Такую экскурсию вы точно не закажете ни в одной туристической фирме. Старинные парадные Стокгольма — подъезды обычных жилых домов — закрыты от любопытных глаз на кодовые замки домофонов. А меж тем внутреннее убранство парадных поражает воображение: никогда прежде я не видела таких красивых подъездов.
Первое время я постоянно спотыкалась на лестницах, а пару раз буквально растянулась на пороге, так как вместо того, чтобы смотреть под ноги, пыталась разглядеть барельефы на стенах и росписи на потолке. Я была словно Золушка, попавшая на бал и потрясенная роскошью дворцового интерьера. Передо мной открывались двери парадных в старинных домах. Каждый из них числится в реестре памятников архитектуры, но это, прежде всего, жилые дома, в которых живут обычные люди. Сейчас, проработав в центре Стокгольма более пяти лет, я воспринимаю их красоту, как данность, но не перестаю восхищаться и любоваться ими по сей день.
1880-е годы — эпоха неоренессанса, когда были переосмыслены художественные принципы Возрождения. Богатым людям хотелось показать свой высокий статус. Простим им эту нескромность, в конце концов, именно благодаря ей мы получили в наследство архитектурные шедевры, которые прекрасно сохранились. Стремление к симметрии, огромные пространства, пилястры или колонны, украшенные капителями, сводчатые потолки, арочные окна, узорчатые карнизы, щедрое использование мрамора и гранита для внутреннего декора и лестниц. Все это отличало архитектуру того времени.
На фото вверху: интерьер парадной 1889 года в районе Остермальм. Фото: Ingrid Johansson, из архива Городского музея Стокгольма (Stadsmuseet)
Поднимаясь по ступенькам этого холла, ощущаешь себя по меньшей мере особой королевской крови, которая вернулась в свой дворец после бала. Поистине королевский декор, лепнина на потолке плюс красочные барельефы, мозаичная плитка на полу, мраморные бордюры вдоль стен и, конечно, ковры по всему коридору — такое ощущение, что ты попал в сказку.
3. Эклектичный неоренессанс
Даже в начале XIX века, когда в Швеции утвердились и другие архитектурные стили, неоренессанс еще долго не сдавал позиции. Все те же колонны вдоль стены, красочные росписи на потолке, мрамор в отделке стен, щедро декорированные позолотой детали, великолепные арки, молдинги — все это сохраняется и во многих парадных более позднего периода.
Интересно: здание, в котором расположена эта парадная, имеет форму утюга, выходит на две разные улицы города и имеет два разных адреса.
Эклектика — излюбленный декоративный прием
шведских парадных.
Фото из архива Городского музея Стокгольма
5. Аутентичные светильники
Обратите внимание на расположение светильников над дверью (фото вверху). Дело в том, что освещение в то время было еще газовым, и кроме центрального светильника вдоль стен и над дверьми располагались дополнительные лампы.
Особенно мне нравятся двери квартир, украшенные витражами. В основном, это делалось ради того, чтобы впустить дополнительный свет в помещение, но при этом сохранить приватность. Такие стеклянные матовые и цветные вставки встречаются в старинных зданиях, к сожалению, все реже. Люди больше думают о безопасности и ставят крепкие деревянные двери.
На фото: вход в квартиру. Фото из архива Городского музея Стокгольма
Среди знатоков такие витражи на дверях ценятся очень высоко. Обратите внимание, что замки и ручки на двери современные, но они гармонично вписались в интерьер дома.
Фото с сайта www.ahre.se
Своды потолка, фонари на стенах — в спокойной цветовой гамме — отсылают нас к эпохе Ренессанса.
На фото: парадная по адресу Linnegatan, 60, в доме 1894 года. Фото: Johan Nilson, с сайта http://www.lagerlings.se
В 1890-х годах шведская архитектура вновь ощутила дыхание средневекового рыцарства с его готическими стрельчатыми арками и сводами и витыми лестницами, как в старинных замках. Стены обшивали, в основном, натуральным камнем, но встречается и штукатурка, окрашенная в светлые тона.
Фото: Ingrid Johansson, из архива Городского музея Стокгольма
Окна в этом доме украшены витражами, которые, к счастью, хорошо сохранились в отличие от квартирных дверей. Правда, многие владельцы домов позже заменили витражи на прозрачные стекла, мотивируя это тем, что из-за цветных окон нельзя разглядеть внутренний двор.
