В московском ЦДХ уже в третий раз пройдет выставка WOOD WORKS (12-14 мая). Выставляться, как и прежде, будут мастерские деревянной мебели небольших тиражей из разных уголков страны. Стоит ли идти? Достоин ли внимания самобытный деревянный промдизайн отечественного изготовления? Да и есть ли он вообще? Вопрос мы адресовали организаторам и участникам предстоящей выставки.
«Я уверен, что скоро появятся те, кто будет двигать “старинные русские столярные традиции” в современной интерпретации, с использованием дедушкиных инструментов. Если выйдет, вот тогда и можно будет говорить про made in Russia», — считает организатор WOOD WORKS.
Так происходит и с другими трендами. Естественно, все приходящее подвергается каким-то изменениям, это и можно назвать на данный момент “made in Russia”».
Космополитизм русского предметного дизайна прослеживается и в стилистике мебели на Wood Works. Преобладают эко-стиль, midcentury, индустриальный стиль, скандинавский дизайн и минимализм. К третьей выставке увеличилось количество предметов в стилистике ар-деко.
Кроме того, популярны направления reclaimed и upcycle, когда используются старые доски и другие предметы, бывшие в употреблении. Так, впервые на WOOD WORKS будет представлена мебель с элементами из интерьеров старых самолетов.
ПО ТЕМЕ…
Портрет: Ростовская мастерская лофтовых дверей Doors Brothers
«К сожалению, спроса на русскую самобытность на внутреннем рынке я не наблюдаю. Возможно, в будущем появится русский кантри-тренд, деревенский русский стиль. Есть традиции — деревянное зодчество, крестьянская мебель, лавки. Это все можно адаптировать, — говорит дизайнер Владислав Рудницкий. — Сегодня, например в Америке, популярна мебель как у шейкеров, кухни в этом стиле.
В России пока мало кто работает со своей историей так же, как девушки из тбилисской студии ROOMS. У них предметный дизайн — осовремененные национальные традиции Грузии. Но и там это продукт для внешнего рынка. В России до последнего времени на западный рынок смотрели, пожалуй, только те, кто работает с галереями».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Портрет: Конструкторское бюро WOOD DEED
Не для всех это так уж важно. «Мы стараемся уходить от “самобытности”, “русского дизайна” и прочих терминов. Просто делаем мебель, которая нравится, что и рекомендуем всем остальным», — говорят учредители мастерской Ply Дмитрий Лагутин и Марьяна Вечер.
По мнению Олега Дьяченко, западный и российский рынки деревянной мебели ручной работы не так уж сильно отличаются по качеству.
«Глядя на изделия, разницы особой я не вижу. Столы, сделанные в России, Италии или США, если они выполнены в определенном популярном стиле — например индастриал — не будут отличаться. И что касается материалов — у нас растет не только сосна и береза. Много интересной древесины начинает поступать с юга страны: дуб, вяз, карагач. Что, впрочем, не мешает некоторым мастерам использовать экзотические материалы, например, из Южной Америки. Цена, конечно, высока. А так в Москве можно хоть секвойю купить — в наличии со склада».
При этом на западном рынке богаче потребитель, отмечает Олег. Там больше тех, кто может себе позволить мебель ручной работы.
По мнению Владислава Рудницкого, минусы российского рынка деревянного дизайна — в отсутствии отработанных технологий, качественного сырья, материальной базы и квалифицированных столяров. Плюс — как всегда, в энтузиазме стартаперов.
«Главное отличие нашего рынка мебели — простота изделий, — считает Арсений Воробьев. — Это следствие нехватки квалифицированных специалистов. Мастер, которому не достает знаний особенностей материала, умения работать с ним, владения инструментом, просто не способен изготовить предмет высокого качества. Из этого вытекает упрощение. Упрощение в свою очередь способствует снижению цены (хоть и не всегда), но самое главное — понижению качества. Всевозможные сколы, неровности и тому подобное теперь можно попросту списать на своеобразность изделия. Отсюда и популярность старых досок, паллет и т.п. Но и тут бывают исключения — встречаются вещи, где есть намек на концепт, хотя это и редкость».
