Маленький домик для гостей расположен в красивом уголке Престё, недалеко от фьорда. Когда летний дом четы Каллесё перестал вмещать разросшуюся семью со всеми чадами и домочадцами, хозяева захотели, чтобы у друзей и членов семьи, которые время от времени приезжают в гости, была возможность остаться на ночлег. Поэтому они стали обдумывать возможность расширить жилье и одновременно получить дополнительное помещение под кладовую.
Сын хозяев, архитектор Мартин Келлесё, взялся за эту задачу и уже не в первый раз сумел устроить в родительском саду настоящее убежище. Мартин как раз недавно вернулся из вдохновляющего путешествия по Японии. Древние традиции и философия этой страны, японский подход к эстетике, функциональности во многом повлияли на вид домика, площадь которого составляет всего 17 кв.м.
Место: Престё, Дания
Размер: 17 кв.м
Кто здесь живет: члены семьи Келлесё и их друзья, которые приезжают в гости
Aвтор проекта: Martin Kallesø Arkitekter
Бюджет: около 230 тыс. датских крон
Фото: Ларс Каслов; стилист — Йенс Барслунд
Начало работы
Когда родители Мартина захотели расширить свой старый деревянный дом, потому что им перестало хватать места, Мартин, в первую очередь, осмотрелся кругом. В местности, лежащей между Престё и Факсе, часто можно увидеть черные деревянные дома; ему показалось осмысленным как-то связать свою новую постройку с уже существующими.
Пригодилось и путешествие в Японию, ставшее для Мартина настоящим источником вдохновения: «То, что я там увидел, живо стояло у меня перед глазами, и я смог использовать это при постройке гостевого домика. Я соединил черный деревянный дом моих родителей и тот опыт, который получил в Японии».
Мартин подчеркивает свою любовь к японской архитектурной традиции: «В Японии, куда бы ты ни пошел, повсюду видишь, как вырастают небольшие здания. Веками, с глубокой древности и до сегодняшнего дня, японцы были вынуждены так жить — и из соображений экономии, и из-за нехватки места в городах».
К этому Мартин прибавляет датские традиции и отношение к истории датского дизайна: «Если вспомнить сороковые и пятидесятые годы, Япония из всех стран мира очень высоко оценила наши традиции дизайна и архитектуры — взять хотя бы таких мэтров, как Поул Кьерхольм и Арне Якобсен».
«Когда вы собираетесь строить или даже просто оформлять маленькое помещение, самое важное заключается в том, что помещение должно быть не просто спальней или кладовкой, а чем-то большим. Я, конечно, рискую прозвучать слишком восторженно, но это помещение стало местом, где хочется присесть с чашечкой кофе, почитать хорошую книгу, сидя у окна, или просто — быть здесь», — отмечает автор проекта.
Как указывает Мартин, эти идеи сочетаются с его страстью к японским традициям: «Простота в помещении помогает очистить мысли и позволяет гостям просто расслабиться и наслаждаться покоем — отсылка к тысячелетним дзен-садам, возникшим в буддистской традиции».
Мартин с удовольствием позволил бы себе больше при выборе стройматериалов, но, в какой-то момент, экономические соображения заставили его пересмотреть подход: «В финансовом отношении для нас оказалось более осмысленным использовать хвойную фанеру, которая на 30-40% дешевле, чем березовый шпон, — поясняет Мартин. — Шпон из березы светлее и ровнее, а хвойный — немного более красного оттенка. Но березовый шпон — это заглядение!» Шик и роскошь, все же, удалось передать во внутренней отделке дома. Мартин покрыл все деревянные поверхности двумя-тремя слоями матового лака, чтобы сделать их более долговечными.
Скошенный потолок позволил устроить люк, через который в помещение проникает свет. Свет как бы приподнимает комнату и создает в ней особый микроклимат.
Мартин хотел зрительно облегчить «черную коробочку», как он называет здание: «Я, в первую очередь, хотел сочетать выбранные для отделки материалы с уже существующим домом. Он на вид более тяжеловесный, но я хотел подчеркнуть его материал — дерево — и черный цвет, — объясняет архитектор. — Поэтому я и решил использовать деревянные панели меньшего размера, вырезанные из лиственницы. Мы наложили их сверху на конструкцию, чтобы создать ощущение легкости и воздушности».
Еще один способ «облегчить» здание — это свайный фундамент, на котором оно установлено. Использование этого типа фундамента позволяет также сэкономить время и деньги на строительстве, поскольку не требует заливки монолитного фундамента.
«Контекст, расположение всегда играют очень важную роль в моих проектах и подчеркивает особую важность этого критерия. Когда смотришь на структуру и форму здания снаружи, понимаешь осмысленность этого подхода: очень хорошо видно, как форма здания соотносится с окружающим пейзажем, садом и уже существующим на участке домом.
С одной стороны здания растет огромное дерево, вот почему я создал этот эркер. А с другой стороны здание скошено по одной простой причине — иначе оно бы стояло слишком близко к существующему дому», — объясняет Мартин.
Воплощение проекта заняло не больше пяти недель — с самого начала и до конца. Мартин подчеркивает, что сейчас он ведет похожий проект для клиента в Вордингборге (город в Дании), на реализацию которого тоже потребуется от четырех до шести недель: «Поскольку мы следим за тем, чтобы дерево разрезали и покрасили еще до того, как начинается стройка, мы можем собрать здание на месте очень быстро».
С радостью в голосе Мартин рассказывает, что в новом проекте ему дали «зеленый свет»: «Дом в Вордингборге немного больше, и там-то нам удалось развернуться: я получил право поиграть с березовым шпоном для внутренней отделки».
РАССКАЖИТЕ НАМ…
Приходилось ли вам браться за отделку или строительство небольших зданий? Поделитесь с нами советами, идеями и фотографиями в разделе комментариев!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Дания: Дом под Скагеном с травой на крыше