Истоптанная тысячами ног метлахская плитка сохранила неповторимый колорит прошлого, память о котором живет по сей день.
Фото: Евгений Миллер
1. Панно входной зоны
Не устаешь удивляться всякий раз, когда открываешь парадные двери старинных доходных домов в центре Петербурга. Под ногами у тебя красота, над которой не властно время. Метлахская плитка появилась в имперской столице России во второй половине XIX века, когда строительный бум потребовал новых материалов.
Когда я впервые приоткрыла дверь в подъезд дома Музыкального общества на Загородном проспекте и увидела в маленьком тамбуре роскошное панно из метлахской плитки, у меня не осталось сомнений, какого уровня интерьер парадной лестницы предстанет передо мной. За массивной дубовой дверью с богатой резьбой на полу лежал небольшой коврик с роскошным узором в стиле эклектики. В нем соединились орнаментальные детали всех предыдущих эпох: пальметки, волюты, цветы, ленты голубого, бордового, желтого, белого и коричневого цветов. Подобную роскошь и красоту мог позволить себе только состоятельный заказчик.
Не каждый владелец дома, тратившийся на строительство, вкладывал большие деньги в напольное покрытие. Но там, где положили метлахскую плитку, она сохранилась по сей день. Не везде качество пола радует. Но это точно не вина производителя плитки.
Со временем из-за влажности подвальных помещений во многих парадных сильно деформировалось основание, появились своеобразные «горбыли». Пол приподнялся, вздыбился, но плитка прекрасно держится. В местах, где все-таки произошла непоправимая утрата, оставшаяся пустота залита цементным раствором. На мой взгляд, это все-таки лучше, чем пытаться подобрать аналог — никогда не попадешь в цвет, и все будет смотреться откровенной заплаткой.
Пролеты выложены в виде ковриков с бордюром из голубых трилистников. Интересную деталь замечаешь позднее — так она вписывается в общий контекст. Слева под лестницей — подсобное помещение. Оно закрыто простой дверью с непростой художественной росписью в виде плитки, лежащей на полу.
Войдя внутрь, мы видим парадную лестницу с белоснежной лепниной и рустованными стенами глубокого синего цвета. На полу — геометрический орнамент в виде трехцветных ромбов (светло-серых, темно-серых и черных), выложенный мелкой метлахской плиткой.
Поднимаешься на один пролет, оглядываешься и понимаешь, почему для входной части парадной архитектор проекта А.Л. Гольм выбрал такой простой напольный орнамент. Коридор неправильной формы имеет явное закругление, мелкая плитка скрывает сложный излом.
Самый красивый и нарядный узор, конечно, на полу у лифта и на втором этаже, где находились апартаменты наиболее состоятельных жильцов.
Любитель красоты получает здесь подарок в виде плиточного разнообразия в отдельно взятой парадной. На каждом этаже — свой рисунок метлахской плитки. Это и растительные мотивы, и сложные орнаментальные ажуры и простая геометрия. Четыре вида плитки, четыре вида бордюров и одно панно — в одной парадной.
Самыми распространенными размерами этой плитки в дореволюционной России были 79х70, 100х100, иногда 150х150 мм.
Такое прекрасное состояние плитки мы можем наблюдать и сейчас, несмотря на то, что огромное количество людей каждый день проходит по этим полам.
Лепнина над дверями, фонари и металлические решетки испытали на себе влияние времени — появление бесчисленного множества проводов, ведущих в каждую квартиру. Здесь многие квартиры — по-прежнему коммунальные.
Взбежав на последний этаж, посетитель увидит самый простой узор этой парадной.
А с самого верха открывается вид на несколько лестничных клеток и на три вида роскошной метлахской плитки, радовавшей обитателей и гостей Дома Музыкального общества на Загородном проспекте.
