По образованию Алена Мухина архитектор, закончила МАРХИ. Она проектирует мебель и создает предметы интерьера. Полтора года назад Алена увлеклась керамикой и начала ходить на занятия в гончарную мастерскую. Сначала это было просто увлечением для души, но потом переросло в полноценную работу. Появились заказы, а с ними у Алены выработался собственный стиль.
В своей керамике Алена не использует лишних деталей и украшательств. Только простые и ясные формы, естественные фактуры и глубокие цвета. Не зашлифованные поверхности, шероховатости и необработанные края делают ее посуду по-настоящему живой и душевной. Основные цвета, которые использует Алена — черный, белый, глубокий коричневый. Черный цвет, в котором сделана вся коллекция для Archpole, стал чем-то вроде визитной карточки ее мастерской. Нам Алена рассказала, как за это время она прошла путь от классических русских изделий с традиционными орнаментами до новых современных форм и экспериментов с материалами.
«Я никогда не думала, что занятие керамикой станет моей работой, я просто приходила полепить из глины для себя. Но однажды к нам в студию пришел мужчина, которому нужен был чайный сервиз на заказ. Пока я сидела на занятии с кисточкой и рисовала, мой преподаватель Наталья неожиданно представила меня ему как художника. И так у нас появился первый заказ на посуду.
Когда мы сделали для этого заказчика первые вещи, они так ему понравились, что заказ разросся до столового сервиза со всеми возможными видами посуды: горшочками для жаркого, бульонницами, соусницами — и все это на шесть персон. Этот заказ мы с Натальей делаем до сих пор».
Работа Алены с керамикой началась с русской тематики. Например, тот же первый заказ, который она так неожиданно получила, был в стиле а ля-рус. Но уже скоро Алена начала воплощать собственные идеи: «Сейчас я отошла от того, чем занимаются русские керамисты. Все-таки это очень традиционно — разные округлые бочонки и горшочки. Европейская или американская керамика совсем другая. Европейцы очень любят глазури, а глина для них как базовый материал. Американцы смотрят на глину с фактурной точки зрения. Поэтому очень интересно вдохновляться разными идеями и перерабатывать их во что-то свое».
Первое, что приходит на ум, когда представляешь, как мастера работают с керамикой, — гончарный круг. Алена тоже начала с работы на нем, но позже пришла к тому, что для исполнения ее замыслов он не нужен.
«Сначала я очень хотела научиться работать на гончарном круге. Научилась — и первое время работала на нем. Но на гончарном круге предметы получаются абсолютно идеальной формы, со всех сторон одинаковые. Потом я поняла, что если кружка будет с одной стороны не такая, как с другой, может быть какая-то кривая, но красиво кривая — то это будет прекрасно. Поэтому в последнее время я леплю руками.
Если посмотреть на мои тарелочки — ни одной из них нет идеально круглой. Это не специально, просто я оставляю предметы такими, какими они лепились. То есть я останавливаю процесс работы над тарелкой перед стадией шлифовки. Поэтому и остается такая фактура, которую другой керамист загладил бы и отшлифовал. А я делаю здесь остановку и даю людям насладиться тем, чего они не смогли бы увидеть. Мне нужно, чтобы, держа в руках мои предметы, было видно, что они сделаны мастером вручную, а не бездушной машиной».
Один преподаватель из МАРХИ сказал гениальную фразу, которую Алена навсегда запомнила: «В любом сложном деле есть четыре стадии развития: сначала человек делает некрасиво и просто, потом становится некрасиво и сложно, далее человек понимает, как сделать красиво, и делает красиво и сложно, а в конце концов он видит, что все это лишнее, и остается красиво и просто». И вот как раз к этому Алена и стремится: к красоте и простоте.
Сейчас Алена создает большую коллекцию керамики для архитектурно-производственной лаборатории Archpole. «Они попросили меня сделать для них посуду и определили в своем заказе только одно требование — черный цвет. Мы с ними думаем в одном направлении, поэтому то, что нравится мне, нравится и им.
