Керамическая утварь сопровождает человека на протяжении десятков тысяч лет: однажды заметив, что обожженная глина хорошо держит форму, наши предки навсегда избавились от проблем с посудой. Жаль, что и в XXI веке представления о керамическом декоре часто ограничиваются глиняными горшками или кувшинами натуральных оттенков.
На деле у современной керамики много воплощений — от нарочито грубой брутальной посуды до изысканного минимализма или имитации природных фактур, а предметы ручной работы ценятся вопреки видимым несовершенствам. Два изделия из глины, вылепленные руками, никогда не будут идентичны на 100% — и именно за уникальность их ценит керамист Мари Вуд, создательница бренда Ceramic Forest.
Чтобы попасть в студию, где Мари делает керамику для собственного бренда и дает мастер-классы, придется преодолеть длинные коридоры бизнес-парка «Правда». Раньше здесь находилось издательство одноименного газетного гиганта, но с наступлением новой эпохи площади сдали частным арендаторам.
Фасады огромного здания, построенного в стиле конструктививзм, и типичная для производства отделка внутренних помещений резко контрастируют с хрупкой изящной керамикой, которая рождается под этими сводами. Впрочем, одно не противоречит другому, а, скорее, дополняет— в атмосферу студии просто обязан влюбиться каждый уважающий себя романтик.
Мари можно смело назвать не только керамистом, но и популяризатором
— своим опытом она почти ежедневно делится на мастер-классах, на которые могут по предварительной записи попасть все желающие.
Хотя бренду Ceramic Forest всего три года, отношения Мари с глиной напоминают страсть, которая переродилась в настоящую любовь — это чувство не знает ни препятствий, ни скуки.
Раньше Мари занималась флористикой, но решила сменить сферу деятельности, чтобы создавать
«что-то, что будет жить
» — в отличие от букетов, которые рано или поздно вянут. Керамика пришлась как нельзя кстати: посуду и практичные аксессуары из глины можно мыть в посудомойке, использовать в микроволновой печи и даже ронять: как правило, керамика легко переживает несколько падений.
Посудой из глины заполнены не только стеллажи мастерской, но и квартира Мари — дома она пользуется только керамикой собственного производства.
Учиться гончарному делу пришлось методом проб и ошибок: после нескольких мастер-классов в одной из столичных студий Мари с головой ушла в самостоятельную работу.
Правда, эпизодических занятий хватило для того, чтобы попробовать материал и полюбить его. В дальнейшем Мари решила заниматься только тем, что ей интересно, — полностью отказаться от круга в пользу ручной лепки, а учиться по видеороликам и тут же пробовать новые методы на практике. Чтобы «разведка боем» оказалась эффективной, Мари почти сразу купила собственную печь для обжига изделий. «Конечно, с точки зрения производительности гончарный круг удобнее. Но мне нравятся медленные процессы, когда в любой момент можно отойти и посмотреть на предмет со стороны», — говорит Мари.
Свою первую студию Мари открыла спустя полгода
— заниматься керамикой в домашних условиях оказалось почти невозможно. Во-первых, глина провоцирует постоянную уборку, во-вторых, обжиг готовых изделий вообще нежелательно проводить в квартире — глазури для росписи выделяют вредные вещества.
Впрочем, пищевые глазури наименее опасны при обжиге — в них нет свинца. Материалы для росписи посуды Мари смешивает сама на основе белой или прозрачной глазури с добавлением пигментов.
Чтобы делиться результатами экспериментов, Мари завела страницу в Instagram и неожиданно оказалась пионером современной керамики в русскоязычном сегменте. «Дальше события развивались со скоростью света: продажи пошли с первых же изделий. Свою роль сыграло и сарафанное радио, — рассказывает Мари. — Вообще керамика развивается благодаря Instagram: люди узнают о современных решениях и понимают, что керамика — не просто глиняные горшки».
Первые мастер-классы Мари начала давать спустя год, когда почувствовала, что накопила достаточный опыт, которым можно делиться с другими. «При обучении происходит колоссальный обмен энергией, ведь у каждого человека свои представления о цвете и форме», — отмечает создательница проекта.
Любимый цвет для посуды у Мари
— белый: на таком фоне идеально смотрятся и принты, и еда при сервировке. На предметах от Ceramic Forest часто появляются голубые и зеленые глазури, которые Мари ассоциирует с морем и лесом,
— даже название студии отсылает к эко-мотивам.
«Меня вдохновляют природные оттенки, и в поисках фактуры снова помогает Instagram: иногда я рассматриваю аккаунты, где собраны фотографии природы со всех концов мира», — делится Мари.
Любая тарелочка или чашка проходит как минимум два обжига в печи: первый закрепляет форму, второй — покрытие. «Керамика учит терпению и спокойствию: первое время взрывы в печи доводили меня чуть ли не до сердечного приступа. Потом я открывала крышку и понимала — да, жизнь такова», — смеется дизайнер.
В печь одновременно ставят предметы разных форм и цветов, обжигая изделия при высоких температурах. Если взрывается одна тарелка, портятся и все соседние.
Впрочем, работа с керамикой — всегда эксперимент, и даже технический брак порой оборачивается творческой удачей. Однажды, еще на старте своей керамической карьеры, Мария загрузила в печь комплект ослепительно белой посуды и тарелку из зеленой глины. Последняя взорвалась при обжиге, и белая посуда покрылась зелеными вкраплениями. Половину бракованных тарелок Мари выбросила, а половину… продала. Элементы зеленой глины оказались интересными акцентами на белоснежном фоне.
Одно из последних увлечений Мари — большие керамические вазы. Поднять такую форму на гончарном круге подчас не под силу даже мужчине крепкого телосложения, а вот хрупкая девушка справляется с задачей без помощи круга. Такие вазы состоят из тонких жгутов, а на лепку одной модели уходит несколько дней — не считая обжига и глазурования.
«Если стенки вазы влажноваты, приходится ждать, пока они подсохнут — иначе будут “складываться”. На самую маленькую вазу уходит около шести часов непрерывной лепки, — рассказывает Мари. — Но это настоящая страсть: мне безумно нравится наблюдать за изменениями, и я всегда очень тщательно и аккуратно прорабатываю все мелкие детали. Тут легко уйти в медитацию: иногда я рассматриваю собственные вазы и думаю — кто же их сделал?»
Originally posted 2016-05-11 21:34:30. Republished by Blog Post Promoter