На фото: парадная на улице Torsgatan, 10. Фото с сайта stockholmskallan.stockholm.se
Спускаться по такой витой лестнице нелегко, невольно посочувствуешь жителям тех лет. Несмотря на внешнюю простоту, ступени смотрятся изящно благодаря конструкции. Кстати, такие лестницы строились в Швеции вплоть до 70-х годов прошлого века — они занимают мало места.
1900—1910 годы — господство модерна. В Швеции он проявился в особом внимании к флоре и фауне. Дубовые, каштановые и сосновые шишки в декоре, обоях, лепнине характерны для тех лет. Стены по-прежнему обшивали мрамором — желтым, зелёным, но уже встречается побелка с лепными панелями и разнообразной цветовой гаммой: зеленый, голубой, лимонный, терракотовый цвета. Потолки красили в белый цвет и декорировали лепниной, полы делали черно-белые, мраморную клетку, светлый мрамор с окантовкой. В Швецию уже пришло электричество, поэтому потолки украшены латунными люстрами со стеклянными шарами различной формы и диаметра.
Фото вверху: Ingrid Johansson, из архива Городского музея Стокгольма
Роспись стен в доме по адресу Strandvägen, 57 мне кажется стилизацией китайских мотивов, но более сдержанной по цвету. Сама парадная, как и весь дом в целом, — это синтез классицизма и национального романтизма. Главный вход имеет два уровня. Первый уровень — непосредственно вход — ведет на главную лестницу. Поднявшись по ней, попадаешь на второй уровень: там три коридора, ведущих к другим внутренним лестницам. Полы из гранита, стены декором разделены на нижнюю и верхнюю половины. Нижняя — однотонная с окантовкой, а верхняя — с росписью, детали которой — листья, ягоды, фрукты и цветы.
На фото вверху: парадная на улице Strandvägen,57, в доме 1895—99 гг. Фото с сайта www.strandvagen.se
Стиль модерн настолько разнообразен, что специалисты иногда сами путаются, к какому направлению отнести интерьер. Отдавая предпочтение тому или иному стилю, архитекторы тех лет экспериментировали, не всегда следовали канонам. Эклектика тогда уже была любимым способом самовыражения. Попробуйте сами определить, к какому стилю отнести эту парадную?
На фото: парадная на улице Birger Jarlsgatan,125, в доме 1912 года. Фото с сайта www.fastighetsbyran.se
Каждая страна интерпретировала модерн в соответствии со своими национальными особенностями. В Швеции, как и во всей Скандинавии, он назывался югендстиль. Он заметно повлиял на всю последующую шведскую архитектуру.
На фото: парадная по адресу Birkagatan, 34, в доме 1904 года. Фото с сайта www.fastighetsbyran.se
Дизайн этой парадной построен на игре контрастов — богатого на роспись потолка и скромных по декору стен. Каждый раз, находясь здесь, я представляю, что надо мной голубое небо с белоснежными облаками. Ещё меня восхищает, как меняется цвет мрамора в зависимости от освещения: он становится то солнечным, то медовым, то золотистым — очень тёплый камень, богатый на оттенки.
На фото: парадная на улице Frejgatan, 40, в доме 1902 года. Фото с сайта www.fastighetsbyran.se
17. Белый и красный
Другой вариант шведского модерна — необычный для того периода контраст, но очень популярный ныне в стране — это сочетание красного и белого. На белом фоне стен с нежной росписью — контрастные лестничные перила и красные рамы окон. Лестница — простая чугунная. Этакий модернистский минимализм.
Не прошло и десяти лет, как шведские архитекторы в поисках новых идей загорелись неоклассицизмом. В 1920-х годах шведский неоклассицизм назвали Swedish grace (в переводе с англ. «шведская грация»). Это синтез романтического стиля и модерна, выращенного на шведской почве, синтез скандинавских мотивов и европейского классицизма. Цветовая палитра разнообразная, но не такая яркая, как в Западной Европе. Популярные украшения — медальоны с классическими профилями или же корзины с фруктами. Всё так же популярны росписи на потолке, но уже с новыми мотивами и орнаментами, всё так же отделаны мрамором или окрашены под мрамор стены, полы по-прежнему декорированы мрамором или гранитом, и кованые чугунные решётки лестниц — прочные и разнообразные в деталях. Лифты — деревянные кабинки с зеркалами; потолочные светильники из кованого метала, на окнах теперь навсегда утвердились прозрачные стекла вместо витражей.
