Кому и зачем в наше время «декоративного изобилия материалов» в магазинах может понадобиться расписанная вручную посуда? Или та же кафельная плитка? Оказывается, желающие есть — и их немало. Во всяком случае, в мастерской Флеры Даминовой работа кипит.
Ощущение, что ты попадаешь в маленький музей, где представлено все многообразие работ художника-керамиста: от росписи посуды до сложных кухонных фартуков и декоративной плитки; есть даже облицовка хаммамов и печей, роспись дверей и мебели. Это «золотой фонд» ее коллекции — работы, с которыми Флера участвует в выставках и которые не планирует продавать. Только вот чтобы попасть в «святая святых», нужна предварительная договоренность: на дверях мастерской нет даже звонка, художница продает свои работы через сайт и работает преимущественно на заказ.
В этом году ровно 10 лет, как Флера занимается росписью. «Даже удивительно, как много я освоила за это время», — улыбается она. У Дминовой базовое художественное образование, но по другой специальности — резчик по дереву. Правда, после этого много лет она занималась изготовлением сувенирной керамики, работая на серийном производстве. Но росписи при этом не касалась.
«Желание заняться именно росписью по керамике пришло, в общем-то, случайно: как-то по телевизору я увидела документальный фильм о росписи португальских изразцов-азулежу», — вспоминает художница. Именно в тот момент она поняла, что хочет расписывать керамическую плитку.
Чтобы освоить технику росписи керамической плитки и фарфора, пришлось снова учиться: Флера брала частные уроки, много читала, много смотрела и искала новые ориентиры — но была так увлечена, что работа быстро пошла на лад.
Начиналось все с росписи именно плитки: это и поштучная плитка в ванную, и большие полотна-«фартуки» на кухню, хаммамы, камины.
Позже, когда Даминова купила собственную муфельную печь, где при высокой температуре можно самому обжигать керамику, она начала расписывать посуду.
«Саму посуду — фарфор, фаянс — закупаю в специализированных магазинах. В нашей терминологии она называется “белье”, потому что покрыта белой глазурью, —рассказывает Флера. — Это могут быть отдельные предметы, а может быть и целый сервиз».
На «белье» наносятся надглазурные краски, а затем керамика обжигается в муфельной печи при температуре 800 градусов по Цельсию. Процесс может повторятся в два или три этапа: роспись — обжиг, роспись — обжиг.
«Я с удовольствием работаю в разной стилистике. По наблюдениям, самая любимая у заказчиков тема — прованс и кантри, всевозможные ботанические мотивы, — делится Флера. — Очень активно заказывают работы с восточными — нашими, местными татарскими орнаментами».
А если приходится расписывать двери и мебель, то тогда больше востребованы оказываются классические и барочные мотивы.
В 2007 году художница переехала в собственную мастерскую — приобретенное на пару с мужем помещение площадью 50 кв.м в центре старой Казани. Здесь, на улице Муштари, находятся картинные галереи, Музей ИЗО РТ Татарстан, Выставочный зал Союза Художников, Центр современного искусства, Дом музей Василия Аксенова, Дом писателей и даже Дом-музей В.И. Ленина. «Моя мастерская — буквально в самом эпицентре культурной жизни, — смеется Флера. — Но самое главное — она в пяти минутах пешком от моего дома!»
В мастерской все устроено для работы: это кабинет с большим столом и многочисленными стеллажами для книг, красок и посуды. Антикварное трофейное пианино используется как полка для фарфора. Здесь же стоит муфельная печь, которой художница, впрочем, не дает простаивать просто так — каждый день обжигает фарфор и плитку.
«Я очень люблю это место, но уже совсем скоро, когда завершится ремонт, я перееду в свою новую мастерскую в старинном особняке. Он находится на противоположной стороне улице, ровно напротив», — делится дальнейшими планами Даминова.
«Я действительно очень полюбила эту профессию, — продолжает она. — Работаю каждый день по 5-6 часов, и время пролетает мгновенно. Честно скажу: работать куда интереснее, чем лежать на диване и смотреть телевизор…»
Однако успех пришел не сразу. Сначала Флера пыталась продавать работы через галереи. Но оказалось, что это очень сложно. Сейчас художница работает в основном через интернет. «Мне сделали сайт и я научилась его продвигать, все научилась делать сама. Рисую, фотографирую, пишу небольшой текст к работе — и размещаю на сайте. Так что я не только увлеченный художник, я еще и увлеченный модератор!», — снова улыбается Флера.
Сайт оказался очень важной частью успеха: благодаря ему теперь Даминова работает только на заказ. Причем заказы приходят со всех уголков бывшего СССР: от Владивостока до Калининграда. И что особенно важно по словам художницы, заказы все очень разные и интересные, так что есть, где разгуляться душе и отработать новые идеи.
«Недавно был у меня очень интересный “фартук” — по мотивам Кустодиева для заказчиков из Москвы: я собрала в этой работе мотивы нескольких работ Кустодиева и назвала его “Русская провинция»», — рассказывает мастерица.
А сейчас у нее в работе другой любопытный заказ — роспись рамы зеркала по мотивам знаменитого Уильяма Морриса (William Morris).
«Эта рама — часть истории с продолжением. Первоначально у меня был заказ на роспись плитки для камина. В тот момент я просто “болела” орнаментами Морриса. И когда я предложила его орнаментальную тему заказчице, на мое счастье заказчица согласилась. Это было панно 120х160 см и в добавление к нему были заказаны парные зеркала», — вспоминает Флера. Опубликовав получившееся панно на сайте, она получила еще один заказ — на большое зеркало, а потом и еще на одно. Так что тема орнаментов Морриса оказалась очень популярной.
«Расписывать я могу все, что угодно — необязательно речь о посуде или плитке. Я работаю по такой технологии, что готовый орнамент на изделии получается очень стойким», — уверяет Флера.
Дело в том, что после создания орнамента, роспись обжигается при в муфельной печи. За счет огромной температуры в 800 градусов по Цельсию краска буквально вплавляется в глазурь плитки или тарелки — таким образом создается стеклянный сплав.
Готовый декор можно мыть любыми чистящими средствами и использовать во влажных помещениях. «Глазурь отлично выдерживает перепады температур и русские морозы — мне довольно часто заказывают уличные таблички и вывески», — завершает свой рассказ художница. Ведь для настоящего мастера действительно нет ничего невозможного.
Originally posted 2015-09-03 15:02:08. Republished by Blog Post Promoter