ОТВЕТ: Помогает «насмотренность». И дизайнеры, и интерьерные журналисты просматривают огромное количество визуального материала по теме — это часть их работы. А на вопрос, что такое та самая профессиональная «насмотренность», дают хороший краткий ответ: километры выставок и килограммы каталогов производителей.
Изменения в дизайне происходят медленно. Чтобы начать их отслеживать, требуется делать все то же самое, что так или иначе делает интерьерный дизайнер: посещать специализированные выставки, повышать свой уровень на закрытых мастер-классах, оплачивать умные лекции. Из года в год читать десятки журналов, просматривать подборки по хэштегам в Instagram и Pinterest. На это уходит уйма времени, но если вы увлечены интерьерным дизайном, рано или поздно «насмотренность» придет.
КСТАТИ: Многие модные дома — Fendi, Missoni, Armani, Еtro и пр. — имеют собственные домашние линейки и играют на «интерьерном» поле на равных с производителями мебели и света.
Бывают и исключения. Например, вы публичный человек, и дом для вас — способ подать (и даже «продать» себя).
Дизайн-критик и историк дизайна Ольга Косырева считает, что соответствие интерьера структуре момента повышает инвестиционную привлекательность интерьера. «Об этом мало кто в России думает. Если интерьер модный, он нравится большему числу людей, и это значит, когда понадобится, недвижимость будет легче продать. Все прекрасно знают, что Москва полна дорогих квартир и домов, сделанных в ужасной “классике”, без малейшего внимания к трендам. Их невозможно продать как есть — только снести и построить заново».
Если говорить про анализ фото, то я всегда пытаюсь проговорить для себя закономерности. Ищу на картинке то, чего в интерьерах год-полгода назад еще не было (условно, бахрома или терраццо). И то, что начинает повторяться, пусть и в гомеопатических дозах».
СОВЕТ: Цепляйтесь за «чужеродное». Дизайнер-декоратор Анна Рагулина: «Я смотрю выставки, обращаю внимание на то, что на первый взгляд кажется чуждым, удивляет. Например, сочетание цветов, которые казались несовместимыми. Просматриваю мебельные каталоги в большом количестве, все новинки. Листаю множество зарубежных журналов. Очень полезны небольшие выставки молодых промышленных дизайнеров. И конечно — подиумы. Интерьеры всегда “бегут” за подиумом. Последние показы, тренды будущих сезонов, цвета и их сочетания обязательно перетекут в интерьер».
ОТВЕТ: Обычно это невозможно. Чаще всего идея не подходит из-за бюджета, особенностей квартиры или дома, вашего образа жизни. Задача дизайнера в процессе работы с заказчиком — как раз понять: не только, что именно вам хочется, но и чем ограничена реализация будущего проекта.
Руководитель студии дизайна Олеся Осницкая: «Не всегда то, что показывается на фото, может быть приемлемо для ежедневного проживания. Поэтому очень важно на примере глянцевых журналов и трендовых интерьеров уметь объяснить клиенту, что не надо каждую картинку воспринимать как истинно модную на данный момент и непременно подходящую для их конкретного случая. Но многие фактуры, цвета, формы, аксессуары могут задавать тон будущему интерьеру заказчика».
ОТВЕТ: Не обязательно. Елена Амбросимова: «Все модные интерьеры, которые мы видим в журналах — это результат чьей-то насмотренности и правильного решения. Причем решения, принятого два-три года назад! То есть два года назад дизайнер и клиент пришли к такому решению, примерно год они строили. Потом отсняли проект, и он какое-то время был в листе ожидания в журнале. Очередь подошла, и вот наконец через полтора-два года его публикуют как “модный”. Но тренд-то дизайнер почувствовал не вчера.
Какой из этого вывод? Если делаете проект сами, без дизайнера, нет смысла “срисовывать” модные тренды с интерьерных публикаций в журналах. Как раз эти интерьеры уже начинают тихо устаревать. Им сроку жизни еще от силы пару лет. Правильнее — научиться видеть (и заимствовать) удачные приемы».