Отдельный штрих к пониманию рынка — эти люди, которые руками делают деревянную мебель. «Многие — из поколения “миллениалов”, не обязательно хипстеры. Кто-то хочет помодничать или заработать, а кто-то — потомственный столяр, художник, архитектор или дизайнер с профильным образованием. Последних, кстати, много среди участников выставки», — рассказывает Олег Дьяченко.
Многие мастера, участники выставки, сегодня только делают выбор между DIY и производством. Кто-то продолжит делать штучные изделия, кому-то захочется производить серийную мебель.
Один из частых вопросов обывателя — как отличить дизайнерскую мебель ручной работы от «столярки из гаража». Олег считает его надуманным. «Потребители “вудкрафта” похожи на покупателей “фермерской еды”, foodies, — отмечает он. — Один сходил на рынок и доволен, другой ездит по деревням в поисках творога, а третьему мишленовский ресторан подавай. Так же и здесь. “Из гаража ”не всегда плохо, а “от дизайнера” не всегда хорошо. Мастерские открываются там, где есть условия — например, на бывших заводах. Чем не гараж? Как это сказывается на качестве? Никак. Так что я бы не отзывался пренебрежительно о гаражах, многие компании в них начинали».
По словам Олега Дьяченко, локальные дизайнеры и мастера избегают прямого цитирования зарубежных коллег. С подделками и «репликами» в рамках выставки ему встречаться не приходилось. «Думаю, подделывать стулья Имзов в России крайне невыгодно, проще привезти готовые из Азии. В общем, WOOD WORKS — не про это», — говорит он.
Как в таком случае выбрать мастерскую, на что обратить внимание? «Есть очень простой способ понять, какой специалист перед вами, — делится Арсений Воробьев. — Если этот человек сможет по вашей просьбе прямо на месте при помощи рисунка изобразить, как будет выглядеть то, что вас интересует, и объяснить, почему так — вероятно, перед вами стоящий мастер».
Но не спешите оформлять заказ. Если идея мастера вам понравилась, подтвердите свое решение, посмотрев вживую несколько его работ. Для этого стоит заехать в мастерскую.
«Ориентироваться стоит на личные рекомендации от людей, которые уже что-то у этой мастерской приобрели, — добавляют Дмитрий Лагутин и Марьяна Вечер. — А также на качество проработки проекта и всех нюансов производства перед началом работ. Если производитель активно участвует в этом вопросе, а не просто говорит, что “все будет чики-пуки, потом разберемся”, то ему можно доверять».
«Не все мастерские маленькие, у некоторых уже есть шоу-румы, где можно посмотреть образцы работ, — напоминает Олег Дьяченко. — Кроме того, выставка WOOD WORKS для того и существует, чтобы увидеть образцы и прототипы, потрогать, посмотреть, спросить, что за фурнитура, экологичные ли покрытия и прочее. В Инстаграме любую вещь можно застилизовать, а живьем это не пройдет. Что касается брака, то серьезные мастерские предлагают пост-продажную поддержку, если что-то отвалится у дорогого шкафа, надеюсь, вас с этим не оставят».
По словам организаторов WOOD WORKS, среди посетителей выставки много очень грамотных людей, которые знают, зачем пришли. «Подозреваю, что существует и другой тип покупателя, очень многочисленный, которому ничего на нашей выставке не понравится, — признает Олег Дьяченко. — Надеюсь, мы и их склоним на нашу сторону».
По мнению Владислава Рудницкого, мебель ручной работы не может стоить дешево. «В этом сегменте дорого обходятся качественные материалы, профессиональное исполнение, авторский дизайн. Но если начинаешь на чем-то из этого экономить, ничего хорошего не выходит», — отмечает он.
