В такую ситуацию рано или поздно попадал каждый, кто самостоятельно колеровал краску в магазине. Вы совершенно точно знаете, каким должен быть «цвет стен вашей мечты». Вы идете и заказываете себе именно этот оттенок. Блаженно ждете, когда высохнет краска на стене… и — о ужас! Первая мысль: в магазине что-то перепутали, смешали не то, что вы заказывали. Ведь не может такого быть, чтобы вы выбрали из всего цветового веера такой мерзкий и душный цвет. Но обычно никто ничего не путает. Так где же и что пошло не так?
Обычно результат любой эффектной покраски помещения — это череда предположений, гипотез и их подтверждение или опровержение реальностью. Мы, практикующие дизайнеры, многократно перекрашиваем стены, пока не добьемся желаемого эффекта. И поверьте, делаем это совершенно не из желания потратить деньги клиента. Дело в том, что искусство колеровки и покраски помещений, действительно, совсем не такое простое, как кажется. И уж тем более новичкам, делающим первый ремонт, довольно сложно справиться с первого раза.
ПОДРОБНЕЕ ОБ ИНТЕРЬЕРЕ С ФОТО…
Цветущий сад и солнце в московской квартире
Теория дополнительного цвета
После продолжительного взгляда на один цвет мы, отведя взгляд, непременно видим дополняющий его. Наши глаза так устроены, что в их представлении дополнительные цвета друг без друга не могут: красный без зеленого, синий без оранжевого, а фиолетовый без желтого.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Палитра сочетания цветов в интерьере
А беспроигрышные они именно потому, что идут от природы наших ощущений. Один цвет пары подчеркивает яркость другого, а излишек какого-то одного цвета будет гаситься ощущением присутствия его противоположности, хотя как такового его там не будет. Скажем, бледно-серый в компании бодро-алого будет казаться пепельно-зеленым.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Сочетание обоев двух цветов в гостиной
Вы, конечно же, замечали, что нежно-голубая вазочка совсем по-другому действует и воспринимается, чем голубая стена того же оттенка. Отсюда и правило: чем большая площадь окрашена в тот или иной цвет, тем более сильное воздействие он имеет. Иными словами, цвет в массе усугубляет сам себя.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Даже если вы прочитали тонну рекомендаций о правильном выборе краски и отколеровали всего лишь небольшую банку-пробник; если вы выкрасили небольшой участок стены и посмотрели, как она себя ведет в солнечный или пасмурный день и при искусственном свете — иными словами, выполнили все рекомендации для неофитов, — это совершенно не гарантирует, что вы впоследствии не удивитесь своему выбору, когда покрасите все стены в помещении. Возможный выход — сразу покупать краску на два-три тона более приглушенных, чем желаемый. Обратите внимание: не на три тона светлее, а именно не такую звучную, яркую.
Дальше — больше. Чем активнее цвет присутствует в интерьере, тем больше он борется за «зрителя». Попробуйте представить цветовой замысел вашего будущего интерьера как театральную постановку. Вряд ли имеет смысл выводить на сцену больше трех ярких героев.
Придумайте для цветов красивое количественное и качественное соотношение. Например, пол одного цвета, стены — второго, потолок третьего. Которого цвета должно быть больше всех? А какой из них ярче всех? Который самый пассивный?
Расписали главные роли — переходите к персонажам «второго плана» и эпизодическим героям. В любом цветовом сценарии самое главное — не путать заглавные цвета со второстепенными (по крайней мере, поначалу придерживайтесь самого простого сценария из возможных).
Особенно мне хотелось бы развенчать один докучливый миф про какие-то особые способности и сомнительное утверждение «чтобы заниматься интерьером, нужен профессиональный вкус». Что есть вкус? Многие дизайнеры этим загадочным понятием оправдывают свою монополию на интерьерные решения, они говорят: «Вам либо дано, либо уж извините…» Или еще категоричнее: «Я училась (-лся) в Англии полтора года, я не понаслышке знаю, что такое вкус».
Но на деле все проще. Вкус — это специфическая логика, относящаяся к делам эстетическим и визуальным. Логика плюс знание законов восприятия и самых простых оптических законов. Ваша задача — всего лишь распространить логическое мышление на декорирование и обустройство помещений.
Да, конечно, лучше, когда есть опыт — когда за плечами горы реализованных проектов, риск неудачи или неадекватности решения поставленной задачи меньше. Но когда этого драгоценного опыта нет, но есть запал до благоустройства собственного интерьера, — то я в вас все равно верю!
Да, наверное, есть неудачные (хотя выражение «в чем-то неуместные» будет точнее) сочетания этих двух цветов. Но и удачно сочетать розовый и красный вполне реально. Тем более, что в жизни тяжело выдержать в одиночестве два чистых цвета. Как минимум появляются оттенки, рефлексы и прочее.
Функция любого интерьерного закона — обезопасить обывателя. Того, кто действует не глядя, не разбираясь в особенностях его ситуации. Кто-то написал о запрете на сочетание розового с алым, кто-то заявил о недопустимости носить носки с босоножками. А теперь посмотрите на моделей с подиума — каждая вторая коллекция с теми самыми носками и босоножками.
Сегодня декораторы сочетают что угодно и с чем угодно. Это и есть удел любого правила-комильфо — оно не абсолютно. Если вы чувствуете себя достаточно комфортно в выборе сочетающихся оттенков, зачем вам следовать теориям про какие-то модные или не модные сочетания?Завтра совершенно точно появятся другие теории!
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Что важно знать любителю интерьерного дизайна, впервые выбирающему цветовые сочетания? Что бы посоветовали вы? Есть ли какие-то сочетания-табу? Делитесь мнением в разделе комментариев под статьей!