Жак фон Полье из старинной дворянской семьи, чья история насчитывает несколько веков, приехал в Москву в середине 1990-х студентом по обмену на практику в «Плешку» (Государственный экономический университет им. Г.В. Плеханова). Вообще он собирался в Китай, но ему отказали в визе. Так граф попал в Москву и остался здесь надолго. Впрочем, это в традиции семьи: прабабушка Жака — русская по происхождению, а один из прадедов какое-то время жил в России после похода Наполеона. Доподлинно неизвестно, каково пришлось прадеду, но для Жака 90-е в Москве прошли бурно: он учился, занимался финансами, расселял коммуналки, зарабатывал и терял…
О проекте
Место: Москва, улица Петровка на пересечении с Петровским бульваром
Размер: 150 кв.м.
Кто здесь живет: Французский граф, бонвиван и талантливый предприниматель Жак фон Полье
Интересные факты: Квартира находится в трехэтажном доме, построенном в 1805 году как типовая гостиница молодым еще архитектором Василием Стасовым по заказу московских властей; в начале ХХ века здание перестроили по проекту Августа Вебера
В 2009 году, оставаясь верным своему авантюрному складу характера, Жак вместе с компаньоном, шотландцем с русскими корнями, решился на покупку компании-банкрота — Петергофского часового завода, основанного еще при Петре. За несколько лет Жаку удалось невозможное: он возродил оригинальные часовые механизмы, перезапустил некогда знаменитые марки «Победа» и «Ракета» и сделал их модными российскими брендами. Отсюда его известная манера носить две пары часов разом — по одной от каждого из своих брендов. Кстати, именно специалисты и мастера завода Жака сделали самые большие в мире часы с маятником для нового «Центрального детского магазина» на Лубянке.
В дом на Петровке фон Полье переехал в 2000 году. «Я всегда жил в центре — в разных местах, но в центре. Потому для собственного жилья искал дом старый, с историей»,
— рассказывает Жак. Трехэтажная постройка XIX века на пересечении московских бульваров как нельзя лучше подходила для такого предприятия. Правда, русские друзья не разделяли энтузиазма графа приобрести запущенную коммуналку в доме-развалюхе. «Даже сегодня,
— продолжает Жак,
— некоторые мои русские знакомые удивляются, как я могу жить в таком старом доме, почему не хочу купить нормальную квартиру».
На этом причуды графа не закончились. В эпоху засилья евроремонта Жак стал проповедовать идею альтернативного «русского ремонта». Так что в доме Жака все, что можно было отремонтировать и приспособить под современные нужды, сохранили. Оставили прежнюю планировку, снесли лишние «коммунальные» перегородки, но при этом сохранили длинный темный коридор, куда выходят гостевые и ванная комнаты. Паркетные полы, деревянные рамы, стены и даже батареи подверглись реставрации.
А потом квартира Жака, как сундук путешественника по временам и странам, стала наполняться вещами, предметами, картинами, людьми, запахами и цветами. Получился настоящий московский дом, но с французским акцентом: здесь собирается столичный бомонд, дипломаты встречаются в неформальной обстановке, фланируют светские львицы и дают концерты цыгане.
В квартире пять комнат. При входе из холла сразу открывается вид на просторную гостиную. В правой части холла разместилась открытая кухня, куда также можно пройти через арки гостиной.
Левее кухни проходит довольно узкий по современным меркам коридор. Сюда выходят хозяйственная комната, спальня самого графа и две гостевые спальни. «У меня все время останавливается кто-то из друзей, приезжающих в Москву по делам», — рассказывает Жак.
«На месте старых дверных проемов я сделал такие вырезы, немножко восточные», — объясняет хозяин по-русски с небольшим французским «прононсом».
«Все квартиру я придумал сам», — признается Жак. И продолжает: «У меня никогда не было никакой концепции. Это очень по-русски, когда люди покупают квартиру, нанимают дизайнера, выбирают стиль и начинают все под него подгонять. А я просто живу, покупаю вещи, которые мне нравятся, которые случайно увидел. А потом они просто находят свое место в доме — и все».
Одна из таких интересных и необычных находок графа — портретная галерея советских вождей и писателей. Он фактически вынес ее с помойки одной из центральных библиотек, где проходил ремонт. Написанные в лучших традициях соцреализма, в добротных гипсовых рамах, эти портреты стали своеобразным декором.
«В России меня мучает тот факт, что здесь очень торопятся снести все на свалку истории, — комментирует Жак. — Поэтому здесь очень тяжело понимать, что настоящее, а что нет». Граненые стаканы в духе Веры Мухиной и советского прошлого стали неотъемлемым атрибутом стола в гостиной.
