2016 год объявлен Годом английского сада и приурочен к 300-й годовщине со дня рождения известного ландшафтного дизайнера Ланселота Брауна (Lancelot Brown). Этот великий английский садовник XVIII века разбил свыше 170 английских садов, включая пейзажные парки возле таких поместий, как Замок Алник в графстве Нортумберленд (здесь проходили съемки школы Хогвартс в фильмах о Гарри Поттере), Лонглит в Уилшире (сейчас там расположен зоопарк-сафари) и Элторп в Нортгемптоншире (где провела детство принцесса Диана). Сегодня мы предлагаем совершить виртуальную экскурсию по трем замечательным английским садам. Все они были спроектированы в разные века, но тем не менее имеют непосредственное отношение к знаменитому садоводу.
Посмотрим, как использовать некоторые из классических приемов Ланселота Брауна в небольшом по размеру современном саду.
Если вы смотрели сериал «Аббатство Даунтон», вы наверняка узнаете этот вид на Замок Хайклер, в котором проходила большая часть съемок.
В 1771 году Ланселота Брауна пригласили поработать над садами и парками Хайклера. К тому времени он уже завоевал репутацию опытного дизайнера. Характерной чертой его творчества, оказавшего значительное влияние на становление английского ландшафтного искусства, стал отход от модного итальянского стиля, в соответствии с которым было оформлено большинство садов по всей Европе, включая легендарный Версаль.
Философия Брауна подразумевала использование природного потенциала участка, особенностей ландшафта, а не внедрение заранее продуманной концепции с полной переделкой местности. Современники говорили, что у Брауна талант делать естественный пейзаж еще прекраснее.
Например, на 1000 акрах Замка Хайклера Браун увеличил озера, насыпал холмы, выровнял кочки. Одним из приемов дизайнера было создание сада, из которого открывается великолепный вид на окрестности. Чтобы привлечь внимание к определенным точкам, Браун высаживал величественные кедры и раскидистые лиственные деревья.
По территории протекает река Кам, русло которой было оформлено в виде сети каналов. Ключевое изменение, предпринятое Брауном (позже этот прием стал его визитной карточкой), — создание запруды, то есть превращение каналов в озеро неправильной формы. По берегам он высадил группы деревьев, чтобы создать эффект естественного ландшафта.
В наши дни все больше людей стремятся привнести немного дикой природы в свои сады. Можно сказать, что натуралистичность стала модным трендом в ландшафтном дизайне, и именно поэтому идеи Ланселота Брауна выглядят как никогда актуальными. Но как же использовать его приемы в реальной жизни, ведь у большинства из нас нет огромных поместий с парками в несколько тысяч акров? Специалисты считают, что сделать это совсем не трудно. Один из них — Джон Фиббс —организатор празднования трехсотлетия Ланселота Брауна, главный редактор интернет-ресурса The Brown Advisor и директор консалтингового агентства Debois Landscape Survey Group, которое специализируется на управлении историческими ландшафтными памятниками.
Джон Фиббс уверен, что идеи Брауна можно с легкостью воплотить в жизнь в небольших современных садах.
В Чатсуорт-хаусе (в 2005 году здесь проходили съемки поместья Пемберли для фильма по роману Джейн Остин «Гордость и предубеждение») Браун запрудил речку Дервент, которая протекает по территории парка. И хотя такой масштаб работ невозможен в обычных частных садах, Джон считает, что главное — понять суть идеи.
«Озера и пруды играли значительную роль в проектах Брауна, — говорит он. — Если вы хотите оформить свой сад в стиле Брауна, откажитесь от бассейна в пользу небольшого водоема с проточной водой, который можно подвести к руслу ближайшей реки или даже морю. Это создаст на участке ощущение свободы и поможет визуально сломать границы».
В поместье Элторп (на фото) можно полюбоваться на еще один фирменный прием Брауна, который не сложно повторить в небольшом саду. Вы можете скрыть садовую дорожку за невысоким кустарником, чтобы со стороны дома участок выглядел как безграничный цветочный луг. На следующем снимке вы увидите, как эту идею воплотили в современном саду на западе Лондона.
По словам Джона, дорожки, ведущие сквозь сад в разных направлениях, — одна из отличительных черт проектов Брауна. В огромных парках загородных поместий дизайнер всегда прокладывал две главные дорожки, которые вели к площадкам, откуда открывался лучший вид на дом и окрестности. Одна из дорожек была гравийной — для зимних прогулок. Она петляла вокруг скамеек и декоративных элементов. Другая — газонная — летом уводила в самые дальние уголки сада. Джон говорит, что вымощенные дорожки лучше располагать ближе к ограде и закрывать их от взгляда высокими травами и кустарником.
