Баланс ─ один из базовых принципов дизайна интерьеров, а симметрия ─ один из вариантов достичь баланса. Но, поскольку я не дизайнер, а психолог, меня интересует именно психологический аспект симметрии: почему и для чего временами хочется расставить вещи симметрично и что бывает, если стремление к симметрии начинает переходить все разумные пределы?
На самом деле такой прием как симметрия встречается в интерьерах довольно часто. Причем не только в таких, как на фото, ─ продуманных профессиональными дизайнерами, ─ но и в любительских. Вглядитесь в обстановку своей квартиры: есть ли что-то, что вы разместили симметрично? Стулья? Тумбочки у кровати? Свечки на комоде? Подушки на диване?
Кроме сугубо зеркального размещения, бывает и расстановка вещей и предметов относительно центральной оси. Такая ось тоже служит чем-то вроде основы для баланса. К примеру, плита стоит в центре кухонной группы; слева от нее на стене висят половники-ложки ─ и справа дуршлаги-лопатки. Слева стоит шкафчик – и справа тумбочка. И все они как-то визуально уравновешивают друг друга. Для простоты все эти варианты буду дальше называть одним словом ─ симметрией.
ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ…
Хороший вопрос: Как понять, что вашему интерьеру нужна симметрия
Оказывается, симметрия очень часто встречается в том, что создает сама природа. Живые существа, человеческое тело, строение растений ─ все подвержено симметрии или стремится к ней. Симметрия создает ощущение стабильности, спокойствия, временами величия и достоинства. Симметрия намекает на безопасность.
С другой стороны, симметрично расположенные вещи могут вызывать скуку: такие квартиры как будто говорят нам, что здесь нет места творческому хаосу и беспорядку.
Визуальное восприятие интерьеров не является исключением ─ наоборот, это прекрасный пример для иллюстрации этих психологических процессов. Каждая комната воспринимается не как набор предметов, а целиком, как единое пространство. Наш мозг предпочитает паттерны, знакомые или повторяющиеся рисунки, простые составляющие, которые позволяют сформировать целостную картину. И симметричное расположение предметов интерьера как раз-таки помогает легче и проще построить «законченный гештальт», или целостную структуру.
Посмотрите на фото выше. Вы видите, какие именно элементы взаимосвязаны, повторяются и перекликается между собой в этой гостиной? Цвет (коричневый), форма (квадрат) и фон (одинаковые по цвету и текстуре пол и стены). Это типичные мотивы, которые позволяют объединить части в единое целое. Плюс симметричное расположение ─ и вот уже помещение выглядит очень стабильно, спокойно и привлекательно.
Поэтому я бы рекомендовала дизайнерам не пренебрегать симметричным расположением предметов интерьера или осевым планированием. Это будет особенно импонировать тем клиентам, которые стремятся продемонстрировать (или приобрести) стабильность и чувство собственного достоинства.
Если ваш клиент, напротив, является творческой личностью, можно опять-таки дать ему ощущение безопасности, но при этом добавить и некий асимметричный акцент. Это придаст восприятию пространства некоторую живость и необычность. Так сказать, расшевелит извилины.
Конечно, во всем должна быть определенная мера ─ и в симметрии тоже. Иногда у некоторых людей наблюдается чрезмерное стремление к упорядочиванию окружающей среды, созданию симметрии и идеальной аккуратности. Пока это не достигнуто (в их понимании), они будут ощущать незаконченность, незавершенность и неудовлетворенность.
В психологии существует такой термин: «not just-right feeling» (и наоборот ─ «just-right feeling»), что означает «ощущение неполной правильности» и «ощущение полной правильности». Чтобы понять, о каком ощущении идет речь, представьте себе, что вы пытаетесь повесить картину на стену и примеряете ее к месту. Вот здесь она еще не очень правильно висит: немножко кривовато, немножко не симметрично относительно середины стены… Чуть-чуть подвинув картину, вы понимаете, что она стала висеть лучше относительно окна, но все еще кривовато, все еще «not just-right». И только после того, как вы перемещаете картину еще на пару миллиметров, вы испытываете то самое удовлетворение, что теперь картина «just-right», полностью правильно. Хотя, по сути, дело было всего лишь в нескольких миллиметрах.
Так вот, у некоторых людей это чувство «just-right» достигается с трудом. Они могут долго передвигать картину с места на место, так и не подобрав для нее подходящее положение.
Есть ли что-то, что, с точки зрения такого человека, хотелось бы исправить, подвинуть на несколько миллиметров, изменить? Например, несимметричные орхидеи. Фотографии на тумбочке и черные и белые шарики на зеркале есть только справа, но не слева. Неровная прическа у Мэрилин Монро. Слегка сдвинувшийся левый абажур, не параллельный полу.
Когда вы думаете таким образом, что вы чувствуете? Я уверена, что вы испытываете неудовлетворенность, беспокойство, незаконченность, тревогу и желание или выйти из этого помещения или все исправить. Но парадокс состоит в том, что все исправить невозможно, потому что на каждый исправленный абажур найдется еще что-нибудь слегка кривое.
Так что чрезмерное увлечение симметрией может обернуться и негативной стороной. Пребывание в стремящемся к идеалу симметричном помещении может спровоцировать навязчивый перфекционизм. Конечно, не у всех поголовно и не в такой сильной степени, но это возможно. Тогда человеку в этом помещении будет некомфортно.
Поэтому используйте симметрию с умом ─ в соответствующих домах и у соответствующих клиентов!
ПОДЕЛИТЕСЬ С НАМИ В КОММЕНТАРИЯХ…
Расскажите, что у вас лично в квартире симметрично? Расставляя предметы интерьера, испытывали ли вы это чувство «just-right» ─ или его противоположность, чувство «not just-right»?