Продолжение статьи «Материалы: Откуда в Италии до сих пор так много мрамора»
Прежде чем приступить к основному рассказу о делении мрамора на категории, опишу, как происходит выбор клиентом материала, поскольку это косвенно влияет на цену.
Мрамор на фото — Breccia Capraia (зеркально)
Понятно, что не последнюю роль играет цена. Но при выборе материала заказчики и архитекторы в первую очередь исходят из цветовой гаммы камня и того, насколько хорошо мрамор будет смотреться в интерьере. Конкретный слэб осматривается на складе на предмет того, насколько у него хороши полировка и отражение, и не смущают ли заказчика возможные скрытые сечения, прожилки, вкрапления (ведь многие сорта камня при переполировке дополнительно обрабатываются специальным клеем, который остается на поверхности. Это может быть заметно для глаза, особенно в случае с травертинами).
У итальянцев — единственная категория мрамора
К сорту и качеству материала это имеет косвенное отношение, большинство импортеров заведомо привозят мрамор 1-й категории. Скажу больше: у итальянских производителей отсутствует разделение камня на классы — практически весь импортируемый мрамор проходит по 1-й категории.
При разделении иностранными производителями камня по сортам, разница в стоимости между ними составляет всего несколько евро, поэтому российскому продавцу не выгодно привозить некачественный материал. У данного аспекта есть нюансы: при меньшей стоимости камня может «гулять» толщина слэбов, хотя это больше касается гранитов — в связи с тем, что они сложнее в распиловке блока. Мрамор же обрабатывается легко, поэтому такой аспект его не касается.
Скидки на мрамор — вопрос эстетики
При продаже мрамора иностранные фабрики-производители показывают камень в готовом виде. И отечественные предприятия имеют возможность посмотреть на материал, чтобы решить: стоит ли его импортировать в Россию. После чего берут на себя все риски, связанные с продажей отечественным клиентам.
Если в хорошо известном мне московском сегменте рынка происходит падение цены, то в большинстве случаев это связано с тем, что в привезенной партии видна не очень эстетичная жила, некрасивое пятно в структуре камня, или камень имеет не самый приятный оттенок относительно «нормальной» цветности мрамора.
Это никак не влияет на функциональные, конструктивные, эксплуатационные характеристики и качество материала. Но если от этого зависит эстетический аспект заинтересованности клиента в камне, российский поставщик (на свое усмотрение) может провести скидочную акцию, снизив цену на материал.
Если слэбы оказались с изъянам, например, по какой-то части листа проходит структурная жила — при переполировке на станке уже в России камень по этой жиле может сломаться. Как правило, увидеть и спрогнозировать это при первичном осмотре слэба нельзя. Ответственность за «поломку» несет российский изготовитель — клиента это по сути никак не касается.
Факт: Итальянский мрамор не делится на сорта и категории, следовательно, это не сказывается на цене материала.
Исключения: мрамор, делящийся на категории
Есть в Италии и другие виды материалов, например, Calacatta — итальянский классический мрамор. Ценовая политика по этому сорту камня уже на складах фабрик в Италии заметно варьируется, и разница в стоимости порой отличается в 5 раз. Это связано с тем, что блоки мрамора Calacatta добываются в локальном масштабе. И самым привлекательным с эстетической точки зрения блокам, покупаемым фабрикой непосредственно на карьере, присваивается высшая ценовая стоимость. То есть ни в какую особую «категорию» мрамор Calacatta не выделяется. Но эстетическая ценность камня заметно отражается на цене.
Если завод покупает блок максимально белый, с красивым рисунком, правильной формы, то карьер и фабрика ставят мрамор в люксовую ценовую категорию. Именно поэтому на московском рынке разброс в стоимости мрамора может составлять от 200 до 1000 евро.
Если говорить о дорогом мраморе, то еще в качестве примера можно привести редкий сорт Nero Portoro (его также не добывают в массовых масштабах). Этот камень может стоить от 400 до 1500 евро. Как и в случае с Calacatta, это — вопрос красоты. Эстетические качества блока зависят от цветовых сочетаний — золотого, черного, белого — и размеров слэба: маленький каменный лист обойдется дешевле.