ОТВЕТ: Зависит от типа тренда. Дизайн-критик и историк дизайна Ольга Косырева: «Тренды бывают краткосрочные, длиной два-три года, среднесрочные — до 10–12 лет, и долгосрочные, которые трансформируются в определяющие жизнь феномены (проникновение интернета, например). Я советую ориентироваться на среднесрочные и долгосрочные. Тогда интерьер будет восприниматься красивым и интересным достаточно долгое время, до 10–15 лет. А больше и не нужно. Через десять лет любой ремонт надоест или обстоятельства изменятся: дети родятся или вырастут, захочется на природу за город или, наоборот, в столицу, или к морю и т.д. И человек или переедет, или будет обновлять и переустраивать имеющееся жильё».
Ведь на сайтах и в журналах, как правило, все помечено одинаковым лейблом «модное» — без пометок о сроке годности.
ОТВЕТ: Долгоиграющие — это обычно про стиль. Mid-century постепенно сменяется запросом на стиль 1970-х. Какое-то время они миксуются, но один постепенно выдавливает другой. Короткоживущие — это обычно цветовые тренды. Сегодня марсала, завтра голубой с розовым, послезавтра коралл. Цвета не могут нравиться годами, но, как правило, прошлые с нынешними отлично комбинируются (и в этом еще один плюс — можно жить в актуальном интерьере, обновляя его чуть не каждый год).
_________________________
На фото выше: коллекция мебели в стиле 1970-х от дизайнера Дарьи Зиноватной (@zinovatnaya) для мебельной фабрики «Ангстрем»
_________________________
СОВЕТ: Делайте модным то, что можно заменить без «грязной стройки». Удобно вводить тренд в жилой интерьер через мебель, свет, аксессуары. Именно так действуют дизайнеры интерьера.
Дизайнер Ольга Комарова: «Модный интерьер — этот тот, который имеет классическую основу (планировку, классический вневременной пол, лепнину, филенчатые двери красивых пропорций) и модный декор (краски, ткани, предметы). Все, что легко заменить, вынести, перекрасить, может легко поддаваться моде. И лучше всего модные тренды выглядят именно в классическом проверенном временем каркасе».
Ольга Косырева: «Люди, которые не занимаются дизайном профессионально, узнают о трендах, когда они уже на пике или близко к тому, и им кажется, что тренды проходят очень быстро. На самом деле профессионалы видят и чувствуют этот тренд ещё в ранней стадии, имеют возможность его использовать, когда он растёт, и таким образом к моменту зрелости тренда у них он уже присутствует в готовых проектах».
ОТВЕТ: Современная мода — как шведский стол, где каждый выбирает то, что подходит лично ему.
Ольга Косырева: «То, что носят подростки в школе, мало соотносится с тем, что надевают на себя обеспеченные женщины за 40 и за 50. Наряд дамы в театре “Ла Скала”, будет мало похож на костюм такой же дамы при походе в Ковент-Гарден, а тем более — на мюзикл на Пикадилли. Потребитель разный, он подвержен разным влияниям, у него разные потребности — и тренды для каждого будут разные. Тренд-агентства обычно выделяют три-четыре типа потребителей и для них предлагают разные рекомендации».
Изобрели это не вчера — такая ситуация наблюдалась весь XX век. Историки искусства, скажем, не уверены, какой из больших стилей доминировал после ампира (первая половина XIX века). Ни неоготика, ни модерн, ни ар деко не были единственными модными стилями своего времени. Лукавят те учебники, которые указывают на единственный (самый новаторский) стиль и умалчивают популярность прочих.
ОТВЕТ: Когда как. Интерьер должен отвечать тем задачам, которые важны для его владельца. В списке приоритетов тренды далеко не всегда на первом месте. Даже люди, которые буквально делают моду, не всегда живут в модных интерьерах. Хороший пример — проект фотографа Тодда Селби. В его блоге The Selby и серии одноименных книг многие герои работают в индустрии моды и других креативных индустриях. Но живут так, что ты смотришь на свою завешанную вешалку, готовую кухню и любимый декор из путешествий — и выдыхаешь.
ВОПРОС #8: Что важнее — мода или функциональность?
ОТВЕТ: Обычно второе — если мы не делаем выставочный шоукейс или богемный интерьер (с задачей «быть модным»).
