Предметы мебели от российских дизайнеров нечасто встретишь в проектах европейских и американских коллег: зарубежная публика может познакомиться с ними разве что по счастливой случайности. Эффектное исключение из сложившейся системы — работы Марии Серебряной, архитектора, который не только руководит интерьерной компанией «Дом-А», но и проектирует мебель для культового итальянского бренда Visionnaire. Мы поговорили с Марией о том, почему европейским фабрикам интересен российский дизайн, как создаются востребованные модели и почему обставить интерьер предметами одной коллекции — заведомо провальная идея.
На четырех этажах, кроме шоу-рума известных итальянских марок, расположились специалисты по инженерии и умным домам, производители всех видов отделки и даже галерея современного искусства. Словом, все ресурсы, необходимые для создания интерьера сегмента люкс и премиум.
История сотрудничества Марии с концерном Cavalli стала, с одной стороны, большим прорывом, с другой — логичным продолжением творческих поисков архитектурного бюро.
«Для каждого интерьера мы всегда создаем предметы по индивидуальным эскизам, — рассказывает Мария. — Со временем мы заметили, что итальянские фабрики с большим энтузиазмом берутся за выполнение наших заказов в этой области, хотя речь шла о технически сложных проектах.
Вскоре мы наконец-то поняли, в чем секрет: больше половины наших разработок фабрики брали на вооружение и запускали в производство. Так родилась идея создавать собственные коллекции, в которых предметы станут частью единой концепции и будут дополнять друг друга».
Например, вы зашли в магазин высокой моды, примерили вещь определенной марки и она вам подошла — скорее всего, вы заинтересуетесь и другими предметами бренда. У мебели люкс-сегмента много общего с высокой модой, тем более что итальянцы — ее законодатели».
Выбор партнера оказался делом случайности: на одной из встреч в Милане Мария предложила Луиджи Кавалли создать коллекцию, и мэтр оказался не против познакомиться с эскизами. «Правда, сразу напугал, что даже у звезд мирового дизайна, как правило, отбирает одну из двадцати предложенных идей, — говорит Мария. — К огромному удивлению, когда мы снова приехали в Милан на одну из выставок, Луиджи взял для реализации практически все предметы».
Дебютная коллекция Марии для Visionnaire увидела свет в 2013 году. «Было безумно приятно и очень страшно, — рассказывает архитектор, — хотя я общалась с клиентами на любом уровне и думала, что уже никогда и ничего не испугаюсь. Все мы прекрасно умеем критиковать, особенно архитекторы и дизайнеры, но тут ты оказываешься по другую сторону баррикад и понимаешь, что от любого позитивного слова людей, которые приходят на этот стенд, зависит, упадешь ты сейчас в обморок или нет».
Мария Серебряная стала не только первым русским дизайнером, сотрудничающим с Visionnaire, но и первой женщиной в ряду творцов-мужчин. Впрочем, страхи оказались напрасными: публика высоко оценила коллекцию «Гимн женственности», а уже в 2015 году Мария получила возможность поработать над новой коллекцией.
Национальный колорит
Не секрет, что российские интерьеры имеют особую специфику, но интегрировать опыт работы с отечественным заказчиком в европейский дизайн-процесс было не настолько сложно, насколько интересно. Опыт оказался для Visionnaire плодотворным: «На самом деле, европейских производителей очень интересовало, чем живет и дышит российский клиент, — поясняет Мария, — наш рынок занимает хороший процент в общем объеме заказчиков.
Вообще, Луиджи Кавалли — удивительный человек, экспериментатор, который ничего не боится, человек-легенда для мебельного окружения. Он собрал для Visionnaire хорошую плеяду дизайнеров и увлекся темой международного сотрудничества: компания работает на разные рынки, и бренду важно чувствовать конъюнктуру».
Различия в пристрастиях российской и европейской аудитории довольно красноречивы: в Европе ценят простые формы, в то время как наши соотечественники хотят, чтобы дизайн выглядел фундаментально. «Такие дома с метровыми стенами, как в России, не строили нигде и никогда, — говорит Мария, — эта установка лежит в менталитете: если я возвожу дом, то он должен достоять до моих праправнуков.
При этом мы давно вышли из 1990-х годов, когда нам нравилось буквально все, и сегодня российского клиента можно назвать самым требовательным: ему сложнее всего угодить, у него самые высокие требования к качеству продукта, функционалу и эстетике. За последние 20 лет мы перестали клевать на красивую картинку: наша публика хорошо осведомлена и образованна.
Для меня было очень важно, чтобы отреагировали именно такие заказчики: создавая продукт, рассчитываешь прежде всего на свою публику. Того же ждала и фабрика: коллекции должны были понравиться россиянам. Оказалось, наша аудитория очень лояльна к своим и всегда готова поддержать».
Источники вдохновения
Говоря о мебели для частных проектов и коллекций, Мария подчеркивает, как важна в этом процессе творческая составляющая — впрочем, вдохновение, как правило, приходит вовсе не из абстрактных рассуждений, а из практических вопросов, которые требуют решения.
«Вдохновение может, образно говоря, прийти ногами и сказать: “А что, неужели ни у одной великолепной марки нет встроенного сейфа?” Таким образом вдохновение становится вызовом: ты задумываешь и понимаешь, что, действительно, этого не делает никто — несмотря на актуальность запроса, — рассказывает Мария. — Мне повезло: у меня есть обратная связь в виде общения с клиентом, я могу мониторить рынок по пожеланиям и недостаткам и всегда знаю, что проседает и о чем, напротив, спрашивают. Иногда, начиная рисовать предмет для конкретного проекта, я понимаю, что идея может стать сквозной для новой коллекции».
Первоначальные эскизы Мария предпочитает делать от руки: чтобы понять образ, нужна скорость воплощения: «Карандашный набросок позволяет оценить, соответствует ли предмет моим представления о прекрасном, — поясняет архитектор, — если рисунок от руки нравится, значит, можно делать 3D-модель и высылать ее на утверждение».
У нас есть одна идея, которую мы не можем воплотить уже третий год: я каждый раз приношу проект на рассмотрение и Луиджи каждый раз признает его удачным, но реализовать его пока невозможно».
Предметы, которые нас выбирают
Несмотря на успешный опыт создания коллекций, Мария уверена: обставить всю комнату предметами одной линейки — неправильный подход к организации пространства. «Жизнь всегда вносит свои коррективы: вы можете взять половину предметов в едином стиле, но всегда найдутся детали, которые будут хорошо компоноваться с линейкой: либо в таком же ключе, либо на контрасте формы и цвета.
В прошлом столетии архитекторов волновала утопическая идея: они рисовали идеальный город. Случилось чудо: один из этих городов, проект Оскара Нимейера, реализовали в Бразилии. И чем это закончилось? Когда притягиваешь все к одному, результат оказывается искусственным; но если интерьер живет и пополняется невероятными вещами, вплоть до комода бабушки, он становится живым, в него входит дух владельца, он заряжется индивидуальностью — и это правильно», — отмечает Мария.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Originally posted 2016-11-08 19:14:46. Republished by Blog Post Promoter