Фото вверху: Ingrid Johansson, из архива Городского музея Стокгольма
19. Первые мусоропроводы
Впервые в эпоху неоклассицизма в 1924 году в домах появились мусоропроводы с металлическими люками. Автор идеи Свен Уолландден.
В этом доме мусоропровод встроен между двумя окнами, что сейчас встречается нечасто — в основном, он встраивается в глухие стены. Окна шведы всё-таки предпочитают украшать цветами и использовать для созерцания.
20. Круглый потолок
Этот подъезд мною особенно любим, но мне сложно точно определить его направление. Необычные для парадной полукруглые формы, сферический потолок с росписью. Причём, роспись располагается по канту сферы, не заполняет всё ее пространство, благодаря чему потолок кажется еще объёмней. Терракотовый цвет делает стены яркими, и даже в самый холодный день это помещение излучает тепло. Серый мрамор приглушает яркость терракотового, тонкие пилястры зрительно вытягивают полукруглый зал. Так достигается равновесие между шириной и высотой этого полукруга.
Этот потолок у меня ассоциируется с райским садом, я часто сижу на скамейке, что слева, и любуюсь росписью над головой. За скамейкой окно с квадратной раскладкой стекол, обращенное во внутренний дворик. Вызывает восхищение необычный дизайн люстры.
На фото: парадная на улице Heleneborgsgatan 10B, в доме 1925 года. Фото с сайта www.fastighetsbyran.se
На фото внизу: фрагмент росписи стены и деталь чугунных перил в парадной того же дома. Фото с сайта www.bjurfors.se
Сводчатые потолки с кессонами — частые «гости» шведских подъездов начала прошлого века. В основном, деревянные, окрашенные или нет, с позолотой или нет, но всегда с красивым орнаментом.
На фото: парадная на улице Engelbrektsgatan, 25, в доме 1914 года. Фото: Johan Nilson, с сайта www.lagerlings.se
23. Хрустальная люстра
Вы удивитесь, но такие хрустальные люстры все еще встречаются в подъездах старинных домов Швеции. Конечно, они придают торжественность любому помещению, особенно красиво они смотрятся вечерами, когда на потолке вспыхивает тысяча кристалликов, и все вокруг приобретает новый оттенок. Переливаются новыми цветами стены из мрамора, гранитный пол, деревянные молдинги, латунь дверных ручек. На всех люстрах есть подсвечники — дань временам, когда квартиры освещались свечами. И хотя сегодня никто уже не использует свечи для освещения, подсвечники все равно сохранились на хрустальных люстрах.
В этой парадной сразу обращает на себя внимание белый потолок с кессонами. Он притягивает взгляд и не отпускает. Главная скрипка в архитектурном оркестре.
На фото: парадная на улице Smala gränd, 3, в доме 1889 года. Фото с сайта www.fastighetsbyran.se
Еще одна парадная, которая при всей лаконичности декора радует ярким сочетанием нескольких цветов мрамора: бежевого с красно-коричневым и черно-белого «шахматного» пола. Деревянная дверь медового цвета и красная ковровая дорожка дополняют радостную картинку. Кажется, что в помещении много солнца, что так ценно в условиях северного климата!
На фото: парадная на улице Karlbersvägenvägen, 37, в доме 1899 года. Фото с сайта www. fasthetsbyran.se
26. Неожиданное цветовое решение
Эта парадная мне показалась нетипичной для своего времени. Я думаю, что этот подъезд был отреставрирован и цветовая гамма по каким-то причинам скорее всего была изменена.
Часто в стокгольмских парадных при входе можно увидеть выложенную на полу розу ветров или стрелку компаса, а над входной дверью — надпись, например, XIX век от Рождества Христова. Это вселяет трепет — сразу ощущаешь дыхание истории.
