Случалось ли вам разбить любимую чашку, а потом с грустью собирать осколки в мусорное ведро? Техника кинцуги помогает сохранить любимые вещи и связанные с ними воспоминания. Кинцуги или «искусство золотого шва» — традиционная японская техника склеивания разбитой посуды и украшения швов золотом или серебром. В Японии техника починки посуды с помощью лака была известна еще в IV веке до н.э. Постепенно она превратилась в искусство под названием кинцуги в период Муромати (XIV–XV века), развиваясь одновременно с чайной церемонией. Подчеркивая красоту новой формы, которая появляется у предмета после починки, кинцуги повышает ценность предмета. Эта статья познакомит вас с азами кинцуги на примере мастер-класса художницы Михо Фуджита (Miho Fujita).
Лаки хон-уруши и шин-уруши
Традиционная техника кинцуги использует лак хон-уруши или буквально «настоящий лак», но в этом мастер-классе будет использован лак шин-уруши или «новый лак». Давайте разберемся, в чем же разница.
Лак хон-уруши — это натуральная краска, которую получают из ядовитого растения рода сумаховых, а именно из Toxicodendron vernicifluum, известного как лаковое дерево. У лака, получаемого таким способом, уникальный элегантный оттенок. А предметы, покрытые таким лаком, устойчивы к внешнему воздействию. Сам лак может вызывать аллергическую реакцию, если предмет, покрытый им, не до конца просох. Поэтому использовать его нужно осторожно.
Удобным синтетическим заменителем стал лак шин-уруши. По свойствам он очень похож на «настоящий лак», но использовать его проще и удобнее.
Важно: Лак шин-уруши можно наносить только на декоративную посуду, так как есть из посуды, покрытой им, небезопасно! Посуду, покрытую лаками хон-уруши и шин-уруши, нельзя использовать в духовке, в микроволновке, в посудомоечной машине или чистить абразивными моющими средствами.
Обратите внимание: Перед использованием ознакомьтесь с составом используемых ингредиентов. Помните о необходимых мерах предосторожности и всегда следуйте инструкции.
- клей для керамики;
- эпоксидная замазка для работ по металлу (быстросохнущая). Обычно состав застывает за 5 минут (точное время зависит от производителя). Чтобы увеличить время высыхания, можно побрызгать замазку спиртом;
- водостойкая наждачная бумага (зерно 400–1000 для первичной обработки и зерно 1500 для финишной обработки);
- лак шин-уруши;
- цветная пудра (мы использовали оттенок латуни);
- очиститель для шин-уруши;
- растворитель для шин-уруши;
- пипетка или деталь для капельницы;
- тонкая кисточка (хорошо подойдут кисточки с круглой головкой для склеивания моделей из пластика);
- вода;
- алюминиевая фольга.
Тщательно очистите отколовшиеся кусочки и исследуйте их состояние. Под ярким освещением проверьте все части на наличие тонких трещин, которые могут проявляться только на одной стороне керамического изделия.
Продумайте, в каком порядке будете приклеивать детали к чашке или тарелке, а затем прикрепите их с помощью клея для керамики. Убедитесь, что детали плотно прилегают друг к другу и между ними нет зазоров.
Смешайте ингредиенты эпоксидной замазки до получения однородного цвета.
Начинайте заполнять зазоры с самых глубоких трещин и от них продвигайтесь к краям. Этап заделывания трещин очень важен. От него будет зависеть не только процесс шлифования, но и финальный вид предмета.
«Ниу» — это повреждение, идущее изнутри предмета и выходящее наружу в виде трещины. Иногда очень сложно определить, где же расположены трещины, поэтому подержите предмет под ярким освещением. Возьмите на кисточку немного лака шин-уруши и нанесите на трещину, чтобы он впитался. Оставьте сохнуть на 15 минут.
Как только изделие высохнет, обмакните салфетку в очиститель от лака и сотрите излишки лака с поверхности.
Сначала проверьте, не прилипает ли к рукам замазка. Затем прижмите её ногтем: если следов не остается, то она достаточно затвердела. Еще один способ убедиться в этом — легонько постучать по замазке. Если звук получается такой же, как при постукивании по самому предмету, то замазка окончательно застыла.
Смочите наждачную бумагу и отшлифуйте поверхность приклеенных деталей. Выбирайте зерно наждачной бумаги в зависимости от материала, из которого сделаны чашка или ваза. Более мягкие материалы требуют мелкого зерна. Чем больше число на листе наждачной бумаги, тем она мельче, а глиняная и неглазурованная керамика обычно мягче, чем покрытая глазурью. Для чашки на этом фото использовали наждачную бумагу номер 400.
Когда замазка будет достаточно гладкой, отшлифуйте изделие еще раз, не забывая смочить лист наждачной бумаги водой. На этот раз используйте наждачку с мелким зерном, например, 1500 или выше (на фото используется бумага с зерном 2000). Отшлифуйте все изделие целиком, чтобы удалить следы от пальцев.
На кусочке алюминиевой фольги смешайте лак шин-уруши, цветную пудру (мы использовали оттенок латуни) и растворитель в пропорции 1:1:1. Сначала смешивайте лак с пудрой, а затем, когда смесь приобретет цвет, добавляйте растворитель по одной капле из пипетки.
Попробуйте этим составом и кисточкой нарисовать линию. Если линия исчезает, то раствор получился нужной консистенции.
Затем смочите салфетку в очистителе и сотрите излишки лака.