14. Парадная дома Иохера
Жители нашего района, посещающие иногда поликлинику на ул. Правды (бывшей Кабинетной улице), получают бонус — возможность полюбоваться остатками былой роскоши на втором этаже. У изножья широкой парадной лестницы лежит ковровое панно из метлахской плитки. Частью былого интерьера был и чудом сохранившийся металлический фонарь. Но только редкие посетители поликлиники замечают красоту под своими ногами.
Роскошный волнообразный кант с трилистником в центре обрисовывает сложную геометрию лестничной клетки. Внутри — серо-голубого цвета плитка с диагональным рисунком. Раньше этот частный особняк занимала местная Дума, но уже давно город отдал его медицинскому учреждению.
Везде, кроме второго этажа, арендаторы сменили напольное покрытие на большие толстые плиты. Остался лишь этот оазис, но и он, к сожалению, состоит из многочисленных вставок. То, что мы видим на полу — суровая реальность советского времени. Если плитка раскалывалась — замена была невозможна. Ни новую плитку, ни тем более точно такую же, достать было нельзя.
17. Парадная лестница
Одно из самых интересных и роскошных зданий дореволюционной России — палаццо купцов Елисеевых на набережной Фонтанки. Место, где появился первый гидравлический лифт. Сказочно богатые Елисеевы, владеющие многочисленными магазинами в столице и других городах империи, могли себе позволить подобную игрушку. Цветочные розетки-солнышки на полу дополняют ярко-желтые витражные вставки, и когда в Петербурге не пасмурно, солнечные зайчики перескакивают со стен на парадные полы.
Дополнением к лепнине, чугунным перилам и чудом сохранившимся витражным окнам служат, конечно, узоры метлахской плитки на лестничных клетках.
Удивительно, но в Доме Елисеевых, которые могли бы позволить себе любую роскошь, на полах парадной лестницы лежит только один вид плитки. И этот образец — своеобразный микс, не чистый вариант метлахской плитки. Загадка истории…. А может быть — тонкий расчет?
На фото 19—23; дом Никонова. Арх. Н.Н. Никонов. 1899—1900 гг. Жилой дом. Ул. Колокольная, 11
Метлахская плитка стоила дорого. И для домов экономичного сегмента выбирали более простые образцы. Например, одноцветные восьмиугольники (чаще белого или серого цвета) с небольшими квадратными вставками.
В доме архитектора Н.Н. Никонова на Колокольной улице полы выложены метлахской плиткой несложного набора. В центральном длинном холле — сероватых оттенков мелкая плитка положена в зеркальном отражении, что значительно увеличивает ее визуальный формат. Для бордюра архитектор (он же подрядчик) выбрал простой кант с голубыми ромбами.
Лестничные площадки, небольшие по размеру, радуют взгляд другим ярким сочетанием. Желто-голубой цвет освежает некую мрачность пространства. Дополнительным украшением сложного лестничного подъема, кроме сохранившихся витражей, служит небольшое вкрапление яркой плитки в треугольный подъем забежных ступеней.
Свет больших окон с остатками витражей падает прямо на простой узор, выявляет яркость простых цветов плитки.
При входе привлекает внимание очевидное отсутствие камина во входной зоне. Камины были неотъемлемой принадлежностью подобных зданий. Но здесь камин был снесен за ненадобностью. О нем давно забыли бы, но в архитектуре и интерьере все всегда взаимосвязано. На полу осталась проекция камина, обрисованная бордюром метлахской плитки.
Недорогими были и образцы с очень лаконичным геометрическим рисунком. Правда, в качестве дополнения к выбранному типу метлахской плитки заказчики всегда выбирали бордюр. Без этого атрибута (хоть он и вел к удорожанию) было не обойтись.
Метлахская плитка… Она лежит на полах парадных во многих доходных домах в центре Петербурга. А мы отворяем двери и окунаемся в повседневную красоту позапрошлого века.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Originally posted 2017-12-20 21:38:43. Republished by Blog Post Promoter