Когда-то много лет назад один знакомый дизайнер сказал мне такую фразу: «Этот проект мне будет стыдно показать в портфолио». Он имел в виду, что ради денег согласился делать что-то такое, что противоречило его убеждениям о «хорошем, правильном, годном дизайне». Несмотря на то, что речь шла о веб-дизайне, думаю, это очень распространенная ситуация и в дизайне интерьеров.
Когда мы сталкиваемся с чем-то несовершенным (с нашей точки зрения), и если мы знаем лучший путь, очень велик соблазн «догнать и причинить добро». Давайте поговорим, насколько этот вариант может быть действительно эффективным.
Как дизайнеру избавиться от установки, что он должен во что бы то ни стало выразить свое видение. Как научиться не раздражаться, если клиент просит сделать что-то кошмарно недизайнерское (но при этом вполне реализуемое).
Когда возникает такая ситуация, в первую очередь стоит вспомнить, ради чего вы вообще затеяли весь этот сыр-бор — быть дизайнером. Сугубо ради портфолио? Ради денег? Ради переделки несовершенного мира и людей в нем? Исключительно ради самовыражения? Мне кажется, что ваш ответ точно не относится к перевоспитанию людей или исключительного самовыражения.
Шаг 2. Дышите
Как и всегда, — вдохните и выдохните, а потом рационально подумайте, что именно задевает вас в этом сложившейся ситуации. Что для вас означает, если вы не можете внутренне принять подобный проект?
Мне очень нравится идея, предложенная авторами книги «Ловушки мышления. Как принимать решения, о которых вы не пожалеете». Её суть: не рассматривайте ситуацию с позиции или/или. Подумайте о том, чтобы совместить обе точки зрения, по принципу и то, и другое. Вот пример, как это можно сделать.
Представьте ситуацию: клиент хочет поставить на окна страшные кованые решетки. Вы, как его дизайнер, убеждены на тысячу процентов, что это изуродует внешний (да и внутренний) вид дома. В парадигме или/или у вас возникает тупик, когда только одна сторона выигрывает, а вторая —проигрывает. Теперь обеим сторонам нужно защищаться, бороться и, возможно, конфликтовать.
Давайте немного изменим условие, и теперь оно звучит так: необходимо установить какую-то защиту на первый этаж дома, избежать этого невозможно. Также необходимо сделать это эстетично, этого тоже невозможно избежать. Как сделать так, чтобы и защиту сделать и внешний вид не испортить? Есть идеи? Они достойны обсуждения? Они могут быть реализованы в приличном виде и предстать в портфолио? Думаю, такие идеи вполне существуют.
Вы не учитель, и в ваши задачи не входит прививать вашим клиентам хороший вкус в дизайне. По крайней мере, я надеюсь, что это так. Если вы ощущаете в себе потребность учить и прививать, то это несомненно очень нужный порыв. Но реализовывать эту свою потребность нужно адресно: например, вести семинары или мастер-классы, куда соберутся желающие у вас научиться. В этом случае вы работаете по запросу, аудитория собирается благодарная, и эмоциональный «выхлоп» для вас куда как больше.
Клиенты будут благодарны вам за то, что вы не перевоспитывали их (это никому не нравится), а сделали для них комфортную среду, в которой им потом будет приятно жить. Даже если клиент просит что-то безумное, ну что ж — для вас возникает интересная профессиональная задача: создать сумасшедшую, но комфортную среду.
Было бы очень классно, если бы все клиенты уходили от нас с великолепными результатами, о которых потом можно с гордостью рассказать. Однако это нереально: невозможно быть полностью и всегда совершенным. Некоторые вещи вообще не получаются, а некоторые получаются серединка на половинку. В любом случае — это опыт.
Кроме того, если вам что-то не нравится в дизайне, это не значит, что это должно не нравиться всем вокруг. Что если вам в будущем попадется клиент, который, увидев в портфолио неудачное (по вашему мнению, решение) тоже захочет так же. Хотя, возможно, вы боитесь именно этого?
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Поделитесь вашим опытом, были ли у вас ситуации такого рода, когда вы понимали, что проект не соответствует вашим представлениям о “хорошем и правильном» дизайне? Как вы выходили из такой ситуации?