Свет — мощнейший инструмент восприятия — влияет на человека на уровне психики. А грамотное архитектурное освещение преображает любой проект. И работа со светом должна быть основана не только на знании нормативов, но и на понимании психологии человека и архитектуры пространства. Плюс важно, чтобы оборудование было качественным и безопасным.
Три важнейших принципа светодизайна обозначил еще 60 лет назад Ричард Келли, основоположник этого направления. За свою карьеру он принял участие в трехстах проектах, имеющих отношение к световому дизайну, работал со знаменитыми архитекторами Филипом Джонсоном и Людвигом Мисом ван де Роэ и кардинально повлиял на отношение архитекторов к использованию возможностей света и архитектурного освещения.
Основываясь на огромном опыте, Ричард Келли сформировал три принципа светодизайна, широко цитирующихся до сих пор.
Светодизайн призван решать проблемы, и самая очевидная — освещенность помещения в целом. Данное направление Келли называл «свет, чтобы видеть» — абсолютный минимум, обеспечивающий визуальный комфорт. Тут можно полагаться на принятые для жилых и рабочих зон нормы, что само по себе не гарантирует безоговорочного успеха проекту. Важно учитывать предназначение пространства и уметь к месту использовать горизонтальное и вертикальное освещение.
Второе направление Ричард Келли обозначил как «свет, чтобы увидеть».Сюда относятся споты, акцентирующие внимание на том или ином объекте, и светильники, направленные на стены, — они взаимодействуют с архитектурой пространства, практически выстраивая её.
Правильный симбиоз архитектурных форм, направленного и отраженного света, залитых светом стен и направленного света может полностью изменить восприятие комнаты, придать ей дополнительный объем, разделить на зоны и дополнительно подчеркнуть выигрышные ходы.
Последнее направление — «свет, чтобы смотреть». Это декоративное освещение и эффекты. В связке с остальными направлениями, этот вид освещения создает атмосферу, подчиняясь тому или иному сценарию. Во многом этот принцип пересекается со вторым, с той разницей, что этот сценарий работает непосредственно на человека и его сознательное или подсознательное восприятие пространства. Так, скажем, залитая в меру ярким белым светом ванная комната поможет проснуться утром и настроиться на продуктивный день, но не подойдет для комфортной и успокаивающий вечерней ванны перед сном.
Выстраивание сложных световых сценариев, оптимальных для разных занятий, времени суток и даже для настроения разных членов семьи выгодно отличает архитектурное освещение от привычной, но ограниченной в возможностях, комбинации «верхний свет / нижний свет».
Свет несет огромную эмоциональную нагрузку и действует как на уровне подсознания, так и ассоциаций — например, холодный флюоресцентный в белом помещении сразу же напомнит больницу (более широко — стерильное пространство), направленный светильник-спот создаст атмосферу камерности и привлечет внимание к детали. Цветные световые решения изменят пространство до неузнаваемости, не зря «красные фонари» стали именем нарицательным. А успокаивающие ночники — в основном, синие.
Есть и менее очевидные эффекты, которые оказывает свет на наше восприятие реальности. Ученые-физики даже проводили исследования по изучению реакции человека на сценарии с вертикальным и горизонтальным освещением в общественных и личных пространствах.
Горизонтальный свет
Это освещение потолка и пола. Чаще используется в проектах общественных пространств. В частности, за счет отражения с поверхностей, света кажется больше, четче считывается общая архитектура помещения. Все эти факторы подсознательно влияют на уровень комфорта человека в открытом непривычном пространстве. Такой вид освещения также воспринимается как более формальный и отлично подходит для лобби отелей или крупных магазинов.
Напротив, в домашней комфортной обстановке горизонтальное освещение может быть излишним. Здесь предпочтение отдается вертикальному свету, направленному на стены, и спотам, отделяющим зоны и создающим визуальные островки. Кроме того, вертикальный свет визуально увеличивает пространство, что играет на руку, например, при работе с узким коридором или прихожей.
В идеале и в частных, и в общественных пространствах — комбинировать оба варианта освещения и варьировать ими в разных сценариях.
Вид архитектурных светильников не должен привлекать внимание. Они должны оставаться незаметными, если только их не выделяли специально.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Домашний «театр теней»: Учимся работать с декоративным светом
Архитектурное световое оборудование можно разделить на три большие группы: интерьерное, уличное и системы управления освещением.
В интерьерное оборудование входят системы шин, трековые споты, прожекторы и «заливающие» светильники, а так же их встраиваемые в потолок аналоги, модульные и линейные светильники (как потолочные, так и утопленные в пол). Подбирать конкретные варианты в каждом отдельном случае нужно, исходя из данных помещения, пожеланий заказчика и возможных сценариев.
Вариантов уличного освещения и того больше. К прожекторам, «заливающим» и линейным светильникам добавляются парковые, фасадные и встраиваемые прямо в грунт (к примеру, для декоративной подсветки садовых растений). Сюда же относится простая архитектурная подсветка зданий. Такое разнообразие дает возможность качественного освещения и целых зданий, и подсветки отдельных элементов архитектуры (лестниц, уличных знаков) и деталей ландшафта.
Совет: Проработка световой концепции неотделима от остальных стадий проекта. Только так можно исключить ошибки при проводке электричества и до конца проработать единый стиль помещения (например, продумать взаимодействие света и мебели).
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Жизнь в новом свете: 4 сценария освещения на любой случай
Алексей Шибаев и Александра Аверкина (Ze|Workroom Studio): «При маленьком бюджете скорее стоит уделить внимание общественным зонам квартиры или дома, таким как гостиная, кухня или даже прихожая. Эти зоны требуют разных сценариев освещения. Иногда нужно залить пространство равномерным светом, иногда, наоборот, акцентами подсветить отдельные функциональные зоны, используя локальные приборы освещения. А в таких помещениях, как спальня или детская, возможно, хватит пары прикроватных светильников и центрального осветительного прибора.
Заказчик вряд ли сможет разобраться с архитектурным освещением самостоятельно. Хотя он, конечно, сможет купить в строительном магазине встроенные светильники и равномерно, в шахматном порядке, расположить их на потолке, посадив на двухклавишный выключатель.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Сила света: Что вам действительно нужно знать о подсветке
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Считаете ли вы архитектурный свет необходимой частью домашнего интерьера? Если у вас он есть, какими сценариями пользуетесь чаще всего?
Originally posted 2015-10-01 19:32:02. Republished by Blog Post Promoter