Место: Москва, парк искусств «Музеон», VII Московский Международный Фестиваль садов и цветов (Moscow Flower Show)
Год: 2018
Размер: 100 кв.м
Автор проекта: ландшафтный дизайнер Клод Паске, Claude Pasquer Architecte Paysagiste DPLG
Маски: художник и ландшафтный дизайнер Екатерина Попова
Растения: лаборатория ландшафтного дизайна и питомник «ЭКОТОН», Евгения Моргунова
Завоеванная награда: золотая медаль, победитель в категории Show Garden
Посетитель попадает в сад через графичный портал Клода и выходит через похожий задник в конце лабиринта. Три полотна декораций создают эффект глубины сада. По замыслу Клода, все самое главное происходит за кулисами. Проходя через «гравюру великого художника эпохи рококо», мы попадаем в прошлое — эпоху Луи ХVI и Марии-Антуанетты и оказываемся в театре того времени. Времени прекрасных дам и кавалеров, когда человек сам по себе был и театром, и актером.
На самом деле здесь спрятана еще седьмая маска: ее создают цветы, специально посаженные таким образом. Если посмотреть на сад сверху, он выглядит как лицо человека.
Маска прекрасно передает лучезарный имидж монарха и мысленно переносит нас в XVIII век, когда жизнь при французском дворе была наполнена пышностью и роскошью, бесконечными переодеваниями и карнавалами, театрализованными представлениями и балетами. А прекрасные сады и парки служили для всего этого живыми декорациями.
Екатерина считает, что, пройдя зеркальный лабиринт, человек получает некоторое просветление. А дерево на маске напоминает, что Будда достиг просветления именно под деревом. Как, например, Гаутама достиг просветления и стал Буддой, медитируя под деревом Бодхи.
Идея Клода опиралась на цитату из Виктора Гюго о театре как искусственном мире, в котором разыгрываются человеческие страсти. Вглядываясь в свои отражения, мы можем задуматься о театре как искусстве отражения: глядя на сцену, внимательный и вдумчивый зритель может увидеть себя со стороны.
Попадая в зеркальный лабиринт, мы становимся участниками игры. Блики от зеркал завораживают, отражения дезориентируют и сбивают с пути. Тем не менее мы успешно проходим сад насквозь и выходим из него с обратной стороны сцены.
Вначале Клод расстроился, что в саду все колеблется, но в конечном итоге идея вторичного использования пластика обернулась так интересно. Мы оказываемся в каком-то зыбком мире, где стабильна только дорожка, по которой идешь. И непонятно, сколько в саду растений, какова глубина цветника, настоящая ли перед тобой стена или её отражение.
Клод хотел, чтобы цветы в саду отражали небо, были атмосферными и естественными, тем самым компенсируя искусственность декораций. Чтобы человеку было комфортно находиться в этом пространстве. Цветовую палитру выбирали романтическую, с голубыми, сиреневыми и фиолетовыми оттенками: «Цветы должны были быть легкими, и тут не должно было быть роз», — уточняет создатель сада.
Авторы сада внимательно подошли к подбору растений. Екатерина Попова осуществляла авторский надзор за строительством сада, а Евгения Моргунова занималась подбором растений и готовила их в питомнике к выставке. К сожалению, некоторые растения пришлось перед выставкой заменить: весна была стремительной, выдались два очень жарких и сухих месяца, и отобранные растения отцвели за две недели до открытия сада.
На заметку. «Мы вывели для себя формулу успеха создания цветника. Секрет в том, что мы наблюдаем сочетания растений в природе. Это откладывается в голове в виде каких-то матриц. И мы повторяем за природой — сочетаем сочетаемое. Для сада Клода мы старались сажать вместе виды, которые сочетаются друг с другом по условиям произрастания, поэтому растения выглядят так гармонично. Но это было не единственной задачей — нужно было осуществить задуманное автором — внести в холодный мир зеркал буйство цвета», — рассказывает Евгения.
«Недостаточно просто соединить сочную листву и насыщенные цвета. Во всём этом великолепии не хватало фактуры. Именно поэтому здесь появились изящные азиатские лилии в бутонах, традесканция, вероникаструмы», — объясняет Евгения.
В саду создали яркие акценты: розовые, фиолетовые, голубые. С помощью лилии ЛА Манадо и инкарвиллеи делавея добавили ярко-розовых красок. Лилии были выбраны и как цветы, подходящие для эпохи Людовика XVI.
Евгения предложила в розово-сиреневую гамму добавить кремово-желтого. Клоду не сразу понравилась эта идея. Но лимонно-желтые лилейники Double River Wye не лишили цветник нежности и сделали его более интересным с точки зрения цветового сочетания.
А главными растениями в саду стали дельфиниумы. Эти роскошные высокие цветы оказались наиболее декоративными на момент начала выставки. Их выбрали в качестве связующего элемента. Фиолетовые, ярко-синие индиго, нежно-голубые и белые дельфиниумы создают самые высокие вертикали и возвышаются над остальными растениями внутри и снаружи сада.
«Выяснилось, что это растение чрезвычайно гибкое в смысле выживаемости в разных условиях. Если определенный сорт дельфиниума не выдержит полную тень, то полутень он точно вынесет. В природе дельфиниумы растут на открытых влажных и сухих лугах», — делится Евгения.
В ВАШЕМ ГОРОДЕ…
Найдите ландшафтного дизайнера на в вашем городе — закажите собственный проект
___________________________
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Понравился ли вам необычный сад с зеркалами? Какие растения или приемы запомнились больше всего? Поделитесь своим мнением и идеями в разделе комментариев!