Такого же эффекта можно достичь, посадив вдоль дорожки высокие цветы и травы. Таким образом, дорожка будет утопать в окружающей зелени. Посмотрите на фото и представьте, что смотрите на эту газонную дорожку сбоку.
«У вас создается впечатление, что вокруг просто много зелени, — делится Джон. — Это придает ландшафту более мягкий и гармоничный вид, который нечасто встретишь в современных садах».
«В узких городских садах часто бывает, что дорожка ведет к какому-нибудь «пункту назначения» ─ беседке, перголе или увитым растениями шпалерам», —говорит Джон. Он считает, что привычка устраивать в саду маленькую достопримечательность восходит к эпохе Брауна, когда в парках создавали объекты, призванные обрамлять красивый вид. «Вы проходите сквозь образованное таким строением сужение и видите, к примеру, изящную белую скамейку», ─ продолжает Джон. В этом английском саду «секретным видом» стал декоративный каменный фонтан.
По словам Джона, еще на ранней стадии карьеры Браун начал использовать принципы многослойности и градиента. Смотрится это эффектно, а достигается простыми способами. «Вы стрижете газон в той части сада, которая примыкает к дому, а дальше просто позволяете траве расти свободно, — говорит он. — При наличии водоема ваш сад станет похож на небольшой заповедник дикой природы. Именно так и поступал Браун».
5. Работайте с природой
Позже Браун начал тщательно изучать поместья и парки, над которыми работал, стараясь следовать принципу genius loci— «духу места». «Другими словами, он работал с тем, что уже имелось на участке, и улучшал то, что подарила природа, — объясняет Джон. — Сегодня любой садовник знает, что среда и свойства почвы имеют огромное значение. Например, растения, которые любят грунт с повышенной кислотностью, следует сажать в болотистой почве».
«Спроектировав бесчисленное количество садов и парков, Браун в конце концов начал воспринимать всю Англию как один прекрасный сад, — говорит Джон. — Иногда он включал в свои проекты целые деревни. Таким образом, граница между дизайнерским ландшафтом и дикой природой попросту исчезала, и в этом есть что-то возвышенное». Среди самых известных образцов такого подхода можно назвать поместья Элторп, Бельвуар и Милтонское аббатство. Если за границами вашего участка есть нечто прекрасное, почему бы не включить это в дизайн сада?
А что же делать с городским садом, где вид на бескрайние просторы в большом дефиците? «Это тот случай, когда стоит пообщаться с соседями и по общей договоренности снести все заборы, — говорит с усмешкой Джон. — Если вы это сделаете, то просто не поверите своим глазам!»
Продолжая разговор о праздновании Года английского сада, мы рассмотрим три разных проекта, каждый из которых так или иначе связан с Ланселотом Брауном.
1. Исторический сад
Сад писательницы Джейн Остин в Чотоне, графство Гэмпшир (на этом и трех следующих снимках) был традиционным садом в английском сельском стиле, который довольно сильно отличался от проектов Брауна.
Но в 1811 году, за два года до публикации романа «Гордость и предубеждение», Остин побывала в Чатсуорт-хаусе, сады которого проектировал Браун. Многие люди, включая владельцев Чатсуорт-хауса, были уверены, что поместье стало прообразом дома мистера Дарси из романа. (Как мы уже говорили, в 2005 году поместье появилось и в экранизации знаменитого произведения.)
В романе, когда Элизабет Беннет впервые приезжает в Пемберли, Остин описывает типичную для Брауна извилистую подъездную дорожку: «На протяжении полумили они медленно поднимались и в конце концов внезапно выехали на свободную от леса возвышенность, с которой открывался вид на долину с замком Пемберли, стоявшим на ее противоположном краю. Это было величественное каменное здание, удачно расположенное на склоне гряды лесистых холмов».
В следующем абзаце описаны характерные для Брауна приемы по оформлению ландшафта: «Протекавший в долине полноводный ручей, без заметных искусственных сооружений, превращался перед замком в более широкий поток, берега которого не казались излишне строгими или чрезмерно ухоженными. Элизабет была в восторге. Никогда еще она не видела места, которое было бы более щедро одарено природой и в котором естественная красота была так мало испорчена недостаточным человеческим вкусом».
На этой фотографии видно, как два участка, засаженные кустами и травами, направляют взгляд в сторону укромного местечка со скамейкой под тенью раскидистого дерева — классический вариант «создания вида» от Ланселота Брауна.
