Потолок занимает поверхность, соразмерную стенам и полу, а значит, в той же степени участвует в формировании наших ощущений и впечатлений в интерьере и от интерьера. Он всегда над нами, и мы часто и неизбежно обращаем на него взор. При этом как отдельная поверхность, требующая проработки, потолок почти всегда упускают из виду и декорируют «по остаточному принципу». В результате интерьер напоминает женщину, которая надела красивое вечернее платье, но не нашла время на прическу и макияж. Как в таком случае исправить ситуацию?
С одной стороны, подавляющее большинство россиян живет в квартирах, потолки которых могли бы быть и выше. И вопрос, как сохранить и визуально увеличить высоту потолка, для них более чем уместен. Поэтому в данной статье основное внимание отдано описанию декораторских приемов, которые делают именно это — приподнимают высоту потолка.
Почему я выношу за скобки белый потолок — проверенный временем прием для невысоких интерьеров? Во-первых, белый цвет имеет максимальную отражающую способность (светлотность). И при неразвитости возможностей и приемов освещения существовала острая необходимость «доставки» как можно большого количества света в комнату. Но сегодня ситуация с освещением изменилась к лучшему: при хорошей работе светодизайнера потолок любого цвета — не только белый — будет добавлять интерьеру высоту.
Во-вторых, был экономический момент: исторически цвет в интерьере мог позволить себе только состоятельный человек, поскольку пигменты были недешевы. Сегодня такой проблемы нет, потому смелее — делайте потолки цветными!
Самое большое количество заблуждений существует по поводу выкрашивания потолка в темный цвет. Считается, что он создает гнетущее настроение, привлекает излишнее внимание, визуально опускает высоту. На самом деле, используя темный цвет, вы достигаете обратного результата — потолок в помещении растворяется. Это происходит потому, что попадающий на него свет поглощается, перестают читаться границы, это добавляет ощущение объема и воздуха.
Совет: Если это не ваша декораторская задумка, то не стоит выбирать простые однозначные цвета. Они вызывают прямые ассоциации: например, черный — крем для обуви, синий — море, и так далее — это начинает утомлять. Если вы не хотите жить в морской спальне все время, то рекомендую сделать выбор в пользу сложносоставных цветов, которые, в зависимости от освещения, читаются нашим сознанием по-разному.
По законам колористики холодные оттенки всегда визуально работают на удаление поверхности. Таким образом, выкрасив потолок в холодный тон (вне зависимости от цвета и его насыщенности), вы визуально его отодвинете, добавите «прохлады» и объема.
Совет: В том случае, если не стоит определенной дизайнерской задачи (например, сделать комнату-шкатулку), этот прием однозначно следует использовать. И не нужно бояться применять его при низких потолках!
Чтобы добиться визуального эффекта отсутствия цвета, я советую использовать сложные серые оттенки. С ними потолок просто исчезает из поля нашего восприятия. К слову сказать, серый тон, оставаясь «незамеченным», более изысканно выявляет фактуру.
Этот прием больше других претендует на статус «иллюзиониста». Глянцевый потолок работает в интерьере иным образом, нежели во всех предыдущих случаях. Появляются совсем неожиданные эффекты восприятия: предметы начинают парить, отражаться, бликовать. Мы перестаем соотносить место предмета и сам предмет. Окна визуально кажутся выше, на таком потолке отражается свет, помещение становится светлее.
Есть еще один менее явный эффект глянца: все глянцевые поверхности — это неустойчивость, отсутствие монументальности и тяжести. На мой взгляд, это хороший прием при работе с невысокими потолками. Глянцевый потолок — это совершенно не обязательно натяжное полотно: аналогичного эффекта можно добиться при помощи краски, тем более, что современные составы позволяют регулировать степень глянца.
Совет: На глянцевые потолки не стоит вешать тяжелые монументальные светильники — они будут создавать диссонанс.
Явным минусом решения является то, что это, пожалуй, технически самый сложно реализуемый вариант: подготовка потолка для такой покраски потребует больше умений от строителей.
На первый взгляд, это очень неожиданный и рискованный прием, но, как ни парадоксально, уместен в помещениях любых объемов. Все зависит от цвета краски и количества света. Разберемся более подробно.
Совет: Светлые холодные серые, оттенки слоновой кости, лаванды и мяты будут особенно выигрышны. Но не стоит брать теплый тон: так пространство визуально сожмется и станет окутывать вас — иногда очень навязчиво.
