В нескольких километрах от Сергиева Посада, в небольшом дачном поселке напротив леса, находится дом-мастерская дизайнера Виталия Жуйкова. Здесь он делает большие грубые столы, полки и комоды, материалами для которых служат старые доски из удмуртских коровников, оконные рамы из заброшенных деревенских домов и забытые ушедшими хозяевами кованые сундуки из тех же домов под снос.
Виталий Жуйков — дизайнер, издатель и известный электронный музыкант. Долгое время он работал арт-директором интерьерных журналов. Но в конце концов пришел к созданию собственной мебели под маркой AUGUST. Первоначально проект задумывался как работа с винтажной мебелью, переделанной в дизайнерские объекты. Но сейчас параллельно развивается второе направление Utvar — мебель, созданная из исторических артефактов.
«Я всегда был связан с мебелью, предметами интерьера и архитектурой; хорошо знаю эту тематику, и она мне всегда нравилась. После работы в журналах я понял, что мне чего-то не хватает, что хочу делать вещи своими руками. Поэтому поступил в Британскую Высшую Школу Дизайна на курс промышленного дизайна. После окончания курса у меня в голове все сформировалось: что я хочу делать и как это делать. Понял, что нужно самому попробовать создавать мебель.
Но проблема в том, что для экспериментов с производством мебели нужны были деньги. Поэтому я решил для начала попробовать делать что-то свое из тех вещей, которые удастся найти свалке», — рассказывает Виталий о начале своей дизайнерской карьеры.
«Когда я в очередной раз вернулся в 2012 году с КамаДачи (так Виталий называет свой летний дом и творческую резиденцию на реке Кама, в Удмуртии, куда он приезжает отдыхать на лето), то был в жуткой депрессии. Все мне не нравилось: суматоха, шум, гам. И тогда я закрылся у себя в гараже. Там лежали стулья, которые я когда-то подобрал, с мыслью использовать их, когда дойдут руки. Я просто взял краску и покрасил их в красный цвет. Потом убрал деревянные сиденья и вырезал из оргстекла новые. Мне это так понравилось — сразу поднялось настроение! Я назвал их «Пьер» и «Жиль». Это такие смешные французские художники-фотографы. Стулья продались на второй день — и это, конечно, придало мне огромную мотивацию творить дальше», — делится Виталий первыми успехами.
«Так получилось, что я начал со стульев. Потому что стул — вещь и функциональная, и очень дизайнерская. Все дизайнеры любят этот предмет мебели. Вы не представляете, сколько разных стульев придумано, — и их все равно продолжают делать. То есть это такая знаковая вещь для любого дизайнера. Промышленный дизайнер обязательно должен сделать стул. Это как экзамен. Потому что чем жестче рамки — тем интереснее задача».
У каждого предмета, который делает Виталий, есть свое название. Названия всегда забавные и неординарные: комод «Ходячий замок Хоцуцома», консоль «Возбужденная гурами» или светильник «SHASHLYK» — вещи с такими именами вы точно запомните.
«Каждому своему предмету я даю имя. Мне кажется, так предмет сразу преображается, у него появляется характер, лицо, настроение. Дизайн должен быть эмоциональным. Неважно — мрачный, веселый, грустный, — но эмоции должны присутствовать. А название подчеркивает это и будит фантазию у людей».
Виталий никогда не скрывал, где он берет мебель, которой дает вторую жизнь: «Я нахожу эту мебель на помойках. Вы не представляете, насколько богаты московские помойки! В основном там бывает немецкая, чешская, прибалтийская старая мебель. И когда появляется интересная вещь, стразу же рождается в голове идея, что можно с ней сделать. Вплоть до названия. А могу и пройти мимо — потому что просто не зацепило и все.
Люди выбрасывают вполне хорошие, достойные вещи. Видимо, они устают от советской мебели, поэтому выкидывают ее. А я даю вторую жизнь предметам, которые были выброшены. Я тем самым подталкиваю людей не покупать новую мебель».
«Большинство вещей, которые я находил, были очень хорошие, в хорошем состоянии и интересные по своей архитектуре. Старые вещи, на мой взгляд, более интересны по своей графике. У них есть некая история, легенда. Я больше чувствую старые вещи и мне больше нравится с ними работать. Не могу сказать, что я — автор этих вещей. Я соавтор. С каким-то неизвестным производителем или дизайнером».
«Я нахожу вещи в очень разном состоянии. Если вещь мне понравилась, я возьму ее даже в очень плохой кондиции, доделаю и доведу до ума. Какие-то ее изъяны и поломки даже наоборот — вытащу на показ и сделаю из них плюсы. Потому что выбоины и трещины — это фактура вещи, это артефакты жизни. Однажды я нашел старый финский стул 70-х годов, на котором сзади было накарябано что-то ручкой по-фински — ругательство, наверное, какое-нибудь. Я это оставил, потому что это, во-первых некая история, а во-вторых — просто смешно.
Когда я работал в журналах, то посещал много мебельных выставок: в Кельне, и во Франкфурте, в Милане. Поэтому я хорошо разбираюсь в мебели и дизайне. В основном мне интересна мебель периода 50-60-годов, стиль mid-century modern. Он востребованный, интересный. Эта такая массовая мебель с дизайнерским подходом».
