Приступая к работе над Lounge Chair, американские дизайнеры-модернисты Чарльз и его супруга Рэй Имз (Charles & Ray Eames) задались вопросом: «Почему бы нам не создать современную версию традиционного английского клубного кресла?» Имзы исходили из потребности определенного круга потребителей в роскошном, вместительном и по-настоящему удобном кресле, мастерски выполненном из материалов высочайшего качества. Дизайнеры признавались, что хотели сделать кресло таким же теплым и манящим, как «поношенная перчатка первого бейсмена». Разработка дизайна заняла два года, а результатом мы наслаждаемся уже более полувека.
В своем творчестве Чарльз и Рэй Имзы, как и другие дизайнеры-модернисты — выходцы из Баухауза в Германии, а также Жан Пруве (Jean Prouvé), Ле Корбюзье (Le Corbusier), Шарлотт Перриан (Charlotte Perriand) и Эйлин Грей (Eileen Gray) во Франции — ставили себе задачу проектировать недорогую мебель для массового производства. До войны Имзы проектировали стулья из фанеры и стекловолокна, и те выпускались в Америке большими тиражами и имели коммерческий успех. Кресло Lounge Chair стало переломным в карьере американских дизайнеров — это был первый спроектированный Имзами стопроцентный предмет роскоши, который могли себе позволить далеко не все.
Классическая версия кресла Lounge Chair, обитого добротной кожей, с корпусом из шпона бразильского палисандра (джакаранда) и черного крашеного алюминия, с момента появления получила статус музейного экспоната и солидной инвестиции.
Кресло Eames Lounge Chair — это, если хотите, аллегория комфорта. В статье тех лет, опубликованной в журнале Playboy, креслу была дана такая оценка: «… оно погружает сидящего в сладострастную роскошь, которую познали лишь немногие смертные со времен Нерона». Спроектировав кресло и пуф Lounge Chair, дизайнеры создали Eames Style и задали новый стандарт комфорта.
Как и многие другие разработки легендарного дизайн-тандема, кресло №670 появилось в результате сотрудничества Чарльза с финном Ээро Саариненом (Eero Saarinen): в 1940 году они вместе участвовали в конкурсе, организованном Музеем современного искусства МоМА в Нью-Йорке «Органический дизайн в домашней обстановке».
Первые прототипы датировались 1946 годом и представляли собой три отдельных элемента из фанеры, предназначенных для области головы и плеч, спины и сидения; их соединяли между собой жесткие резиновые диски. В качестве опоры для каркаса дизайнеры тестировали стальные трубки и структуры из фанеры.
Так, Имзы перепробовали около 13 вариантов подлокотников. Когда еще не было и понятия о «механизме синхронизации», обеспечивающем самонастройку кресла под пользователя в зависимости от его роста, веса и других физических характеристик, которым снабжены все последние модели офисных кресел, дизайнеры нашли такое решение: спинка соединяется с сидением только за счет подлокотников, снабженных специальными неопреновыми шайбами — такая подвижная конструкция позволяет легко подстроить кресло под себя.
Имзы ставили на первое место не скульптурную красоту мебели — им была важна система взаимодополняющих компонентов, которые вместе должны были наилучшим образом служить соответствующей цели.
Язык не повернется назвать Eames Lounge Chair «машиной для сидения» — скорее, это функциональная скульптура, но конструктивная логика и продуманность всех составляющих элементов сближают его со сложным, системным механизмом.
Дизайнеры называли свои кресло и подставку не иначе, как «670» и 671» — по номерам деталей из фабричной номенклатуры производителя, которые использовались для производства этой модели.
Конструкция кресла включает в себя алюминиевую базу в форме пятиконечной звезды; три изогнутых элемента каркаса из клееной фанеры (подголовник, спинку и сиденье); три туго набитых кожаных подушки; кожаные же подлокотники, под которыми скрываются два стальных уголка, соединяющих спинку с сидением; две алюминиевых скобы, которые держат элементы спинки, а также несколько мелких деталей, включающих винты, шайбы, наконечники на ножки, прокладки и четыре противоударных элемента из неопрена со стальными вставками.
Eames Lounge Chair не было бы Eames Lounge Chair, если бы не пуф, или подставка для ног, предусмотренная дизайнерами в пару к креслу, чтобы избавить пользователей от необходимости применять подручные предметы. Ведь только удобно растянувшись и сделав возможным отток крови от усталых ног, можно по-настоящему расслабиться и оценить релаксирующую функцию этого кресла-шезлонга. Пуф конструктивно повторяет своего «старшего брата», только без спинки, и сделан он по той же технологии. Чем не ансамбль!Очертания Eames Lounge Chair настолько узнаваемы, что его силуэт обрел статус бренда и зарегистрирован как торговая марка.
Премьера кресла состоялась в 1956 году в передаче Арлен Фрэнсис «Home» на телеканале NBC. На следующий год кресло удостоилось первого приза миланской Триеннале. После громкого дебюта на национальном телевидении американский производитель кресла, компания Herman Miller, начал рекламную кампанию, в которой подчеркивалась универсальность модели 670: кресло одинаково хорошо смотрелось в викторианской гостиной, на веранде сельского дома в стиле американской готики с восседающей на нем бабушкой, лущащей горох, и посреди залитого солнцем чистого поля, между стогов сена. Одно из рекламных объявлений тех лет, авторами которого были сами Имзы, предупреждало покупателей опасаться подделок.
На протяжении всего своего долгого творческого пути дизайнеры разработали несколько разных версий кресла Lounge Chair. Имзы предусматривали даже модель с обивкой из ткани. В 2007 году в сотрудничестве с офисом Имзов и голландским дизайнером Хеллой Йонгериус (Hella Jongerius) компания Vitra разработала версию Lounge Chair в белой коже.
Запрос от потребителя на такой вариант кресла возник намного раньше, но до этого она выпускалась лишь от случая к случаю, как специальный заказ.
У этой версии удлиненное сиденье и подлокотники, а также более высокая спинка. Кроме удлинения компонентов, размеры кресла, конструкция и набор высококачественных материалов изменены не были.
На первый взгляд, кресло большого размера Eames Lounge Chair едва ли отличается от стандартной версии (которая по-прежнему доступна в продаже). Различие не так заметно на глаз, но оно ощутимо, если посидеть в обоих креслах по очереди. Это также означает, что обе версии могут стоять рядом и использоваться вместе в одном пространстве.
Eames Lounge Chair — вещь с характером, яркая, акцентная, самодостаточная. Но в определенных ситуациях кресло смотрится еще более выигрышно в паре со вторым экземпляром.
Кресло с подставкой — желанный гость в домашней библиотеке или рабочем кабинете: в нем так приятно растянуться с чашкой кофе, газетой или любимой книгой и отвлечься от работы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Как организовать место для работы и творчества
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
10 дизайн-идей для спальни, чтобы порадовать его и ее одновременно
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Влажная среда обитания: Превращаем ванную в полноценную комнату