До 30 октября в мадридском музее Тиссена-Борнемисы открыта выставка одного из ведущих французских импрессионистов Гюстава Кайботта (1848-1894), на которой представлены 64 произведения мастера. Вдохновленные изображениями садов и цветов, мы собрали на фотографии, которые помогут лучше узнать художника: как и его друг Моне, Кайботт серьезно увлекался садоводством и ландшафтным дизайном.
Дом в Йере, принадлежавший французскому художнику Гюставу Кайботту, сегодня стал местом паломничества для поклонников импрессионизма. Именно в этом доме началась творческая биография мастера: здесь он начал писать сады и флору, а до этого художник Кайботт был известен, скорее, как меценат и коллекционер.
Прогулочные дорожки и сады, гостиные и храм с куполом — эти декорации могли бы стать идеальным местом для одного из произведений Бальзака. Кроме того, они вошли в историю живописи и ландшафтного дизайна.
Судя по 64 полотнам, выставленным в музее Тиссена-Борнемисы, Гюстав Кайботт — художник, который мыслил на перспективу: цвета и формы, изображенные на его картинах, стали неотъемлемой частью сегодняшнего ландшафтного дизайна.
© Кайботт Гюстав, «Подсолнухи, сад в Пти-Женевилье». Фото любезно предоставлено музеем Тиссена-Борнемисы
После нескольких лет работы в Йере — экспериментального этапа его творчества — Гюстав Кайботт нашел определяющий для своего искусства сценарий в городке под названием Пти-Женевилье (на фото), что на Сене. Здесь он разбил огромный огород и сад во французском стиле — с хорошо прорисованным ландшафтом, а также с розарием, теплицей и фруктовыми деревьями.
«Как и Моне, он создал собственный рай и богатую натуру для живописных работ», — добавляет Паула Луэнго. Сад, которым когда-то занимались четыре садовника, не сохранился, но восстановить его облик можно по полотнам Кайботта и письмам, которыми художник обменивался с Моне.
Кайботт постоянно жил в Пти-Женевилье с 1888 года. На снимке мы видим один из тех «кинематографических» ракурсов цветущего сада, где преобладают желтые и пурпурные оттенки.
«Такие сады напоминают ландшафт, созданный самой природой. Доминирующий цвет выбирается в зависимости от нужного ощущения: пурпурный, чтобы создать расслабленную атмосферу; желтый, золотистый или зеленый — чтобы привнести лирическое настроение. Микс активных цветов — например, желтого и фиолетового, возбуждает зрение», — рассказывает Наталия Перез-Васкез (Natalia Pérez Vázquez), агротехник компании El Creador de paisajes.
Живопись на свежем воздухе с тех пор ассоциируется с импрессионистами. «В садах XIX века дизайн ландшафта должен был стать новым искусством, сравнимым с фотографией или живописью. Многие ландшафтные дизайнеры этого столетия были художниками, а художники — садовниками, как Кайботт», — отмечает Наталия Перез-Васкез.
© Кайботт Гюстав, «Орхидеи» (1893). Фото любезно предоставлено музеем Тиссена-Борнемисы
С наступлением индустриальной революции города становились все больше. В недавно образованных городских центрах появлялись зеленые зоны и места досуга, частные и общественные. Это происходило в конце XIX века, когда сады стали популярными и перестали быть прерогативой обеспеченных владельцев.
© Кайботт Гюстав, «Садовая дорожка и георгиновые кусты, Пти-Женевилье» (1890-91). Фото любезно предоставлено музеем Тиссена-Борнемисы
Устранить искусственные барьеры, позволить зелени пробраться на дорожки, сажать весной местные виды растений, уважая их естественную форму — вот уроки, которые можно извлечь, рассматривая эти пейзажи.
«Полотна импрессионистов — абсолютный синтез всех граней садового искусства», — уверяет Гамбен.
«Рудбекия, амарант, тысячелистник и георгины цветут осенью, — говорит Наталия Перез-Васкез, — для зимы предусмотрены магония, нандина, лаванда и розмарин. Вереск цветет с января по май, а хвойные растения синих, желтых или зеленых оттенков сохраняют цвет круглый год».
Гюстав Кайботт умер в Париже молодым, в возрасте 45 лет, оставив около 400 собственных работ и завещав коллекцию импрессионисткой живописи французскому правительству. Однако импрессионизм в те годы еще не был оценен по достоинству, и щедрый жест не произвел на правительство никакого впечатления. Сегодня некоторые из этих работ авторства Мане, Писсарро, Дега и Сезанна составляют основу коллекции знаменитого музея д’Орсе.
Полотна Кайботта с ромашками (на фото) остались неоконченными. Автор хотел разместить их в гостиной, чтобы продлить удовольствие от сада и в интерьере дома. Идея, современная тогда… и сейчас. Сейчас, может быть, даже больше.
РАССКАЖИТЕ НАМ…
Нравятся ли вам сады, написанные Гюставом Кайботтом? Стали ли они источником вдохновения для вас? Расскажите об этом в комментариях!
Originally posted 2016-09-29 17:55:24. Republished by Blog Post Promoter