«Дом — это последнее прибежище нашей свободы, нашего одиночества и наших грез», — говорил Джо Понти (Giò Ponti). Перенося слова знаменитого архитектора и дизайнера на практику, мы видим его приверженность «свободной» планировке, смешению материалов, вещам ручной работы (Понти высоко ценил ремесло) и сюрреализму: яркие цвета и графические «игры» стали частью узнаваемого почерка Джо Понти.
В свое время Джо Понти, «дедушка итальянского дизайна», был влюблен в идею строительства домусов — тех самых, которые подарили миру название одного из самых авторитетных архитектурных журналов. Домусы Джо Понти, которые сегодня мы бы называли «типовой застройкой», только снаружи казались типично миланскими. Внутри они были суперсовременными, ведь Джо Понти как архитектор выступал за гибкую модульную планировочную систему (Via Randaccio в Милане, 1926). И это правило номер один от Джо Понти — никогда не пренебрегать содержанием.
Стулья: диз. Джо Понти, Giò Ponti
Все свои проекты Джо Понти оставлял немного незаконченными: он считал, что у интерьера есть право жить своей жизнью, и именно поэтому дизайнер должен оставить немного места «на вырост». Несмотря на то, что к графическим интерьерам Джо Понти было сложно что-то добавить, они все отличались «минималистичностью». Архитектор предпочитал простые геометрические формы, материалы лучшего качества, безупречное исполнение, функциональность помещения, и, самое главное, — открытую планировку.
Джо Понти считал, что при создании «искусственной среды обитания» человека идея «гиперискусства» должна объединять все виды человеческой деятельности. Именно поэтому Понти-архитектор так ценил ремесленные традиции. Но при этом Джо Понти верил в то, что будущее и прошлое можно объединить. Итальянские традиции с легкой руки Джо Понти приобретали новые формы, и эта легкость и стала своеобразным фирменным знаком архитектора. Вспомните
стул Superleggera, сделанный Понти для Cassina — настолько легкий, что его мог поднять даже ребенок.
Джо Понти любил итальянскую Dolce Vita («Сладкую жизнь» ), и несмотря на то, что в проектах итальянского мастера считывался ее «облегченный» вариант, в творчестве архатектора всегда присутствовала техническая экономичность и лаконичная элегантность. И 25-ти метровая комната для Понти была скорее стандартом, чем роскошью.
Консоль: Giò Ponti
Свои первые два проекта Джо Понти архитектор называл экзаменом по правильному применению материалов. Джо Понти любил их перемешивать и часто применял этот прием для создания объема. Так, одним из любимых материалов Джо Понти был мрамор, и он нередко сочетал его с деревом.
Джо Понти любил плитку и мог позволить себе ее в любом интерьере. Особенно архитектору нравилось сочетать на поверхностях из плитки разные графические рисунки. Фаворитами Джо Понти были плиты из мрамора и ромбовидный рисунок.
ПОДРОБНЕЕ О ПРОЕКТЕ…
«Женский» лофт с акцентами ар деко
Керамическая плитка на полу, уложенная под углом в 45 градусов к стене, — один из любимых приемов Джо Понти. Как и эффект 3D: Понти Джо стал знаменит своими графическим уловками во время достаточно плодотворного сотрудничества с Пьеро Форназетти (Piero Fornasetti). У дизайнеров даже появился свой собственный стиль — «сюрреалистический неоклассицизм».
ПОДРОБНЕЕ О ПРОЕКТЕ…
Красочный интерьер для молодоженов
В отеле Parco Dei Principi Hotel Джо Понти использовал гальку для отделки входной зоны, а в вилле в Венесуэле выложил из гальки черно-белый пол парковки. И это тоже стало своеобразным ноу-хау архитектора, весьма смелым для того времени. А сегодня можно без особых усилий повторить находку Джо Понти в современных квартирах.
Джо Понти часто обращался к простым геометрическим формам и всегда «рифмовал» их: пол с потолком, стены — с предметами интерьера. У архитектора обязательным штрихом был яркий или контрастный цвет: например, дверца шкафа легко могла оказаться зеленой, а у сдержанного на вид кресла появлялась шутливая обивка из коровьей шкуры.
Кресло с коровьей шкурой: Dezza, диз. Джо Понти для Poltrona Frau
В 1950 году цветной пластик — формика, — был очень популярен. Джо Понти использовал его для отделки кухни на вилле в Венесуэле. Впоследствии формику стали применять в качестве материала для столешницы, но идея пластика как отделочного материала по-прежнему актуальна, например, для гостиной. Формикой можно заменить и обои.
В частных интерьерах Джо Понти «открывал» гостиную и кухню в сад. Так Понти наполнял дом воздухом и создавал ощущение простора даже в не очень больших помещениях. В городской квартире объединить можно разве что комнаты, а вот в загородном доме и на даче этот прием Джо Понти отлично работает.
РАССКАЖИТЕ НАМ…
Какие приемы известных дизайнеров и архитекторов прошлого вы использовали в квартире или доме? Поделитесь с нами идеями и фотографиями в разделе комментариев.