Архитекторы и дизайнеры Георгий Морозов и Наталия Вишнякова: «Помимо моды, в интерьере существует огромное количество более актуальных задач. Сделать интерьер модным — это лишь малая часть всей работы. Но если все остальные задачи не будут правильно решены, модность его уже не спасет».
Дизайнер Оксана Савчук: «Я не подхожу к интерьеру с точки зрения “модно / не модно”. Нужно учитывать много разных нюансов: образ жизни заказчика, его вкусовые предпочтения по цветовому решению, стилю. Безусловно, зная новые тенденции, нужно их вмешивать в общий образ интерьера, но точно не гнаться за трендами».
Дизайнер Антон Базалийский: «Лучше вообще отстраниться от моды. Интерьер должен быть современным в плане организации пространства, материалов, технологий. Авторские приемы + потребности заказчика = интерьер вне стиля и времени».
ОТВЕТ: Нет, все понимают разное. Это видно хотя бы по ответам архитекторов на наш опросник.
Модно = краткосрочно
А большинству заказчиков важна долговечность: материалов, интерьера. И по этой причине они отказываются разговаривать на тему «модного» в интерьере.
Модно = как на каждом углу
Другие не любят быть как все (и «мода» для них означает именно это).
Архитектор и дизайнер Юлия Пешева: «Перспектива получить модный (читай, массовый) интерьер многими неприемлема. Применение модных стилизаций — это, скорее всего, использование доступных клише. И тогда говорить об индивидуальности и уникальности интерьера нет смысла».
Архитектор Илья Гвоздик: «Понятие “модный интерьер” порочно само по себе. Интерьер должен быть интересным, а “модный” — значит, уже типовой, как у всех. Заказчик, делающий себе интерьер “как у всех”, расписывается в собственной безликости».
Модно = актуально
Многие дизайнеры предпочитают термину «модный» другие: «острый», «актуальный», «тот, который удивляет», «новый» и т. д. Вроде бы то же самое, но смысл в эти понятия вкладывают другой.
Дизайнер Мария Устинова: «Модный интерьер — не очень люблю это выражение. Мне ближе “актуальный” интерьер (заимствовала у Марата Ка). Актуальный интерьер — это современные палитры цветов, современные отделочные материалы. Это форма предметов интерьера, которую можно наблюдать, полистав любой интерьерный журнал. Это нестандартный подход к выбору освещения и много чего другого».
Архитектор и дизайнер Елена Куртина: «Я обычно употребляю слово “острый”: острый прием, острое решение и т.д. На слово “модный” заказчики реагируют, как правило, негативно — ведь они приходят за жильем, за комфортом и удобством, за тем интерьером, где без переделок смогут прожить хотя бы лет 5–8. Как правило, это люди, которые уже сталкивались с дизайном. И они понимают, что мода приходит и уходит, а удобство остается. Оперировать таким понятием, как “модный”, можно в сфере общественных интерьеров, когда заказчик ставит перед дизайнером именно такую цель: быть на пике моды».
Ольга Косырева: «Случалось ли со мной что-то подобное? Сплошь и рядом. Вот, например, лофт — он мне даже нравится, но жить так я бы не хотела. Это нормально. Но есть глобальный тренд на современный дизайн, без пышного декора и избыточных форм — и делать интерьер а-ля Эрмитаж в XXI веке мне кажется просто диким».
Елена Амбросимова: «Я довольно эмоционально сделала акцентную стену в кухне. Получилось что-то вроде кометы, с невероятным по цветам хвостом из семи сложных оттенков. Довольна собой была невероятно. Муж сказал, что благодаря мне наконец-то понял: эстетика “советского санатория” как-то не очень ему близка. А младший ребенок просто отказался сидеть рядом с этой стеной. Результат — поревела все выходные и закатала все в розовый (в три слоя). Вроде бы тоже актуально, но скромненько, что ли. К чему я это все рассказываю? — Не всегда наше отношение к стилю определяется только нашим выбором. Вокруг тоже есть люди, и у них — свои эмоции».
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
А что вы думаете о модности интерьеров? Им нужно быть модными или необязательно? Если да — почему? Если нет — тоже почему? Аргументируйте в комментариях