Фестиваль ландшафтного искусства, который, впрочем, сходу «перерос» эту официальную формулировку, снова ищет ответы на вечные вопросы. В прошлом году на полях Никола-Ленивца придумывали, куда бежать. А тут на тебе — «как жить». Шутка ли — взять и решить основную проблему человечества. Чтобы архитекторы и художники не растеклись мыслями о главном по древу (а деревьев в Никола-Ленивце хватает), куратор фестиваля — Антон Кочуркин (бюро «8 линий») — сформулировал почти «всамделишное» техническое задание.
Во-вторых, вспомнить Витрувия и три ключевых свойства архитектуры — польза, прочность и красота. Из них авторам проектов рекомендовано сосредоточиться на первом (пользе).
Наконец, необходимо представить план-минимум Пространства Для Жизни (ПДЖ) — вот прямо самую минимальную его версию. СНИПы, СанПИНы и прочие нормативы и регламенты разрешено забыть — вместо них на территории Никола-Ленивца объявлены действующими девять правил ПДЖ.
1. ПДЖ предназначено для проживания одной социальной, семейной или любой другой единицы или малой группы.
2. ПДЖ не должно быть унифицированным, но должно отвечать ценностям и духу своего создателя.
3. Внешняя форма может не быть отражением внутреннего.
4. Динамичность современной жизни диктует мобильность ПДЖ и способность к переездам.
5. ПДЖ не должно отягощать землю сложным устройством фундаментов и влиять на биологические процессы, происходящие в почве.
6. ПДЖ должно отвечать погодным условиям, сохраняя комфортную для жизни температуру как летом, так и зимой.
7. ПДЖ должно быть органичным контексту в двух характеристиках: в особенностях терруара (местные умения, материалы и ландшафт) и в качестве флагманской точки на глобальной культурной карте.
8. ПДЖ должно располагать и вдохновлять обитателя проводить свой жизненный перформанс.
9. Габариты ПДЖ не должны превышать 4х4 м в ширину и длину и 5,5 м в высоту.
Надо сказать, что ограничение по размеру за всю историю фестиваля вводится впервые.
Большая часть объектов «Архстояния» — того же Николая Полисского (на фото) — впечатляют не в последнюю очередь масштабом. Можно даже предположить, что и это одна из причин того, что в 2017 году Полисский в списке участников не значится — он свое ПДЖ давно возвел и «границы империи» обозначил. Зато спустя много лет на просторы Калужской области возвращается Александр Бродский — без преувеличения архитектор-икона, один из немногих «наших», широко известных за границей.
Алехандро Аравена, куратор прошлогодней архитектурной биеннале в Венеции и Притцкеровский лауреат, охарактеризовал Бродского как человека, который «делает видимым невидимое — человеческую душу» (имея ввиду, вне всяких сомнений, душу русскую — никому не понятную, даже если видимую, и оттого еще более притягательную).
За 12 лет, что проводится фестиваль «Архстояние», Бродский (для своих — просто Брод) выступал на нем дважды. В 2006 году, с Надеждой Корбут, он уже, по сути, обозначил свое минимальное ПДЖ: стоит с тех пор над рекой Угрой за кладбищенской почти что оградкой тюремная почти что кушетка. Фестиваль тогда проводился в первый раз, объединяющей темы у него не было, и объект получился тоже — «Без названия».
Второй раз, в 2009-м, из старых дверей, как он любит, посреди поля с цветами Брод соорудил «Ротонду». И все в ней было прекрасно — кроме того, что дерево (и без того старое) под дождями и снегами начало стареть еще быстрее. Последние годы внутрь пускали только музыкантов. Те сразу облюбовали «Ротонду» как место проведения концертов в сопровождении нынче модного видеомэппинга.
Но к прошлому фестивалю свершилось чудо — пришли на помощь спонсоры и краудфайндинг. На реставрацию любимой «Ротонды» люди скидывались так же охотно, как фотографировались на ее фоне. И павильон снова распахнул все свои 13 дверей, и даже можно было пройтись по галерее второго этажа и, хотя и с некоторой осторожностью, выйти на крышу.
В этом году — сразу два новых объекта Брода, два ПДЖ, два домика. На фестивале пока покажут первый — гостевую «Виллу ПО-2» — рефлексию, как следует из названия, на тему знаменитого бетонного забора «с ромбиками», придуманного советским дизайнером Борисом Лахманом. Это в 1997 году ПО-2 запретили огораживать стройки, а до этого «в ромбик» была вся Москва — к удовольствию разве что уличных художников, которым тогда еще не «раздавали» под роспись фасады, как сейчас. Так что в некотором роде ПО-2 — символ «лихих 90-х», а после запрета он стал культовым вдвойне. И именно им решил огородить свою «виллу» Александр Бродский. На эскизе этого не видно, но архитектор, воспользовавшись правилом ПДЖ номер 3, изнутри все отделает деревом. Обещают, что внутри с комфортом разместится 10 человек — так что гости «Архстояния» заодно и узнают, что для современного художника значит «с комфортом».