Когда вы представляете себе интерьеры середины прошлого века, вам кажется, что и сады в то время были минималистичными и сдержанными. Но сады в городе Вейбридж, графство Суррей, совсем не такие, хотя и были разбиты в 1960-е годы.
В районе Темпелмиер 65 домов. Их дизайн разрабатывал известный английский архитектор Эрик Лайонс (Eric Lyons), а строительство было поручено компании Span Developments, которая занималась застройкой многих городов на юго-востоке Англии. Темпелмиер ─ один из 73 проектов компании, которые задумывались как альтернатива однотипным новостройкам того периода.
Район возвели на базе старинной застройки, ландшафтом которой в XVIII веке занимался Уильям Кент, учитель Брауна. Поэтому и подход к оформлению сада был своеобразным реверансом старым мастерам. «Дизайнеры основывались на том, что уже было, — рассказывает Мэттью Бакстер. — Это сложнее и дороже, чем реализация чего-то совершенно нового, но результат действительно впечатляет».
По словам Мэттью, у тех, кто ухаживает за садом (а также лесом и озером), есть одобренный список растений, которые можно здесь сажать. Задача — максимально придерживаться оригинального плана рассадки, разработанного дизайнерами в 1960-е. Из зелени можно сажать пампасную траву (Cortaderia selloana), а также формиум (Phormium), иргу (Amelanchier), ползучие разновидности гортензии (Hydrangea), лавр (Laurus) и рододендроны (Rhododendron). Во время строительства на участке уже росли секвойи (Sequoia), кедры (Cedrus), платаны (Platanus) и березы (Betula). Дизайнеры дополнили древесные насаждения горными ясенями (Fraxinus rhynchophylla) и остролистами (Ilex). Для оформления низких бордюров можно использовать плющ (Hedera), лаванду (Lavandula) и самшит (Buxus). «Цветов здесь нет, — говорит Мэттью. — Это ключевая идея дизайнеров. Я думаю, они хотели использовать зелень для создания скульптурных форм, изгородей и ширм, которые будут направлять людей и привлекать внимание к определенным точкам. Другими словами, цветочная пестрота была бы лишней».
Этот подчеркнуто современный сад с геометрически правильными живыми изгородями находится в поместье Скемптон-холл в Северном Йоркшире и занимает около 80 акров земли на месте парка, который когда-то создал Ланселот Браун. Идея сада с живыми изгородями родилась у Брауна, когда он занялся оформлением парка в 1782 году. А современный вид парк приобрел в 1999 году благодаря работе известного голландского дизайнера Пита Удольфа (Piet Oudolf) — автора таких известных объектов садово-парковой архитектуры, как нью-йоркский парк Хай-Лайн, сад графства Корк в Ирландии и городской парк в шведском городе Энчёпинг. Также он известен как адепт стиля New Perennial Movement.
«Сад разделен на зоны не с помощью ограды, а группами насаждений, которые помогают визуально связать различные участки парка друг с другом, — говорит Клаудия. — Травы добавляют динамики, а изгороди, наоборот, статичны. Со сменой сезонов меняется и цвет трав: от сочно-зеленого к глубокому оранжевому, огненно-красному и наконец спокойному бежевому. Колышущиеся травы на фоне темно-зеленых изгородей напоминают ржаные и пшеничные поля».
«Геометрически правильные живые изгороди задают структуру сада, а если они сделаны из вечнозеленых растений, то будут радовать вас и зимой, — поясняет Клаудия. — Некоторые виды трав, например бухарник (Holcus), тоже хорошо переживают зиму и очень красиво смотрятся под инеем. Идея заключается в сочетании статики и динамики, чтобы вы постоянно чувствовали движение вокруг себя. Также травы можно высаживать на клумбах в промежутках между купами цветов, чтобы увязать композицию воедино. Если их не срезать, они помогут вам сохранить форму клумбы до зимы».
«Чтобы получить такой вид, сажать надо очень густо и в больших количествах, — говорит Клаудия. — Не бойтесь сажать рядом по 15 саженцев одинаковых растений, но обязательно следите, чтобы цвета переходили один в другой постепенно. Слишком яркие краски останавливают взгляд и не позволяют расслабиться».
РАССКАЖИТЕ НАМ…
Какой из приемов известного английского садовода вы бы хотели использовать в своем саду? Поделитесь своими идеями в разделе комментариев.
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ…
в мире | Мир дизайна | США и Канада | Австралия | Япония | Северная Европа | Британия | Франция | Германия | Италия | Испания | Другие страны