В качестве «обратного» примера можно привести добываемый в массовых масштабах и широко известный итальянский мрамор сорта Botticino Semiclassico. Стоимость на московском или российском рынке условно одинаковая — слэбы различаются масштабом полосок. При закупке в Италии цена варьируется в пределах 10 евро, и такому камню в принципе трудно присвоить категорию.
Понятие категории наглядно видно на примере греческого мрамора Thassos — ярко-белом сахаристом материале. Белый и чистый по структуре камень без цветных вкраплений проходит по высшей категории. При включениях в рисунок мрамора цветных вкраплений и пятнышек мрамору присваивается 2-я категория. Также существует 3-я категория, когда в структуре камня присутствуют прожилки. Но это не говорит о том, что камень плохой по функционалу, Thassos может быть ослепительно белым и, следовательно, дорогим, а может быть стандартным классическим с включениями. И если клиента это не пугает, то камень можно смело приобретать. Thassos высшей категории покупается тогда, когда существует задача использовать ослепительно белый материал.
Также понятие категории существует в испанских материалах, таких как Crema Marfil. Категории варьируются от экстра-класса до стандарта, классики. При этом по техническим и механическим характеристикам все классы абсолютно одинаковы. Категории присваиваются в зависимости от структуры и цвета камня. Экстра-класс — максимально ровный, бежевый, однотонный. Класс стандарт — с белыми пятнышками, прожилками. Класс классика отличается большим количеством рыжеватых прожилок.
Резюмируя — обычно деление сортов мрамора на классы и категории производится заводом-производителем, а не отечественными продавцами материала, которые покупают камень уже разделенный на классы. Зависимость при делении камня на категории проста и понятна: чем камень чище и красивее, тем он дороже. Чем стандартнее — тем дешевле.
Из отечественных видов мрамора стоит упомянуть сорт Коелга, категории которого присваиваются в зависимости от чистоты цвета и наличия рыжих пятен. Коелга — серо-белый мрамор: чем он более однотонный, тем выше его категория. Чем больше в структуре материала желтых и серых пятен и прожилок — тем класс камня ниже . При этом разница в цене материала разных категорий весьма условна. Эксплуатационные и технические характеристики разных категорий мрамора Коелга также идентичны, меняется лишь эстетическое восприятие здания или интерьера.
Как формат камня определяет цену
На рынке натуральный мрамор представлен в виде форматной каменной плитки, напиленных каменных листов (слэбов) и мозаик.
Обычная каменная плитка производится толщиной от 1 до 2 сантиметров и стандартных выпускаемых заводских форматов (основные — 30х30, 60х30, 40х40 см). На фабриках мраморные блоки пилятся, нарезается плитка, там же упаковывается в пенопласт, укладывается в деревянные ящики и далее транспортируется по всему миру.
Факт: Сегмент каменной плитки всегда дешевле, чем камень в слэбах. Заказчик за адекватную цену получает очень хороший, качественный и натуральный материал, который порой стоит меньше, чем керамогранит.
«Одинаково» не будет
Но надо понимать, что в отличие от керамической плитки, где раппорт рисунка и цветность строго соблюдаются, мраморная плитка даже в одной партии (и произведенная из одного блока, например) может быть очень разных и отличающихся друг от друга оттенков, рисунков, структур, тонов и насыщенности. Добросовестные продавцы обычно прямо на складе выкладывают несколько плиток (как правило, участок площадью 1х1 метр) и показывают покупателю индивидуальные особенности камня. Далеко не всем клиентам такая разнородность нравится — в таком случае мне как архитектору нужно приступать к поиску иного — однородного по характеру камня.
Чем тоньше лист — тем он дешевле
В принципе, это логично. Ведь из одного блока производится (напиливается) большее количество каменных листов (слэбов), толщиной 2 см. Но это не единственный определяющий фактор: при транспортировке перевозится большее количество листов толщиной 2 см, нежели толщиной 3 см. И это дополнительно увеличивает цену слэба для конечного покупателя.
