Казалось бы, зачем углубляться в нюансы производства тканей, отбора волокон, их окраски или принтования? Наши критерии обычно другие: нравится ли ткань внешне и тактильно, подходит ли к интерьеру, устраивает ли цена. Однако минимальное знание процесса производства тканей необходимо: заказчикам оно позволит понимать «состав цены» текстиля, определять качество; специалисты же смогут аргументированно объяснить своим клиентам, почему эта ткань стоит 500 евро за метр, а другая, на первый взгляд идентичная, всего 34. Ведь не всегда мы платим только за имя компании.
На чем экономят производители? Чаще всего — на предварительной обработке перед этапом окрашивания. Когда суровье (необработанная пряжа или ткань) проходит процесс очистки, отбеливания и стирки, с него смывается клей, природный воск, загрязнения и другие различные реагенты, используемые в производстве нитей. Если не проводить эти процедуры, ткань будет окрашена неравномерно, на ней появятся белые пятна от оставшегося мелкого сора.
После сушки ткань поступает на окрашивание. Основных методов два: крашение и принтование, причем у каждого есть несколько разновидностей с отличными по цене и потребительским показателям результатами.
Известны два способы окрашивания монотонной ткани: это загрузка ее в барабан с красителями и проточной водой и пропускание материала через валы, оборудованные в ваннах с краской (количество ванн зависит от окрашиваемых волокон). Оба способа предполагают обязательный процесс закрепления красителей, термообработки и сушки. Не будем рассуждать о технологических различиях — выбор соответствующего оборудования зависит от ряда технологических и экономических соображений, а также возможностей бренда разместить заказ на той или иной фабрике. Нам как покупателям важнее научиться определять качество однотона в салоне, при выборе отреза ткани.
Совет: В салоне тканей у консультанта просите сразу большой отрез (не маленький образец) и несите к окну. К сожалению, в большинстве случаев неравномерная окраска ткани обнаруживается только на просвет, когда вы уже повесили портьеру на окно. Отлично, если удастся просмотреть собственный отрез в салоне перед покупкой.
При роторной покраске (крашение на валах) может быть обнаружен брак в виде неравномерно прокрашенных полос, видный на просвет. Это происходит, когда натяжение ткани на валах не допускает полной релаксации и равномерного набухания волокон, что приводит к различному натяжению отдельных нитей и появлению полосатости. Полосатость особенно заметна у целлюлозных тканей, которые окрашивают в основном на роликовых красильных машинах. При крашении на барабанных машинах случаются редкие непрокрасы, создающие впечатление заминки ткани, которые на просвет, как правило, не видны, но заметны при обычном свете и нарушают общий эстетический вид. Этими видами брака в основном грешат производители недорогих тканей.
Изначально такой эффект достигается плетением нитей, окрашенных в разные цвета. Но его можно добиться и окрашиванием ткани из смесовых волокон с различным впитыванием краски, как, например, PL и VI (полиэстер и вискоза) — тканое полотно получается «с проседью». Этот эффект по цене производства ниже стоимости изготовления собственно меланжа. Такая ткань производится во всех ценовых сегментах, но, конечно же, итоговую стоимость определяет состав используемого сырья.
Сравните два образца ткани с эффектом меланжа, окрашенные по принципу крашения и принтования. Согласитесь, что при такой внешней схожести сам собой возникает вопрос: почему одна ткань стоит дороже другой.
На фото: текстиль Clarke&Clarke, крашение полотна, эффект меланжа
Крашение волокна (yarn-dyed)
По сравнению с крашением пряжи и ткани, в крашение сырья идет повышенный расход красителей и более тщательная очистка оборудования во избежание попадания волокон одного цвета в партии волокон другого цвета (что может привести к неравномерному окрасу, особенно если производится однотонная ткань). Прочесанное волокно поступает в красильные ванны с отжимными устройствами, затем в запарную (где происходит фиксация краски) и сушильную камеры. Все эти процессы в совокупности увеличивают срок изготовления ткани, что, конечно же, делает ее производство дороже. Стоит ли удивляться, что за все тканые орнаменты (жаккарды, дамаски, тартаны и т.д.), мы платим на порядок выше, чем за принтованные ткани.
