Так уж сложилось в нашей стране: дизайн интерьера — преимущественно женская сфера. Причем как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя. Большинство выпускников дизайн-школ, консультантов в мебельных магазинах составляют женщины. И если даже финансовым заказчиком дизайн-проекта является муж, то курирует исполнение работ его супруга: именно она одобряет или не одобряет рекомендации специалиста, пропускает их сквозь призму собственных представлений об идеальном доме.
В этом нет ничего плохого. Однако есть одно но: семья в ее традиционном представлении больше не является залогом выживания. Мужчины необязательно живут в браке или имеют постоянные отношения. Но у них есть собственное жилье, а значит, и желание его обустроить.
- Молодые бизнесмены 20–35 лет, которые не спешат заводить семью. Но уровень дохода уже позволяет им жить отдельно от родителей.
- Мужчины 35+ после брака или несложившихся отношений, которые хотят пожить отдельно, как говорится, в свое удовольствие.
Еще 20 лет назад такого массового явления — отдельно проживающего мужчины — не наблюдалось. А сегодня налицо новая социальная тенденция: мужчины начали покупать квартиры не только «для семьи», но и для проживания в одиночку. Как следствие — они начали обустраивать жилье для себя: с определенной эстетикой и функциональным наполнением.
Как бывший маркетолог я просто ответила предложением на спрос: сделала «мужские интерьеры» и проектирование для мужской аудитории моноспециализацией своего бюро. Конечно, у «мужских интерьеров» есть свои особенности по колористике и стилю. Но для меня решающими оказались те гендерные различия, которые непосредственно влияют на процесс работы над интерьером в тандеме дизайнер — заказчик. Итак, почему я выбрала работу с сильным полом?
«Какой бриф — такой и креатив», — слышали такую поговорку? Мужчины-заказчики, в отличие от женщин, четче формулируют задачу дизайнеру. От природы у них лучше развита способность ставить четкие цели. Понимание сроков ремонта, бюджета, стилевых предпочтений у мужчин сформировано задолго до встречи с исполнителем проекта. Они не только формулируют техзадание дизайнеру, но и сразу озвучивают собственные ожидания от результата.
Мужчина-заказчик обязательно подчеркивает измеримые критерии успеха, по которым будет оцениваться результат проекта. И, что важно — эти критерии не меняются в ходе проектирования. А вот женщина-заказчица в процессе работы над проектом может увлечься и в какой-то момент «все переиграть» (бюджет, пожелания к стилю, функциональное наполнение); как итог — упреки в адрес дизайнера, недовольство сроками и результатом.
Мужчина в первую очередь проконтролирует грамотность и безопасность инженерных решений (разводку отопления, водоснабжения, канализации, вентиляции и кондиционирования). Спросит, соответствует ли перепланировка нормам, узнает, в какое время года лучше начинать ремонт, а когда — чистовую отделку. Одним словом, будет интересоваться и уделять первоочередное внимание всему тому, что женщинам в проекте обычно не слишком интересно.
Заказчик-мужчина не будет настаивать на выносе отопительного прибора за теплый контур здания, а также не станет аргументировать возможность сноса несущей конструкции тем, что у соседей она снесена. Хороший дом для мужчины не всегда «нафарширован техникой по последнему слову», но обязательно — максимально безопасен.
Как еще эта особенность отражается на дизайне? Мужчина просит использовать только те предметы обстановки, которые действительно необходимы, и проверяет их удобство. Функция важнее эстетики. Тогда как для женщины-заказчицы в приоритете эстетика.
Подобрать мебель, текстиль и предметы декора — не менее важный этап работы над проектом, чем проектирование геометрии помещения или подбор отделочных материалов. Мои коллеги часто говорят о том, что женщины-заказчицы нанимают дизайнера для проектирования «коробки», а когда стены и отделка готовы — подбор мебели и декора клиентки берут на себя. Это неудивительно, потому что исторически для женщин украшение дома — исключительно приятный и интуитивно понятный процесс, который они с охотой выполняют самостоятельно, вникая во все детали.
Мужчины не находят удовольствия в покупках для дома, считая их скучными. Они с радостью делегируют эту работу дизайнеру, не вмешиваются и терпеливо ждут результата, доверяя специалисту.
Делегирование полномочий, доверие опыту и профессиональной «насмотренности» дизайнера делают процесс работы комфортным для обеих сторон. Дизайнер обладает целостным видением проекта, заранее подбирает выигрышное сочетание фактур, оттенков и материалов и представляет, как будет выглядеть законченный интерьер. Чтобы получить отличный результат, заказчик не должен спонтанно менять конкретные решения и ключевые детали по ходу реализации проекта. Женщине-заказчице очень сложно удержать себя от невмешательства в изначально согласованную концепцию; ситуации «я буквально влюбилась в этот диван» и «впишите его» (новый цвет / новый материал отделки) в существующую концепцию — довольно часты.
В мире много красивых вещей, предметов и оттенков, но если собрать «всю эту красоту» в одной квартире — получится какофония. Мужчина изначально готов придерживаться рамок выбранного направления и стиля, больше доверяет видению дизайнера и его профессионализму. Такой подход положительно влияет на качество проекта.
Заказчик-мужчина чаще всего исходит из положения «здесь и сейчас». Он предлагает спроектировать интерьер под свои текущие потребности, которые очень хорошо осознает. Если ему нужна холостяцкая «мужская берлога», то он так и ставит задачу: плита на две конфорки, небольшой холодильник, удобная кровать. Вряд ли он будет заказывать проект с учетом трех возможных сценариев изменения жизни и необходимых для этого случая модификаций интерьера:
- если появится семья;
- если родятся дети, им потребуются спальни;
- если приедут родственники, и им нужно будет где-то спать.
В итоге мужчина получает именно тот результат, на который рассчитывал, и тот функционал, который нужен ему здесь и сейчас и соответствует текущим потребностям.
Пожелание «из блогов» — учесть все свои потребности и планировать под них интерьер — женщина обычно понимает так: «учесть все нынешние и максимум будущих потребностей». Мне сложно представить мужчину, который планировал бы в квартире больше шкафов в расчете на то, что появится «постоянная подруга», и они съедутся.
Моя коллега рассказывала, как долго проектировала вместе с заказчицей детскую «на будущее»: они согласовывали планировку, подбирали отделочные материалы, практически заказали мебель, а к финалу работы клиентка решила, что если и станет мамой, то ребенка будет растить не в столице, а исключительно за городом. Детскую в итоге переделали в кабинет для супруга; по сути комнату пришлось проектировать заново, «вставляя» в сложившийся проект.
Последний по порядку, но не по значимости аспект: выбор стиля. Мой опыт общения с заказчиками показывает, что семейный интерьер — это всегда компромисс для мужчины. Это сделка, на которую он идет сознательно: согласиться в угоду домочадцам на «обои с цветочками», выкроив для себя строгий по стилю кабинет, и тем будет счастлив.
- максимум простора и минимум деталей в пространстве;
- лаконичный и строгий дизайн, некая смесь минимализма и брутальной стилистики лофта;
- простые формы, четкие линии, геометричность, максимально функциональные предметы;
- монохромная гамма, все оттенки серого, приглушенная цветовая палитра.
- в качестве фактуры — натуральные, «честные» материалы, с присущими им благородством и сдержанностью: дерево, металл, штукатурка, кирпич, бетон, натуральный камень, кожа, мех и т. д.
ВАША ОЧЕРЕДЬ….
Если у вас был опыт проектирования интерьеров для холостяков — отличался ли он от работы над «семейными» и проектами для женщин-заказчиц? Делитесь в комментариях под статьей!