Факт: Как правило, 2-х сантиметровый мрамор используется для облицовки полов, стен и подступенков. 3-х сантиметровый стандарт — для столешниц, подоконников и ступеней.
Средний размер слэба — 2,5х1,4 метра, также встречаются камни меньших или больших габаритов — до 3х1,8 метра. Это зависит от страны происхождения мрамора, производителя и условий добычи блоков на карьерах. Некоторые слэбы априори не бывают большими, например, греческий Thassos — он всегда приходит размером около 2х1 метр.
Как правило, мраморный блок при первичной обработке напиливается в пачку, в которой каждый лист пронумерован. Соответственно, рисунок камня в одной пачке переходит от слэба в слэб (как он был в блоке). Это позволяет производить так называемую «зеркальную» полировку — особенно часто она используется для самых красивых и эффектных по рисунку и цвету сортов камня, например, таких как итальянский мрамор Pallisandro Classico.
Используя данные свойства мрамора, архитектор может предложить выложить полы или стены симметричными по рисунку каменными плитами — таким образом, чтобы получился зеркальный рисунок. Этот очень эффектный прием называется «бабочкой» или «крестиком» (если рисунок укладки камня образуется 4-мя слэбами и симметричен в двух направлениях — вертикальном и горизонтальном). Если речь идет о полосатом мраморе, то можно эффектно использовать направление натурального природного рисунка — уложить в разные стороны, зеркально или как-либо перемешать, составив красивую композицию.
Факт: На складах всегда есть возможность посмотреть несколько слэбов из одной или разных партий, подсветить их, сложить так, как это нужно заказчику и архитектору для выбора дальнейшей раскладки приобретаемого материала.
Мрамор для лифтов и … яхт
Крайне редко на рынке встречается стандарт слэбов толщиной менее 1 см для специальных сооружений. Как правило, подобные изделия производятся на заказ. Данный вид материала используется для облегчения веса — в тех случаях, когда конструктив не позволяет применить стандартные листы толщиной 2 или 3 см. Обычно такие слэбы используют для облицовки лифтовых кабин и интерьеров яхт дорогим мрамором или ониксом. На заводе-производителе камень пилится толщиной 5-7 мм, к задней стороне приклеивается специальная алюминиевая сетка, которую называют кассетой. Далее каменные листы транспортируются конечному потребителю для монтажа. Несмотря на то, что такой материал тоньше обычного, стоит он очень дорого. Это связано с высокой себестоимостью обработки, использованием алюминия и особых видов клея, специальной упаковки для транспортировки, резки и монтажа камня.
На что влияет сахаристость мрамора
В основном, сахаристые сорта — это греческие Thassos, Sivec, современные кальциты (белые, голубые, цветные). Производственная специфика структуры сахаристых камней состоит в том, что при резке и обработке камня распиловочным станком могут подкалываться кромки. Поэтому после распиловки изделия переходят на другие станки, где поверхность камня дополнительно обрабатывается — проливается специальными клеящими составами, после чего камень несколько раз переполировывается. Таким образом при работе с сахаристыми камнями требуется больше времени на обработку и порезку торцевых поверхностей, чтобы убрать сколы и выкрашивания.
Когда клиент получает готовое изделие, это никак не сказывается на эстетических и эксплуатационных свойствах и качествах материала. При качественной обработке и монтаже изделия сахаристые сорта камня эксплуатируются точно так же, как любой другой мрамор более плотной структуры.
В связи с удлинением технологического цикла обработки материала незначительно увеличивается срок изготовления изделий из сахаристых сортов мрамора. Но при этом специфика обработки не сказывается на конечной цене для клиента. За всех производителей сказать не могу, но организация, с которой сотрудничаю я, не увеличивает цену на изготовление изделий из сахаристых сортов мрамора, мотивируя это тем, что камень — сам по себе дорогой сегмент отделочных материалов, и дополнительная обработка уже входит в цену.
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ В СЕРИИ…