Эта статья написана под впечатлением от книги Майкла Талбота «Голографическая Вселенная». Автор рассказывает о гипотезах двух выдающихся учёных XX века — пионера квантовой физики Дэвида Бома и нейрофизиолога Карла Прибрама. Чувствуется, что книга написана учёным: все факты и данные исследований, все цитаты даны со ссылками на публикации в научных изданиях. Но при этом мысли изложены простым языком, для широкого круга читателей.
Не удержалась от статьи потому, что в исследованиях Бома и Прибрама — так, как о них рассказывает Талбот, — я нашла научное подтверждение тому, что понимаю про интерьер. И тем, что узнала, хочу поделиться с читателями Domasan.
Т. Гексли (эпиграф взят из книги «Голографическая Вселенная»)
Меня поразило, что очень важные научные открытия широкому кругу людей практически неизвестны. Вот, например, меня учили в школе, что когда мы смотрим на предмет, он проецируется на поверхности коры головного мозга подобно фотографии и в строго определенном месте. Вас тоже? Оказывается, всё совсем не так.
Эксперименты Карла Прибрама и исследования других учёных доказали, что видение, зрительная информация (также, как и память) вовсе не сконцентрировано в одном месте, а рассредоточено. Зрительная часть коры головного мозга реагирует не на паттерны изображения, а на частоты различных волновых форм, на волновую информацию, которую потом интерпретирует как изображение с помощью алгоритмов, подобных уравнениям Фурье (уравнения, используемые для перевода образов в волновую форму и обратно).
Поразительно! Но многие ли об этом знают? В своей книге Талбот подробно обо всём рассказывает.
Больше волн — больше ощущений
Роберт Джан, профессор аэрокосмических наук, и клинический психолог Бренда Данн в результате исследований пришли даже к такому выводу: «Реальность представляет собой результат взаимодействия волновых аспектов сознания с волновыми аспектами материи». Мне это очень близко: вот именно так и взаимодействует интерьер с теми, кто в нём находится.
Если вы видели, как колеруют краску, вы знаете, что для достижения любого оттенка в базу добавляют красители разных цветов. В белый с оттенком в микроскопических дозах добавлено множество разных красителей. Цвет получается сложным, волновой узор — тоже.
В последние годы я воспринимаю интерьер не просто как объём, но как объём, наполненный энергией и информацией.
С информацией всё понятно: те волны, которые мозг воспринимает и перерабатывает в визуальные, слуховые и тактильные образы — это и есть информация. А как быть с энергией? Само слово «энергия» («энергетика интерьера») вызывает у многих скепсис. И я могла бы напомнить, что согласно известной нам со школы формуле E=mc2, всё, что обладает массой, обладает и энергией, вычисляемой по этой формуле. А световые (цветовые) волны — что это, как не вид энергии?
Мне хочется рассказать и про другую энергию, которую физики называют «призрачной», не могут её объяснить и не любят о ней говорить. Эту энергию хорошо ощущают люди сверхчувствительные, люди с ведущим правым полушарием и многие дизайнеры. Чувствуя эту энергию, мы говорим: «как здесь приятно находиться», «здесь хорошо», «легко дышится».
Чтобы проиллюстрировать факт, что науке ещё многое не известно про «призрачную энергию», расскажу про эксперимент, описанный в книгах доктора психологии Алекса Ллойда.
Этот эксперимент впервые был проведён Эйнштейном, Подаски и Розеном в 1935 году. Начинался он с того, что два незнакомых человека представлялись друг другу и обменивались рукопожатиями. Затем их помещали в камеры Фарадея, непроницаемые для известных физикам видов энергии, например, для электрического тока и радиоизлучения. При этом камеры были расположены так, чтобы люди не могли видеть и знать, что происходит с другим участником.
И вот, в одной из камер учёный светил фонариком в глаза участнику эксперимента. При этом, естественно, стрелки диагностических датчиков чуть ли не зашкаливали. Тут-то и проявлялся необъяснимый «призрачный» эффект: стрелки указателей одновременно метались и на приборах другого участника, отмечая ту же самую физиологическую реакцию, хотя с ним эта «экзекуция» не проводилась. Более того, он даже не знал о ней.
Науке иногда вообще неизвестно, из чего состоят те или иные поля энергии. Дэвид Бом писал: «Что такое электрическое поле? Мы не знаем даже этого… Когда мы обнаруживаем новое поле, оно кажется нам загадочным. Но затем мы придумываем для него название, учимся его использовать и описываем его свойства, после чего его загадочность исчезает. Но мы по-прежнему не знаем, что на самом деле представляет собой электрическое или гравитационное поле. Нам даже не известно, что такое электроны. Мы можем лишь описывать их поведение».
Возможно, что и энергетика интерьера рано или поздно тоже будет изучена и описана.
Китайцы называют это поле ци, они придумали свой алгоритм, как его использовать, придумали фэншуй. Для них в энергетике интерьера нет ничего загадочного, потому что они научились её чувствовать и использовать точно так же, как мы чувствуем и используем энергию гравитационных и электрических полей. Наиболее близкое мне понимание фэншуй я нашла в книгах доктора Шентана Сю, и очень их рекомендую.
Если термины «ци» или «энергия» кажутся вам неподходящими, придумайте своё слово, но не стоит, мне кажется, сразу отвергать то, что неизвестно. Мне лично нравится слово «сознание» («сознание интерьера»), и я учусь использовать эту энергию, это сознание на благо своих заказчиков.
Много внимания в «Голографической Вселенной» уделено единству всего, что существует, и доказательствам этого единства: «Согласно Бому, наша склонность фрагментировать мир и игнорировать гармоническую взаимосвязанность всех вещей является причиной многих проблем в науке, в нашей жизни, в обществе… Например, мы думаем, что можно лечить различные части тела, игнорируя его целостность».
Как близки мне эти мысли. А ведь многие так же думают, что можно создавать интерьер, игнорируя его целостность и взаимосвязь с окружающей средой.
Мне бы хотелось, чтобы эти знания стали доступны как можно большему числу людей. Чтобы все мы жили в красивых домах и квартирах. Обязательно прочитайте книгу «Голографическая Вселенная». И хороших вам интерьеров.