На фото: парадная по адресу Värtavägen, 13, в доме 1932 года. Фото с сайта www.fasthetsbyran.se
28. Просто красивый пол
Вы заметили, что сдержанность декора всегда сполна компенсируется природной красотой натуральных материалов: дерева, гранита и мрамора? В подъездах того периода очень красивые полы. Это плиты, выложенные по диагонали или в шахматном порядке, сочетание чёрного, серого, белого цветов. Часто использовался наливной бесшовный мозаичный пол — тераццо (terrazzo) .
Меня всегда завораживает перспектива, которая открывается при входе в подъезд. А впереди — то колонна в холле, то готический потолок, то лестница, вьющаяся змейкой.
На фото: парадная по адресу Linnégatan, 10, в доме 1923 года. Фото с сайта www.bjurfors.se
30. Массивные двери
Входные двери в подъездах всегда массивные, их часто делали из корабельной древесины, что очень правильно в условиях влажного климата. Открывать такие двери тяжело — хорошо, что все они сегодня снабжены электродатчиками. Достаточно нажать кнопку, что рядом с кодовым щитом или домофоном, и дверь сама откроется. Такая же кнопка есть и с внутренней стороны. Электромеханизм установлен внутри прямо над дверью. Тем, кто передвигается на коляске, выдают специальный пульт для того, чтобы без усилий открывать двери с обеих сторон.
Лифты в старых домах имеют круглые или квадратные кабинки и обычно вмещают до трех человек. Теснота с лихвой окупается щедростью отделки. Это, конечно, натуральное дерево, чугунная решетка с декором, часто позолоченная, ковровые дорожки. Внутри лифта есть маленькое сиденье, рассчитанное, правда, на одного. Но шведы народ вежливый, битком в лифты не набиваются. Наоборот, предложат вам зайти первым, а сами подождут, пока кабинка вернется обратно.
На фото: парадная по адресу Linnégatan, 42, в доме 1905 года. Фото: Johan Nilson, с сайта www.lagerlings.se
32. Изящные лифтовые решетки
Как правило, старинные лифты имеют дверь и решетку. Если не закрыть хотя бы одну из двух, лифт не сдвинется с места. Поэтому в кабинках часто висит листок с напоминанием закрывать за собой двери и решетку лифта. Иначе соседям придется идти вниз или подниматься вверх пешком.
На решетках лифтов и стенах домов можно встретить аббревиатуру HSB. Это одна из крупнейших организаций страны, владеющих недвижимостью.
Фото из архива Городского музея Стокгольма
Деревянные молдинги — популярный элемент декора во все времена. В этом интерьере мне нравятся входные двери с витражами, а также пилястры, переходящие в арки, украшенные барельефами, и образующие своды прямо на стене. Резьба по дереву, лепнина на потолке, черно-белый мозаичный пол, дополняют классический образ.
На фото: парадная по адресу Karlavägen, 56, в доме 1888 года. Фото: Johan Nilson, с сайта www.lagerlings.se/
35. Ящики для почты
Обратите внимание на металлические щели в дверях. Это ничто иное, как отверстия для почты, называемые postlåda. Их чаще всего изготавливают из латуни.
36. Ряды почтовых ящиков
Есть и другой вариант размещения почтовых ящиков — традиционный. Все ящики висят в подъезде, на каждом указано имя владельца и номер квартиры.
37. Список жильцов
Слева на щите — список с именами жильцов, информация о коммунальных службах и другая полезная информация.
38. Простота и аккуратность
Я сначала не хотела показывать фото этого подъезда из-за его предельной простоты, но потом передумала. Он более всего близок по стилю к современным подъездам Стокгольма. Светлые стены, никакого декора — все лаконично и скромно. Хотя здесь от старины кое-что сохранилось: общие параметры пространства, высокие потолки, витая лестница, оформление стен. Мне нравится частичная деревянная обшивка стен, завершенная у дверей в вертикальными узкими «стрелами». Мне нравится контраст — красно-белая плитка на полу.
39. Роскошный потолок
На фото слева и внизу: детали декора потолка и карниза в парадной на улице Malmоgatan, в доме 1892 года. Фото с сайта www.rexplus.se
40. Наивное искусство
Рисунок (на верхнем фото) над выходом на лестничную площадку — образец наивного искусства.