Мастерская Doors Brothers Manufactory делает дизайнерские двери в разных стилях (лофт, амбарные и т.п.). Стоимость дверей — от 80 000 рублей и выше. Это значительно дороже фабричного масс-маркета. Но и сравнивать их нет смысла.
Производство одной дизайнерской двери занимает до трех недель, в нем участвуют несколько человек — столяры, маляры, дизайнеры. Дверь проходит окраску, обработку, старение, вставку стекла, металла, сетки. Эффект «видавшей виды двери» достигается при помощи патинирования и многослойной окраски разными оттенками — кажется, будто краска слезла с годами. Ростовчане используют итальянские нитроэмали, иностранную фурнитуру. Дерево — российское: сосна, дуб и ясень. Помимо дерева, краски, масла и лака, закупаются цветное армированное стекло, накладки из латуни, состаренные клепки, металлическая решетка, винтажные латунные ручки, керамические ручки с кракелюром, латунные петли, вставки из стекла и т.д. Даже металлические таблички «под 50-е» делаются и состариваются вручную. Добавим к этому расходы на маркетинг, поиск клиентов и шоу-рум в Москве. Но зато — индивидуальный подход, ни одна дверь не будет похожа на другую.
Еще один показательный пример — компания Like Lodka, производящая мебель из живописных индонезийских лодок и корабельной древесины. Один такой стеллаж может стоить под 100 тыс. рублей. Материал и мебель едут из Азии, это значит — расходы не только на закупку и работу, но и на логистику, таможню, брокерские и агентские комиссии. Тик и махагон — древесина ценная, но еще и очень тяжелая, что увеличивает стоимость транспортировки (содержимое контейнера взвешивается). Почему бы не использовать лодки из России? Потому что их нет. Создатели компании объехали всю Онегу и Ладогу, намотали за неделю 4000 км. Те лодки, что нашли, уже наполовину сгнили — сосна не тик. А новые — все сплошь пластик и металл. На дереве в России уже не плавают.
При этом, добавляет он, есть мебель как мебель, а есть как арт-объект — продается через галереи. Там и кривоватая лавка может стоить тысячи долларов.
«Если это мебель на заказ, то покупатель может получить вообще единственный в мире экземпляр, — говорят Дмитрий Лагутин и Марьяна Вечер. — В отделке нет привязки к базовым цветам (которых обычно от 5 до 12), можно выбрать из нескольких тысяч оттенков. Это относится и к шпону, и к массиву».
«Мастер всегда имеет свою, специфическую манеру работы, в отличие от промышленного производства, где если и работают мастера, то каждый выполняет только свою операцию», — добавляет Арсений Воробьев.
Ручная работа имеет свою атмосферу, она словно находится вне времени, — отмечает Владислав Рудницкий. Наконец, у тех же дверей просто технологически не может быть фабричного аналога.
«Кастомизация — это когда вещь сделана именно под твои задачи и размеры. Кто-то ценит натуральный массив, а кому-то дизайн в магазинах не по вкусу. Кастомизация бывает даже нелепая. Если кому-то понадобится столик в цвет любимой помады Chanel, то и это возможно, — говорит Олег Дьяченко. — Играет роль и цена — можно заказать, например, минималистичную кухню у Boffi или Bulthaup, а можно посмотреть на некоторых участников WW — тех, кто делает интегрированные кухонные системы в небольших цехах. Это ни в коем случае не означает, что будет то же самое, что у названных марок, но, по крайней мере, у покупателя уже есть выбор, а раньше не было».
К достоинствам авторских ремесленных товаров также можно отнести:
- массив натурального дерева;
- эксклюзивность товара;
- возможность еще раз обратиться к тому же мастеру и что-то «дозаказать»;
- уникальные особенности и шероховатости, говорящие о ручном происхождении;
- индивидуальный подход к каждому проекту.
«Если нужен “стол” то можно и в ИКЕА поехать, и в мебельный ТЦ. А если нужна вещь, на которую будешь смотреть и радоваться каждый раз, то это — к мастерам», — резюмирует Олег Дьяченко.