Бюро «А-ГА» (Рустам Керимов) и Юрий Муравицкий для своей «Кибитки 32 053» вдохновлялись другим шедевром советского дизайна — автобусом ПАЗ-3205. Что кибитка — очень логично: Юрий Муравицкий — театральный режиссер. Учитывая широкую географию его спектаклей (например, в июне он выступал на фестивале «Арт-Овраг» в Нижегородской области), театру Муравицкого колеса не помешают. В течение трех фестивальных дней на сцене «Кибитки 32 053» (она же — ПДЖ, «жилая ячейка») актеры будут репетировать новую пьесу. Какую — обещают сказать только на открытии «Архстояния».
Еще одни герои недавнего «Арт-Оврага» (фестиваль в городе Выкса с этого года курирует опять-таки Антон Кочуркин, куратор «Архстояния») — арт-группа «Алыча». «Их все» — это скейт: он одновременно и инструмент для работы с пространством, и необходимый жизненный атрибут. А новый принцип существования — аскейтизм: занимаешься любимым делом (катаешься на скейте), но при этом сливаешься не с индустриальным ландшафтом, а с природой.
Пятый из новых объектов (если считать, что у Бродского — два) — «Люстра» питерского архитектурного бюро «ХВОЯ» (ударение на «я»). Только что их «Дом у моря» выиграл в номинации «Загородный дом» премии «АРХИWOOD». Люстра — центральный элемент их версии ПДЖ. И ее светом они охотно делятся. Но — не подробностями жизни обитателей: все, что происходит внутри, остается в тени и полностью скрыто от глаз посторонних.
Еще несколько проектов были выбраны в результате открытого конкурса. Фотограф Виктория Чупахина представит «Конуру» из веток и теплой собачьей шерсти — убежище, в котором можно спрятаться от агрессии внешнего мира.
Архитекторы бюро «Рождественка», вообще-то известные своими блестящими проектами работы с историческим наследием, выступят в неожиданной для себя роли «садоводов» (следующее фото). С их подачи гости «Архстояния» смогут посадить дерево — ведь это значительно проще, чем построить дом или любое ПДЖ. При этом самостоятельно выбрать место и объект посадки. «Простой физический труд и время подумать… Все это не даст ответ на вопрос «Как жить?», но задаст новые». Так в Николо-Ленивце появится собственный сад. В буддийском дацане в Улан-Удэ есть «Сад благих мыслей» — николо-ленивецкий, очевидно, надо будет назвать «Садом важных вопросов».
Вообще на фестивале коллективно-медитативных действ будет в избытке — и все на тему «вечного вопроса». Помимо лекций архитекторов, режиссеров, историков и журналистов, кинопоказов, срежиссированных прогрессивными кинокритиками, и уже ставшей традиционной широкой музыкальной программы, будет, например, микро-опера «Вариации страстей», в которой, помимо тибетских колокольчиков и тарелок, примут участие все желающие. «Ленивый зиккурат» оккупирует Пахом и его лесная школа (что будут преподавать — не очень ясно, но Пахом плохому не научит). Сергей Катран будет призывать переместиться из зоны комфорта в одну из бочек (на выбор) по примеру Диогена. Тоже, в общем-то, версия ПДЖ. Хотя самое прекрасное в этом перформансе название: «Дети гениев отдыхают на природе». Она на нас — а мы на ней.
Но, пожалуй, наиболее прямой ответ на вопрос «Как жить?» дает сибирский художник Алексей Мартинс. В отличие от прочих, ищущих оригинальные способы отгородиться, спрятаться, защититься — что гораздо ближе к теме предыдущего фестиваля, «Убежище», — Мартинс призывает вспомнить о том, что искусство может и объединять. В данном случае — теплом, которое дадут десятки костров, разведенные по всей территории фестиваля. Гореть будут, разумеется, объекты искусства, раз уж оно берет на себя объединяющую роль, — специально сделанные деревянные скульптуры.
По замыслу незнакомые друг с другом люди начнут собираться вокруг огня: так, как это происходило тысячи лет. Как жить? «Быть вместе», — отвечает Мартинс. И это самый жизненный из возможных перформанс в контексте терруара (см. 9 правил ПДЖ). Программа-минимум планов на жизнь.
Ради этого сюда и приезжают.
Место проведения фестиваля:
арт-парк «Никола-Ленивец», Калужская область
21-23 июля 2017 года
Полная программа, условия проживания в деревне «Никола-Ленивец», адрес парка и варианты «как добраться» — на сайте фестиваля arch.stoyanie.ru
Originally posted 2017-07-16 09:10:42. Republished by Blog Post Promoter