Когда я думала об этой коллекции, я поняла, что тут не должно быть ничего лишнего. Мы сразу обозначили важность того, чтобы каждый элемент был индивидуальным, неповторимым, сохранял «руку мастера». Но мне также ясно, что отличаться он должен не декоративными элементами, налепленными на одинаковые поверхности, а своей сутью, то есть формой. Так, у каждой чашки, например, появился тонкий характер, который отражает ваше настроение по утрам за чашкой кофе, а не изображает наштампованные клише».
«Так как мы определили, что основной цвет будет черным, нужно было найти способ сделать посуду черной. Мне хотелось, чтобы она была не просто покрыта черной краской, а была как бы черной по своей сути. И даже если бы, например, разбилась, внутри вы тоже увидели, что она черная. Так я поняла, что черная глазурь или черная краска — это не мой путь».
Тогда Алена нашла в интернете испанскую глину, которая после обжига по всему своему черепку становится черной. Хотя она примерно раз в десять дороже, чем гжельская: «Я долго лепила из этой глины, старалась, но когда забрала из обжига, увидела, что она не черная, а темно-коричневая. Это совсем не то, что мне было нужно. И тогда у нас с этой глиной начался долгий диалог, который продолжается до сих пор».
Открытие, как это обычно бывает, случилось в результате ошибки: «Однажды мы с Наташей испортили один обжиг. Мы поставили предметы из белой глины и из черной испанской глины вместе в фаянсовый обжиг. Там очень высокая температура — 1200 градусов. И мы не знали, что с ней произойдет, потому что с такой глиной в России никто не работает — по крайней мере, насколько я знаю. Посоветоваться было не с кем. И когда через какое-то время Наташа открыла печь, она увидела вместо кувшина черной глины черную лужу. Но зато она была черной! Были испорчены все изделия, которые на тот момент были в печке, потому что соприкоснулись с этой черной лавой. Зато я поняла, что эта глина все-таки может быть черной. Сейчас я ищу тот баланс, когда она еще не расплавится, а уже почернеет».
Алена говорит, что с глиной всегда так — практически никогда не получаешь стопроцентно тот результат, которого ждешь. Глина — очень живой материал. «Иногда на стадии создания эскиза ты знаешь только то, что кружка будет или круглой, или квадратной, а дальше все уже зависит от твоих рук и творческого процесса. И результат зависит от очень многих вещей. И от того откуда ее взяли, и какая погода тогда была».
Но самое главное, от чего зависит результат, — это настроение. Бывает, что целый день ушел в никуда, потому что ты начал работу не с тем настроением. «Если ты не думаешь о глине, когда лепишь — у тебя ничего не выйдет» — рассказывает Алена.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
На испорченном обжиге приключения Алены с глиной не закончились. «Когда моя посуда из черной глины попала в дом к заказчикам, выяснилось, что для них важно, чтобы ее можно было мыть в посудомоечной машине. Проблема в том, глина без покрытия может испортиться в машине, не выдержав высокой температуры. Поэтому я пришла к выводу, что для такой ситуации нужно покрывать посуду глазурью.
Стандартное покрытие глянцевой глазурью нам совсем не подходило по концепции. Я нашла черную матовую глазурь, но тут же оказалось, что она очень капризная. Намного более непредсказуемая, чем обычная блестящая глазурь. Она ложится неравномерно, с подтеками, качественно нанести ее кистью сложно. Тогда я купила краскопульт с компрессором, и теперь пользуюсь им для покрытия посуды».
Но главное у Алены еще впереди — постараться сделать так, чтобы люди узнали, что керамика может быть очень современной. И что купить кружку, сделанную мастером вручную, лучше, чем очередную серийную. «Для этого я сейчас развиваю большой интернет-портал про керамику —
lutum.ru. Кроме интересных статей про керамику, у меня в планах сделать так, чтобы портал стал площадкой для поиска керамистов и заказчиков. Ведь в интернете много отдельных страниц мастерских или мастеров, но единого сводного сайта про керамику, где можно было еще и найти любого керамиста пока нет».
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ…
Видео-репортаж из мастерской Алены: видео-мастерская Pila Videos специально для DomasanRu
Originally posted 2016-01-27 11:58:18. Republished by Blog Post Promoter