Данный метод окраски применяют для производства высококачественных меланжевых материалов, плетения жаккардов, икатов, разнообразных клеток, объемных орнаментов и практически всегда — для обивочных тканей.
Ткани из окрашенных нитей легко отличить: на изнаночной стороне полотна вы увидите те же цвета, что и на лицевой — это говорит о том, что ткань переплетали из готовых нитей. Толщина такой материи зависит только от заданного узора и используемого сырья.
В производстве портьерных тканей в основном используют две технологии нанесения рисунка — шелкографию и фотопринт. По классификации существует два вида принтов, но в портьерном производстве в основном используют allover print — разновидность принта, состоящего из рисунка, который повторяется через определенный интервал по всей поверхности ткани и может быть разносторонним. И крайне редко применяют купонный принт, который также повторяется через заданный размер, располагается на большей площади ткани и имеет только одно направление орнамента.
Для принтования используют краски, в основном, на водной основе, проникающие внутрь волокон и достаточно устойчивые. Такие принты называются water print. Качество красок, конечно, зависит от сырья, используемого производителем. Чтобы продлить жизнь рисунку и цвету вы можете посадить портьеры на подклад, который, помимо сохранности, придаст вашим шторам эстетичный и законченный вид. Особенно это актуально в квартирах, окна которых выходят на солнечную сторону.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Зачем шторе подкладка: Что нужно знать о правильно сшитых портьерах
Самый старый способ нанесения рисунка на ткань. Оттиск получается путем продавливания пастообразной краски шпателем через трафарет. Если цветов в орнаменте много, для него может создаваться несколько трафаретов на каждый отдельный цвет краски. Каждый трафарет в порядке очереди наносится на проходящую по конвейеру закрепленную ткань, создавая определенный цветовой узор. Трафаретная печать дает наилучшую прорисовку тонких линий, плавных переходов и может наноситься на темную основу.
При трафаретной печати краситель наносится более толстым слоем, чем при цифровой, и за счет этого цвет становится более ярким и насыщенным, а ткань — немного более плотной на ощупь. Этот процесс достаточно простой и незатратный, поэтому многие производители пользуются именно им. Но и у него есть свои минусы — во-первых, изготовление экранов занимает существенное время, а во-вторых, в этой технике чаще встречаются стыки рисунка.
В производстве портьер с рисунком основное место занимает принтование валовым способом. Это когда для печати орнамента на ткани используются специальные металлические валы, гравированные определенным узором, которые раскатывают краску по ткани. На один вал наносится элемент рисунка одного цвета. Длина окружности вала зависит от раппорта — периода повторения узора. В зависимости от уровня используемой печатной машины в рисунке может быть от трех до двенадцати цветов.
На фото: текстиль Schumacher, шелкография
Роторная печать производится только на светлых тканях, потому как используется технология water print.
Достоинствами механической печати валами являются отсутствие видимой стыковки, т.к. валам задаются различные начальные точки раппорта, и точность и четкость рисунка, формируемого из линий и точек растра. Однако и в этом методе неизбежны недостатки: появление растрафа принта — несовпадении узоров рисунка между собой.
Роторная печать осуществляется быстрее, чем трафаретная, поэтому скорость производства ткани при ней практически в 3-4 раза выше.
3. Цифровая печать (digital print)
Самая оперативная технология в печатной индустрии на сегодняшний день. Цифровая печать включает в себя работу с рисунком на компьютере, а затем печать на поверхности ткани с помощью оборудования, похожего на плоттер.
Цифровой метод считается одним из самых прогрессивных и одним из самых дорогих методов нанесения краски на ткань. Он используется для дизайна с большим количеством деталей, цветов, плавным переходом от одного цвета к другому и высоким разрешением.
В портьерных тканях данный метод используется только для печати декоративных штор — как правило, с купонным принтом. Дефектов в digital prints я не встречала.
На фото: купонный фотопринт
Ведь вешать принтованную портьеру, имеющую расхождение растра печати, рядом с красивейшим комодом утонченной ручной работы или создавать однотонно-«полосатый» фон красивейшему дивану с очерченными изящным кантом подушками — на мой взгляд, интерьерный моветон.
На фото: Guell Lamadrid, water print, шелкография с обратной стороной