Зато в подлинности вида из окон сомневаться не приходится. «Это чистый XIX век, — признается хозяин. — Надо только мысленно убрать гаишника, пару машин и троллейбусные провода». Шесть окон гостиной выходят на бывшую Новоекатерининскую больницу, построенную в конце XVIII – начале XIX вв. Матвеем Казаковым. По иронии судьбы именно в этом «дворце», по воспоминаниям Стендаля, наполеоновские войска планировали организовать полевой штаб.
Фото фамильного замка фон Полье (von Polier)
Впрочем, сам фон Полье вырос даже не во дворце, а в фамильном замке. Все детство его окружали стены зеленого цвета, столь популярного в середине XIX века. Яркая цветовая гамма сопровождает Жака и в московском доме: «Еще полгода назад стены в гостиной были желтыми, а вот недавно я решил перекрасить их в зеленый».
«Стены должны быть цветными, яркими и позитивными. У нас тут в Москве шесть месяцев в году серая погода и мало солнца. Белые стены хороши для юга Франции. Зеленый — цвет моего детства, а красный очень идет к зеленому. Мне нравится», — комментирует граф. Выбранная Жаком цветовая гамма стен идеально подходит для многочисленных живописных полотен, которые украшают его дом. Это и соцреализм, и французские экспрессионисты, и собственные работы хозяина.
Например, эти стеклянные расписные витражи по мотивам картины Пикассо «Герника» — авторская работа Жака фон Полье. Они восполняют отсутствие света в длинном и темном коридоре.
Витражи подсвечиваются дневным светом со стороны комнат, ванной и спален, которые выходят в коридор. Удивительные отражения и преломления света можно созерцать и в огромном зеркале, которые висит над умывальниками в ванной комнате.
Вид на ванную из коридора. Любопытно, что в доме Жака при высоте потолков 3,8 м нет ни одного подвесного светильника. В основном представлены настенные и напольные модели. По мнению графа, люстры уместны только в дворцовых залах и замках, где высота потолков не менее пяти метров.
Еще одно живописное полотно работы Жака фон Полье.
В доме очень много сувениров, и складывается впечатление, что Жак — заядлый коллекционер. Граф яростно опровергает такие домыслы: «Я ничего не собираю. Вот друзья увидели бюст Ленина, подумали, что я собираю его изображения, и начали дарить». Bcе подарки любовно эскпонируются. Широкий деревянный подоконник — одно из излюбленных мест для таких целей.
У подоконников в доме есть еще одно предназначение. Здесь Жак выращивает розы для красоты и зелень для еды: петрушку, базилик, кинзу, мяту. «Все без химии, все свежее, — хвастается Жак. — Я люблю готовить сам и всегда что-нибудь добавляю. А зелень, купленная в магазине, вянет на второй день».
Помидоры — тоже не из магазина, а с рынка. Композиция добавляет колорита «подоконнику-огороду».
Коллекция музыкальных инструментов тоже подарена друзьями. Жак хвастается только одним своим приобретением — советским пианино «Заря», купленным за 40 долларов. «Я люблю играть на гитаре и пианино, — рассказывает граф. — Мы собираемся с друзьями и иногда устраиваем небольшие концерты с актерами из театра “Ромэн»».
Жак любит хранить вещи на виду. Закрытые системы хранения можно встретить лишь в хозяйственной комнате. А в жилых помещениях — все в открытом доступе. Даже ниша в спальне сгодилась для хранения рабочей документации.
Рубашки и пиджаки — тоже на открытых вешалах. «Когда собираешься, не надо ломать голову, что надеть. Весь ходовой гардероб перед глазами», — объясняет свой выбор Жак.
Даже винные бутылки Жак не прячет в винный шкаф. «Его придумали для богатых русских», — иронизирует он. По мнению графа, вино не хранят, а пьют. А если брать во внимание количество друзей и гостей, которые стремятся попасть в дом Жака на Петровке, вино здесь долго не задерживается.
Жак фон Полье на фоне витражей собственной работы.
МЫ ЛЮБИМ ХОДИТЬ В ГОСТИ…
Хотите стать героем следующей статьи? Напишите на RuEditors@Domasan.ru и приложите несколько фотографий своего интерьера (достаточно съемки на смартфон). Мы обязательно свяжемся с вами, если примем решение о публикации!
Originally posted 2015-11-30 17:40:18. Republished by Blog Post Promoter