказать про Италию: стереотип, что там тоже любят тёмное дерево. Но мы-то хотим выйти за пределы стереотипов. И вкус может меняться.
Мне очень нравится цитата бывшего главреда Vogue Дианы Вриланд: «Вы не должны давать людям то, что они хотят. Нужно давать людям то, чего они хотят, но ещё не знают об этом». Это мой принцип. Нужно понять, в чём состоят потребности людей. Потом попытаться предсказать, что им может понравиться. Я долго работал в Италии и приведу примеры из моего прошлого опыта.
Когда я начинал, мы знали, что там любят грецкий орех — это было буквально любимое дерево в Италии. Но у ИКЕА нет ничего из грецкого ореха. Значит ли это, что там ничего другого нельзя было продать? Нет. При этом есть виды дерева, которые в этой стране категорически не любят. Такие вещи тоже нужно понимать. Это очень важно, потому что бороться с этим почти невозможно. Пример из Италии — шпон дуба. По каким-то причинам итальянцы его не воспринимают. Но во всём остальном возможны варианты, потому что на деле люди открыты к переменам, если видят то, что им подходит. Тогда они думают: «А это неплохо, симпатично, почему бы не попробовать?»
О том, как понять российского потребителя
Музеи — это важно. Но не менее важно смотреть, как люди живут. Очень полезным может оказаться поход в ресторан: ты замечаешь необычные вещи, на которые сами жители страны могут не обращать внимания. Например, у россиян распространено есть на диване. В Италии вы не найдете ресторанов и кафе с диванами. А в Москве они есть чуть ли не в каждом заведении. Для Италии это странно, а здесь — нормально.
Такие вещи нужно понимать про страну и культуру, если ты здесь что-то делаешь. Рестораны, кафе и другие места общественного питания — это место, где можно почерпнуть вдохновение. Иногда какие-то вещи сначала появляются там, а потом, через несколько лет, ты видишь их в домах и квартирах.
О страхе однообразия в интерьере и о том, как с этим страхом бороться
Время от времени я слышу фразу: «Это совсем не выглядит, как ИКЕА». И признаюсь, ненавижу эти слова! Звучит, словно мы должны делать что-то вроде макияжа, притворяться тем, кем мы не являемся. Но мы ИКЕА, и нужно этим гордиться. Мне важно донести до людей: не мебель создаёт дом — его создаете вы! Это сложно. Для дизайнеров подобные вещи — профессия, но большинство людей не привыкли этим заниматься, у них другая работа.
Обычные люди занимаются интерьером или обустройством квартиры, может быть, раза два-три за всю жизнь. Вот им-то как раз и нужно уметь рассказывать, как сделать дом домом. Я как-то прочитал у коллеги мысль, которая мне очень понравилась: «Когда мы открываем шкаф, то можем увидеть стиль человека, и понять, кто он такой. Но если человек может выразить себя в гардеробе, почему он должен жить в доме, который сделал кто-то другой?»
О «фабриках» и «музеях»
Дом человека можно сравнить с фабрикой и музеем одновременно. Я постоянно думаю об этом, когда рассказываю о домашней обстановке. «Фабрика» — это то, что должно безотказно и постоянно работать, и у каждого дома есть такие задачи. Вам нужно убирать, готовить на кухне и т. д. Есть вещи, которые должны работать согласно своему предназначению.
Но у каждого человека также есть свой «музей» — вещи, дорогие ему по тем или иным причинам. И вы — как гид и куратор, который ведет экскурсию по собственному дому, а обстановка — как выставка! Тут у вас кресло от бабушки, а тут что-то из ИКЕА, там картины, которые вы выбрали, фотографии. Не надо бояться вещей или пытаться их как-то замаскировать. Если вы возьмете от ИКЕА то, что нравится, что подходит лично вам, и сделаете эти вещи частью собственного стиля, всё сработает. Вот чему мне хотелось бы научить людей.
Вы можете смешать ИКЕА с тем, что у вас уже есть. Мой собственный дом тоже не полностью обставлен вещами ИКЕА. Когда я въезжаю в новую квартиру, иногда оставляю часть вещей, что были там раньше, потому что они мне понравились. Такие предметы обстановки, порой случайные, делают интерьер живым.
Если у вас есть кресло, например, от бабушки, и оно вам нравится — оставьте, даже если не очень подходит по стилю. Потому что это — нечто ценное лично для вас. И это нормально — жить с такими вещами.
О разнице между домами: шведским и российским
Мои дома очень разные. Я стараюсь слушать, что говорит само пространство. Каждый раз, когда впервые попадаю в квартиру или дом, стараюсь понять, что пространство пытается сообщить. Например, у меня была квартира в Хельсингборге, которую я очень любил. Обстановка в ней сложилась так. У меня было немного старой мебели в стиле 1950-х, которая досталась от отца. Я не сразу понял, куда её поставить, и до поры до времени она хранилась на складе. Когда я нашел ту квартиру, то понял: сюда папина мебель подойдет. Там были двери, другие детали с тем же характером.
Моя квартира в Москве другая, она более цветная и яркая. У меня там есть зелёный диван. Когда я отправил фото интерьера сыну, он удивленно спросил: «Ты — и завел дома что-то зелёное? Неужели?». А ещё я решил оставить светильники-шандельеры. Это не совсем мой стиль, но это хорошие вещи, к тому же мы в России. И я подумал: почему нет? Они кажутся там на своем месте. Такие вещи могут не подходить интерьеру по каким-то формальным критериям, но как раз это мне и нравится.
С университетских времен помню слова одного человека: «Есть принципиальная вещь, которой мы, архитекторы, можем научиться у французских водителей грузовиков. На их транспорте написано: “Я веду эту машину и везу это для вас“. Архитекторы должны понимать: то, что они делают — это для людей, а не для самих себя». Это меня в то время потрясло.
Архитекторы иногда думают, что они художники. Это и хорошо, и правдиво в каком-то смысле, но нужно помнить, что мы не делаем красивые скульптуры. Мы создаем пространства, в которых люди потом будут жить.
Разница существует. В случае с частным заказчиком у тебя есть конкретный человек, для которого ты работаешь, его стиль жизни и его предпочтения. Ты должен не самовыражаться, а понять, что ему нужно. Сделать это бывает очень сложно. Когда делаешь интерьер для магазина, работаешь с оглядкой на клиента, но это всё-таки не конкретный, а условный человек.
В чем-то это проще, но в то же время и сложнее: в магазине ты не можешь сразу увидеть реакцию клиента. С частным интерьером ты вынужден идти на компромиссы, но такая реакция есть.
Про идеальную тему для «российской коллекции» ИКЕА
Я бы выбрал Родченко и других конструктивистов. Для меня они во многом похожи на ИКЕА: они были молоды, были бунтарями и по-настоящему хотели изменить мир. Главное — они хотели сделать его современным. Эти люди на многое повлияли, я это и сегодня постоянно вижу — в рекламе, например. Я бы сделал конструктивистскую коллекцию.
ПО ТЕМЕ…