На вебинаре, который я читала по стилю 1970-х, слушатели активно интересовались книгами про мэтров дизайна. Дело в том, что «правильная» литература на русский язык не переводилась, и сразу вспомнить названия монографий в процессе лекции я не могла. Потому, как и обещала, публикую эту информацию в статье.
От редакции: Полная запись вебинара по стилю 1970-х рассылаться не будет. Но в конце статьи вы найдете полезные ссылки и фрагмент видео с лекции Ольги Косыревой
Один из главных, один из самых известных дизайнеров эпохи 1970-х. Человек, который, без преувеличения, революционировал британский интерьерный стиль. Через свою жену — леди Памелу Мунтбаттен, прапраправнучку королевы Виктории — он был вхож в самые высокие, аристократические круги британского общества. И использовал свое положение на полную катушку: наполнял дома своих аристократических клиентов энергичными красками, орнаментами, блеском, контрастирующими суперсовременными и антикварными предметами.
Дэвид Хикс внес в дорогой интерьер оп-артовые орнаменты, диагональные рисунки, построенные на ромбах, зигзагах, призмах. И такой орнамент теперь стал приметой не только его фирменного стиля, но и интерьеров 70-х годов в целом.
Чем известен
Хикс всегда соединял авангардные вещи своего времени (например, сделанные из пластика и вещи обтекаемых форм, которые мы сейчас могли бы назвать футуристичными или космическими) с традиционной мебелью в традиционных английских стилях, настоящим антиквариатом XVIII–XIX веков.
Хикс говорил: «Мой самый большой вклад в интерьерный дизайн заключается в том, что я показал людям, как использовать смелые цветовые сочетания, орнаментальные ковры, как правильно освещать комнату и как соединять старые и современные вещи». Этим он и остался в памяти потомков.
Также большая коллекция обоев, тканей и керамической плитки его дизайна выпускается его сыном — Эшли Хиксом. На сайте ashleyhicks.com можно посмотреть больше архивных съемок интерьеров.
Что почитать о Дэвиде Хиксе
Конечно, я бы посоветовала две его собственные книги, но они невероятно дороги (потому что это первоисточники):
- David Hicks on living with taste, Leslie Frewin, 1968.
- Living with Design by David Hicks (Littlehampton Book Services Ltd., 1979).
Книжка его сына о нем, тоже довольно дорогая:
- David Hicks: A Life of Design, by Ashley Hicks (Author), Rizzoli, 2009.
А еще советую переиздание почти 400 листов его блокнотов, подготовленное его сыном:
- David Hicks Scrapbooks, by Ashley Hicks (Author), Vendome Press, 2017.
__________________________
Проектировал мебель и интерьеры еще с начала 1950-х, а в конце 1960-х был приглашен оформить апартаменты свежеизбранного президента Жоржа Помпиду в Елисейском дворце. Это стало одним из самых известных проектов французского дизайнера.
Прежде всего — коллекциями диванов и кресел для компании Artifort (на фото), которые до сих пор активно переиздаются. Полен активно осваивал новые материалы: полиэстер, латекс, ресопал (первый слоистый ламинат высокого давления). В его работах для голландской компании Artifort, которые он создавал с 1958 по 1975 год, проявился его характерный стиль — плавный, тягучий.
Сидения Mashroom, Butterfly, Tongue, Ribbon были сделаны из резиновой пены на металлическом каркасе и обтянуты эластичным джерси. Они идеально соответствовали желаниям молодежи: лежать, а не сидеть, расслабляться, а не напрягаться. Неудивительно, что изделия быстро стали культовыми.
Сейчас от работ Полена тех лет в восторге коллекционеры, среди которых очень много людей из мира моды. За право считаться его «первооткрывателями» соперничали Николя Гескьер из Louis Vuitton и Аззедин Алайя. Ранние творения дизайнера собирает Кристиан Лакруа. Алайя обставил оригинальными предметами Полена свой бутик на rue de Marignan в Париже и парижские апартаменты, которые используются как отель под его собственным брендом. По инициативе Louis Vuitton были изготовлены знаковые вещи Полена 1970–1980 годов, и в Майами в декабре 2014-го прошла его персональная выставка Playing with shapes — «Играя с формами» (смотрите видео ниже).
Книжка про Полена, которую я лично читала и могу советовать — к сожалению, уже винтажная и потому дорогая:
- Pierre Paulin: Designer, by Barry Bergdoll, Andrea Branzi, Nadine Descendre, Catherine Geel, Claire Leymonerie &Constance Rubini Anne Bony, Archibooks, 2008
Из более доступных:
- Pierre Paulin: Life and Work, by Nadine Descendre and Jean-Jacques Aillagon, Scriptum, 2016
__________________________
Ему уже за 80, и в течение почти 50 лет он создает интерьеры.
Внук генерала — соратника Де Голля и посла Франции в СССР в 1945–1948 годах, которому однозначно светила политическая или военная карьера. Но он выбрал работу корреспондентом французского модного журнала Elle в Нью-Йорке и вошел в круг тамошней богемы.
В Нью-Йорке он подружился со знаменитым декоратором того времени Билли Болдуином, знаковой фигурой мира дизайна ХХ века, и архитектором, притцкеровским лауреатом Филиппом Джонсоном, учеником Мис ван дер Роэ и автором знаменитого стеклянного дома.
Вернувшись в Париж, женился на модели Бетти Сэнт, полубразильянке-полуамериканке, манекенщице Chanel, музе Ива Сен-Лорана.
Вскоре после женитьбы Катру смело задекорировал свое новое жилье. После чего получил свой первый заказ от итальянского модельера Милы Шон, попросившей оформить ее апартаменты в Милане. С этого двойного успеха в конце 60-х и началась профессиональная карьера дизайнера.
Катру, несомненно, новатор, и его подход к интерьерам очень современен. Он умеет гениально смешивать: взять стены и потолки с лепниной, добавить в них немного ар деко, повесить люстру из рогов или сделать розовый неоновый свет, которые в его проектах не выглядят китчем, разбавить все это зеркалами — и получить на выходе нечто, возможное только у него, только в его голове и глазах.
Что почитать про Франсуа Катру
Francois Catroux, by David Netto, Diane von Furstenberg (foreword), Rizzoli International, 2016
_________________________
ПО ТЕМЕ…
Публикации о дизайне интерьера 1970-х годов в блоге «Дизайн-Лектория»:
- «Небо в клеточку, друзья в полосочку»
- «Семидесятые — это свобода!»
- Там же можно посмотреть видеофрагмент одной из предыдущих лекций о стиле 1970-х