Проблема масштаба и размеров касается не только гармоничности пропорций мебели, в первую очередь это вопрос практичности. От верно выбранной глубины и высоты дивана зависит насколько удобно будет всей семье проводить там время, смотреть кино или играть с детьми. Слишком низкая спинка стула помешает во время обеда или работы, а неудобная высота кухонных шкафов может испортить все удовольствие от приготовления ужина. Исследованием пропорций и взаимодействия человека с пространством занимались практически все «отцы» модернизма, перенося эти идеи и на проектирование мебели. Знаменитая система Модулор Ле Корбюзье задала своего рода стандарт (с ростом человека 183 см или 6 футов), долгое время влиявший на производителей мебели.
С того времени средний рост ощутимо подрос, вместе с ним изменились и пропорции мебели. Кресла, кровати, комоды и кухонные шкафчики стали и больше, и… меньше. Давайте посмотрим, с чем же это связано.
Со времен античности и до эпохи Возрождения не существовало стандартизированных систем измерений, поэтому стандартом было человеческое тело само по себе. Система футов и дюймов выросла как раз из обращения к понятным и доступным размерам тела. Фут был средней длиной ступни, дюйм — длиной последнего сустава большого пальца руки, ярд — длиной шага, или же вытянутой руки человека, измеряемой от середины его тела.
Метрическая система была более абстрактной и закрепилась благодаря Французской академии наук, определившей в 1791 году метр как 1/10 000 000 расстояния от экватора до Северного полюса, измеренного через Париж.
Противоречия и несовпадения этих двух систем сгладил в середине XX века один из отцов модернизма — Ле Корбюзье. В жизни эти расхождения столь серьезны, что образуют преграду между специалистами из разных стран, применяющими ту или другую систему мер.
Корбюзье разработал новую систему, названную Модулор, и описал ее как «набор гармонических пропорций, соразмерных масштабам человека, универсально применимых к архитектуре и механике». Система основана на удвоении, числах Фибоначчи и золотого сечения, измерениях человеческого тела (исходные величины — средний рост человека, его высота до солнечного сплетения и с поднятой рукой, принятые равными 183, 113 и 226 см).
Корбюзье хотел внести гармонию в поток промышленных изделий во всем мире, сделать эту систему не каноном, а удобным для всех методом определения размеров. «Иногда мне показывают неудачные, плохо скомпонованные проекты, оправдывая тем, что это сделано по Модулору. Если Модулор приводит Вас к этому безобразию, выкиньте его. Единственным критерием должны служить ваши глаза…» — писал он.
«По сравнению даже с XIX веком размеры человеческого тела значительно изменились, не говоря уже об изменениях, произошедших за последнее время, — делится дизайнер Марко Пива из Studio Marco Piva. — По статистике с начала XX века средний рост европейцев ощутимо повысился. И это отразилось в мире дизайна».
Один из трендсеттеров индустрии, швейцарский бренд Vitra, рассудил так: высокие люди могут испытывать дискомфорт, сидя в классике ХХ века — кресле Eames Lounge Chair. Для них традиционная версия 1956 года может оказаться слегка маловата.
Супруги Имз сравнивали дизайнера с хорошим хозяином, чьей обязанностью было участие и потакание желаниям гостя. Имзы постоянно пересматривали дизайн предметов, даже после того, как они уже находились в стадии производства, и адаптировали их к новым требованиям, если от этого была польза и в этом была необходимость».
«На первый взгляд новое издание кресла Eames Lounge Chair едва ли отличается от стандартной версии (которая по-прежнему доступна), — продолжает Маргарита Морозова. — Различие не так заметно на глаз, но оно ощутимо, если посидеть в обоих креслах».
«Компания увеличила высоту cидения Eames Plastic Chair на 20 мм, а также внесла некоторые изменения в геометрию сидения. Практически неощутимые с точки зрения эстетики, они значительно повышают комфорт стула, особенно при использовании с современными столами», — делится Маргарита Морозова.
«Сейчас происходит изменение пропорций стандартных для американского интерьера предметов, но скорее не в связи с антропоморфными изменениями, а благодаря урбанистическим тенденциям и изменениям — уменьшением гигантских в прошлом размеров американских жилищ, — делится Aнтон Любивый из Meridien Marketing. — Самый яркий представитель, переживший изменения —калифорнийская компания Marge Carson, которую американцы ласково называют Large Marge.
В Калифорнии исторически строились огромные дома с высотой потолков 4-6-7 метров. Там тепло, и на архитектуру домов не так сильно влияет фактор обогрева помещений (в северных штатах высота потолков чаще составляет 220-250 см). Так вот Large Marge очень сильно изменила размеры своих предметов, уменьшив их в среднем на 15%. Это связано с ориентацией на международный рынок».
Все отклонения от европейского или американского мебельного стандарта, например, в изготовлении кроватей, раньше приходилось делать на заказ. «В конце 1990-х фабрика Hülsta изготовила кровать длиной 240 см для бывшего баскетболиста, жителя Санкт-Петербурга ростом 220 см, — вспоминает Виктория Барышникова. — Тогда это было событие из ряда вон выходящее, производственные линии не были готовы к работе с мебелью таких габаритов. А сегодня кровати длиной 210-220 см предлагаются в стандартных коллекциях как премиальных марок, так и вполне доступных».
Компании, ориентированные на массовое производство мебели, тоже пересматривают свои коллекции, подстраиваясь не только под привычки разных семей, но и под изменившийся в среднем рост. Кровати подрастают в длину и ширину, в большую сторону меняется высота шкафов. Например, после ряда исследований в области эргономики ИКЕА принципиально изменила кухонную мебель и даже добавила глубины столешницам.
«В прошлом году у нас появился “Метод” — кухонная мебель нового поколения. Это модульная система, состоящая из ящиков, каркасов, фасадов разных размеров и шкафов, вместительность которых увеличена благодаря уменьшению высоты цоколя кухни», — рассказывает дизайнер интерьеров ИКЕА Иван Нырков.
Напольные шкафы также подстраиваются под владельцев: высота модулей — 60 или 80 см, высота ящиков — 10, 20 или 40 см. Теперь маленький не значит неудобный: за лаконичной поверхностью могут скрываться ящики и полки разного назначения».
Все стало более индивидуальным, и дизайн ориентирован на разнообразие и свободу выбора: вы можете найти мебель практически любого размера, подходящую в нужной ситуации. Подобное происходило в мире моды: если 20 лет назад было почти невозможно найти женские туфли 41 размера (и не потому, что на него был меньший спрос), то теперь такой проблемы нет. Дизайн, как и мода, чувствуют потребности современного человека и стремятся отразить их в вариативности выбора».
Стандартные со времен Ле Корбюзье величины для диванов или стульев по-прежнему существуют: рекомендованная высота обеденного стола — 72-78 см (от пола до верхнего края столешницы). Стандартная высота сиденья стула — 40-45 см от пола до сиденья, дивана — 42 см.
Большинство фабрик расширили шкалу размеров. Так что выбор есть: нам не нужно подстраиваться под слишком узкие кровати или биться коленками о кухонный шкафчик — вариации размеров и разнообразие модульного подхода помогают подобрать мебель подходящую каждому члену семьи — и большим, и маленьким.
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Если в вашем доме есть предметы мебели, доставшиеся по наследству или классика дизайна ХХ века, расскажите, удобно ли ими пользоваться до сих пор?
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ…
Декор: Стили | Цвета | Мебель | Освещение | Аксессуары | Искусство | Тенденции | Идеи декора | DIY | Просто повторить | Портреты