«Бывают забавные истории, связанные с вещами. Одна из них такая: однажды иду по улице и вижу, как парень несет на свалку интересный стул 70-х годов. С гнутыми ножками, в барочном стиле. Я приостановился, слежу за ним. Думаю: когда выбросит — подойду. А напротив еще мужчина стоит — и так же, как я, на этот стул смотрит. Я подошел поближе к мусорке — и тот мужчина тоже двигается. В общем, за эти четыре стула мы чуть не подрались. В конце концов, договорились: два тебе, два мне. А хотелось, конечно, все четыре себе забрать.
Эти стулья получились очень классными. Я их покрасил в глубокий бирюзово-сиреневый цвет, в магазине тканей нашел красивейшую узбекскую ткань для обивки и назвал KOKAND».
Второе направление AUGUST — это мебель, которую дизайнер делает сам. Но и здесь Виталий не отказался от своей главной идеи — использования старых предметов, со своей историей. Называется эта линейка Utvar, ее слоган — «выносимая грубость бытия». «Выносимая — значит, что вы можете забрать эту вещь домой», — объясняет Виталий.
«Некоторые вещи очень подолгу дожидаются того момента, когда я брошу на них взгляд и вдруг пойму, что с этим предметом надо сделать. Какие-то готовые вещи я иногда переделываю. Например, уже давно я сделал стол из старой двери, которую нашел в полуразрушенной бане. Это низкий журнальный стол на больших чугунных колесах. Мне показалось, что идея хорошая, но она не сработала, и люди не обращают на него внимания. Поэтому сейчас я буду делать из него что-то другое. Скорее всего — зеркало. То есть перевоплощение происходит на ходу: была дверь, стал стол, а теперь будет зеркало».
«После успеха стульев я перешел на крупные вещи. У меня появилось помещение, своя мастерская, и вместе с ней — возможность делать большие предметы. Пропал страх перед масштабными объектами.
Последнее время я делаю столы из досок, найденных в сараях и конюшнях. Эти доски очень красивы по своей фактуре, по текстуре. Все эти выбоины и потертости от копыт, от того, что корова или лошадь по ним ходила, — это все остается. И ты сидишь за столом и рассматриваешь доску, как карту земли. В этих выемках, ложбинках, ямках — вся красота, вся история и вся жизнь вещи. С такими предметами жить интереснее. Когда садишься за такой стол и проводишь по нему рукой, столько эмоций возникает».
«Я собираю все это в Удмуртии — те три месяца, пока живу на Каме. Вокруг очень много заброшенных деревень. А в них много домов, которые идут под снос. Иногда только и успеваешь вытаскивать из-под трактора интересные вещи. Обычно я забираю оконные наличники, амбарные двери, лопаты, весла, сундуки. Лопаты и весла я использую как украшение интерьера. Потому что нужно только показать людям, как это можно применить в интерьере, — и это сразу начинает нравиться», — уверяет Виталий.
«Этим летом я довольно много привез из Удмуртии. Там у меня тоже есть небольшая мастерская. И заказы там бывают тоже. Например, однажды друзья попросили сделать им стену в детской комнате из досок, взятых со старого пирса. Хозяин дома путешествует на яхте, и он хотел какую-то часть своей морской жизни привнести в дом. Они разобрали пирс, забрали старые доски, а взамен положили новые.
Начальник пирса такого решения не понял, решил: «экономят». Я их покрасил несколькими слоями красками, снимая каждый предыдущий слой, чтобы получилось наложение. Вышли очень красивые цвета — лазурные, бирюзовые, голубые оттенки.
Я очень рад, что в Ижевске есть такие заказы и люди, которым это интересно. Потому что в Москве вроде бы этим уже не удивишь. А там востребованность тоже есть. Но в Москве, конечно, спрос на мои вещи больше».
«Если мне приелась какая-то вещь, легко начну делать что-то другое. У меня нет одного направления, которого бы я всегда придерживался, потому что не люблю конвейерное производство. Могу сделать две-четыре похожие вещи, а потом начну скучать. Серийность — не моя тема. Тем не менее, мои вещи узнаваемы. Каждый предмет — он очень интересен, своеобразен, эмоционален, и будьте уверены: он не повторится».
«Мне очень важен процесс создания вещи — для дизайнера это всегда очень важно. Иногда получается не то, что на бумаге. Финальный результат понимаешь только в процессе создания. Это очень интересно, потому что процесс непредсказуем, он может пойти совсем в другую сторону, но это тоже может оказаться хорошо. Эскизы я рисую очень редко. Обычно в голове рождается картинка, образ — и дальше делается все по интуиции. Чистое творчество!
В дальнейшем мне хочется делать большие объекты, мебель для больших пространств. Масштабы и объемы. Большие обеденные и офисные столы из старых досок. Хочется уйти в грубость, честность и простоту. Без кокетства, гламура и украшательств».
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ…
Видео-репортаж из мастерской и интервью с Виталием Жуйковым: арт-группа Pila Video специально для DomasanRu
Originally posted 2015-11-25 19:56:30. Republished by Blog Post Promoter