если вас страшат эксперименты, то прием с наименьшим количеством риска — поиграть со степенью блеска потолка, окрашенного точно в тон светлых стен.
Совет: Если вы еще учтете и проработаете освещение, сделав разноуровневую и локальную подсветку, то, попав в отдекорированное помещение, вы перестанете думать о его недостатках.
Да, такое тоже бывает в высоких интерьерах. Потолки красятся определенным металлизированными красками или поталью. Второй вариант гораздо дороже, но несет на себе ощущение handmade.
Золотые потолки хороши, так как сочетают в себе сразу и эффект «дымки», и глянец, при этом дают более элегантное отражение.
Совет: Смешивая и подбирая краски, со степенью «золотистости» (светоносности) надо быть очень осторожным. Помните: велик риск скатиться в китч.
Потолочный карниз — как место стыковки стены и потолка — также может оказаться мощным оружием в ваших руках. Стоит отметить, что, если не задумано другое, то карниз непременно нужно использовать. Применение этого архитектурного элемента лишает интерьер ощущения самосделанности и наивности, добавляя архитектурной продуманности и сложности. Размер карниза должен быть материален — не стоит примерять карнизы размером 3-5 см. С высотой потолка 2,7 метра такой микроскопический размер читается невнятно.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
«Манжеты интерьера»: Как работать с галтелями и потолочным плинтусом
Совет: Главное правило такое: чем ниже потолок, тем ближе должен быть цвет карниза к цвету стен.
ПОДРОБНЕЕ ОБ ИНТЕРЬЕРЕ С ФОТО…
В гостях: «Финский залив» в московской квартире
Эффект можно усилить более активным выводом карниза на потолок, созданием гибрида кессона и светового фонаря. При использовании более темных (стены и карниз) и более светлых (потолок) холодных тонов вы достигнете большей глубины и ощущения воздуха.
Совет: Будьте сдержаны в реализации такого приема, иначе результат станет напоминать картинку из евроремонтов 90-х с их многоуровневыми потолками.
Падуга — архитектурный элемент, плавный полукруглый переход, легко смягчающий угол между потолком и стеной. Карнизы такой формы, с моей точки зрения, недооценены. В случае их использования мы опять попадаем в ситуацию неопределенности при визуальной фиксации высоты потолка. Этот прием создает воздух и объем, поскольку пространство не запирается в границах.
Совет: Необходимо выбрать карниз, соразмерный высоте потолка. Для потолков 3 метра радиус карниза должен быть в пределах 20-25 см, для более низких потолков этот показатель составляет 15-17 см.
Как мы уже писали, потолочный карниз должен быть — если не задумано иное. В модернистских интерьерах декораторы исключают карниз и переосмысливают границу прикрепления иным образом. Данное фото прекрасно иллюстрирует этот прием. Потолок не доходит до границы со стеной на некоторое количество сантиметров (обычно от 2 до 5). А раз нет границы, то наш мозг не фиксирует высоту стены.
Техническая задача состыковки различных фактур поверхностей решается идеально (фактура стены заводится вглубь щели над плоскостью потолка). И надо отметить, что этот прием также можно взять на заметку тем, кто борется с невысокими потолками.
Такой прием используется сравнительно редко — это некий гибрид декора и архитектуры. Вы намеренно делаете карниз ниже — проводите им черту ниже уровня потолка (на 5-15 см), которая разделяет стену. Образуются две сущности: стена и стено-потолок. Стено-потолок выкрашивается в более темный и холодный тон (берите сложные серые — не ошибетесь). А стена и карниз выкрашиваются в единый более светлый цвет. Пример на фото иллюстрирует радикальный вариант, но очень хорошо выявляет декоративную силу этого приема.
Поймайте солнечный день и пасмурную погоду и посмотрите на каждый получившийся цвет. Свет «различного качества» попадает к вам в комнату в зависимости от того, куда выходят окна. Так, на севере цвет будет казаться более холодным, а на юге даже в холодных красках могут выступить теплые пигменты, и цвет поведет себя неожиданно. Поймайте ваши ощущения и впечатления — и только потом отправляйтесь за нужным оттенком в магазин и берите в руки валик.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ…
- Другие идеи дизайна потолка — на фото из галереи Domasan
- 60 натяжных потолков на фото из проектов дизайнеров