С точки зрения технологий в деревянном дизайне прослеживаются две линии. С одной стороны, станки и компьютеры позволяют делать невиданное, с другой — это нарушает принципы ручной работы.
«Можно сказать, что сейчас мы наблюдаем ренессанс дерева. В первую очередь это связано с появлением новых технологий обработки. Благодаря им дизайнеры получили возможность делать то, что было невозможно раньше: сложные формы, их стыковку и т.д. Качество изделий радикально изменилось, и это очень хорошо видно. Цифровые технологии обещают стать драйвером всего. Например, алгоритмическое моделирование, которое позволяет работать с формами любой сложности», — считают Александр Матвеев и Владимир Самойлов, обладатели международной премии RedDot Design Award по промышленному дизайну.
«Из отделочных материалов самым новым и востребованным является микробетон. Мебель из него соответствует эстетике монолитной бетонной мебели и не отличается по эксплуатационным характеристикам. А лучшим материалом, хоть и не инновационным, по прежнему остается фанера хороших сортов, — настаивают Дмитрий Лагутин и Марьяна Вечер. — Крупные производители используют ДСП, из которой получается одноразовая и ужасная мебель. А мелкие производители, используют массив, из которого мебель получается часто несовременной и дорогой. Это не аксиома, а наблюдение».
Помимо основной экспозиции на второй выставке WOOD WORKS была сделана экспериментальная площадка «Прототипы и разработки», где начинающие мастера и дизайнеры могли бесплатно показать свои работы. «Это касается прежде всего тех, для кого увлечение предметным дизайном и ручной работой еще не стало бизнесом. Если участники понимают, что профессиональный “вудворкинг” для них — добро пожаловать в будущем на основную экспозицию», — рассказывает Олег.
Первая тема «Прототипов» была посвящена дереву в дизайне как материалу будущего. Всего было представлено около 50 работ. Первое место занял стол PLATEAU или TABLELAND работы молодого архитектора из Владикавказа Алана Джибилова (на фото). Эффектный рельеф был создан благодаря новым технологиям деревообработки. Алану пришлось побегать, чтобы найти столярную мастерскую, которая взялась реализовать его проект.
Следующие «Прототипы» будут показаны осенью (WW проходит дважды в год).
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Портрет: WOOD WORKS — 8 мастерских, которые работают с деревом
По мнению Владислава Рудницкого, то, что рынок предметного дизайна в стране пока построен на заимствованиях, не так уж плохо. Позитивные явления на нем невозможно не заметить.
«Главное изменение за последние 5-10 лет состоит в том, что в производственной цепочке появился дизайнер, который разрабатывает авторский продукт. Пусть на самом деле многие из них и не имеют профильных навыков, а просто “увидели, попробовали, получилось”. Теперь дизайнер разрабатывает концепт, приносит в столярку. Сделал раз, другой, потом придумал бренд, запустил на рынок. Раньше в столярку приходил заказчик со своими идеями, и не было никакого деревянного предметного дизайна. Думаю, через 5-10 лет мы увидим более качественные и интересные продукты. Возможно, даже самобытные», — считает Владислав Рудницкий.
«Мне нравится пример виниловых пластинок, — говорит Олег Дьяченко. — Когда-то про них все забыли, кроме совсем уж меломанов. А в последние годы продажи винила бьют продажи стриминговых сервисов. То же будет и с деревянной мебелью — от горстки ценителей до момента, когда все за этим гоняются».
По мнению организатора WOOD WORKS, если темой локального производства удастся заинтересовать достаточное количество людей, то российский рынок деревянных изделий ручной работы выживет — даже если доллар и евро подешевеют вдвое.
ПО ТЕМЕ…
Третья выставка WOOD WORKS проходит 12-14 мая 2017г в ЦДХ на Крымском валу.
Originally posted 2017-05-08 09:35:39. Republished by Blog Post Promoter