Хотя остров Уаихеке расположен всего в 20 км от Окленда, кажется, что он находится на самом краю света, вдали от городского шума и суматохи. Другими словами, это идеальное место, чтобы всей семьей раствориться в природе. Хозяйка Хизер пригласила на этот остров архитектора Чариссу Сниджерс (Charissa Snijders), чтобы та осмотрела участок земли и окрестные пейзажи и посоветовала, какой дом лучше построить. Задача заключалась в том, чтобы дом соответствовал стилю острова и в то же время отвечал нуждам всех членов семьи.
«Когда мы с Чариссой приехали на остров, то сначала просто сели на пастбище среди овец, прямо в густую высокую траву, — рассказывает Хизер. — Мы долго смотрели по сторонам, слушали звуки острова, наблюдали за животными и разговаривали». После этого Чарисса произнесла торжественную и даже несколько поэтическую речь, в которой постаралась объяснить заказчице, что именно объединяет остров с домом ее мечты. «Я не знаю, что происходило в тот момент в ее голове, но она связала воедино все мои обрывочные пожелания, казалось, что она слышала что-то между слов и могла придать форму даже невысказанным чувствам, — делится Хезер. — А потом, довольно скоро, она уже передавала мне чертежи и детальное описание проекта. В результате дом получился не таким, как я себе представляла, а даже лучше — в нем было всё, о чем только можно мечтать».
О проекте
Место: Остров Уаихеке, Новая Зеландия
Размер: дом состоит из трех отдельных корпусов: гараж (50 кв.м), студия (хозяева называют ее «амбар», 32 кв.м) и главный дом (190 кв.м) с тремя зонами — хозяйской спальней, гостиной и детскими, соединенными друг с другом коридорами
Кто здесь живет: Супружеская пара с двумя дочерьми
Фото: Peter Rees Photography
Хотя сейчас этот дом используется как место отдыха, со временем Хизер и ее муж планируют переехать сюда жить.
«Моей целью было создать дом, который бы удовлетворял нуждам растущей семьи и давал больше возможностей для совместного времяпрепровождения, — рассказывает Чарисса. — Более того, хозяева хотели, чтобы дом стал неотъемлемой частью острова с его умиротворяющей атмосферой, и в то же время учитывал особенности местного климата, в частности, сильный ветер».
Хезер хотела, чтобы дом получился расслабляющим, гостеприимным и необычным, но вместе с тем практичным. В нем должны были равномерно сочетаться открытые и закрытые жилые пространства, несколько вариантов проведения досуга, а главное, чтобы всегда было место, где можно посидеть с семьей, несмотря на силу и направление ветра. Приняв во внимание все пожелания заказчиков, Чарисса спроектировала невысокий дом, который покоится у подножья холма, а его контуры в отчасти повторяют линии окружающего ландшафта.
Сочетая традиции новозеландской пляжной архитектуры и традиционные постройки племени маори, дом представляет собой комплекс из трех небольших зданий, у каждого из которых своя функция. Детали оформления, материалы и террасный рельеф участка также поддерживают эти два направления в дизайне.
У племени маори есть песня, которая наилучшим образом описывает связь человека с природой:
Я слушаю песню птицы
И внемлю шуму ветра
Соединю их и свяжу ветвями,
Я дотянусь до неба
И поклонюсь земле,
Загляну вглубь себя,
Осмотрюсь вокруг
И почувствую дыхание жизни.
Именно эти слова послужили идеей для нового дома. «Мне нравится это жилье, оно внушает чувство надежности, и всё в нем поддерживает тему постоянства и равновесия: и материалы, и цвета, и пропорции», — говорит Чарисса.
В строительстве использовались природный камень, бетон и дерево. Для внешних, выступающих, деталей был выбран кипарисовик Лавсона, а для интерьерных (дверей, принтусов и перил) — австралийский дуб. Стены обшили сосновой фанерой. Для контраста более низкие потолки отделали фанерой диптерокарпа (азиатское красное дерево), а наклонные — выбеленной фанерой. Чтобы подчеркнуть рисунок древесины, все фанерные листы и двери покрыли маслом Osmo Polyx Hardwax.
В главном доме — три спальни, две ванные, постирочная, общая зона (кухня, столовая, гостиная), небольшое патио и открытая терраса. Вокруг дома оборудовано несколько площадок, где можно посидеть и отдохнуть.
«Когда я думаю о своем новом доме, то сразу представляю тщательно продуманную планировку, теплые комнаты, декоративные элементы из цветного стекла, стены из беленой фанеры и бетонные полы, фактура которых так похожа на песчаные пляжи Уаихеке, — говорит Хезер. — Но, пожалуй, самая невероятная черта этого дома — то, как гармонично он сочетается с природой. Все, кто приезжает к нам в гости, отмечают некое единство и связь, и мне самой это очень нравится!»
«Амбар» — место семейного творчества. Каждое из трех зданий имеет свой цвет, но все эти оттенки повторяют цвета природного камня Уаихеке. «Это как раз одно из тех решений, которое помогло связать архитектуру с ландшафтом», — говорит Чарисса. В саду проложили «сказочную дорожку», которая, извиваясь и петляя, соединяет все строения на участке.
В главном доме нет передней и задней части, каждая из них имеет свою функцию. Главный вход расположен с южной стороны. «Массивная стена из природного камня приветствует входящих и приглашает их внутрь, — говорит Чарисса. — Благодаря сквозному проходу, глазам сразу открывается великолепный вид на море позади дома».
Одну из стен крыльца украшают стройные бревна каури, новозеландского хвойного дерева. Деревья не срубали, а вывезли с территории, в которой несколько лет назад была засуха. «Мы связали их веревкой, чтобы процитировать ту самую песню маори о связи и сплетении разных элементов», — говорит архитектор.
Сквозной проход обеспечивает приток света и естественную вентиляцию. Даже если на улице сильный ветер, дверь можно оставить открытой и побыть на свежем воздухе, не выходя из дома.
Овальная чаша из нержавеющей стали — идея Хезер. Чаще всего она насыпает туда песок и кладет красивые камушки, а иногда наливает воду, ставит цветы и пускает несколько плавающих свечей.
Северная сторона дома обращена к морю. Выглядит она совсем по-другому — в отделке доминирует стекло и фанера.
Раздвижная стеклянная перегородка отделяет прихожую от жилой части дома. Ее можно полностью спрятать в стене, закрыть наполовину или полностью, и всякий раз перед глазами будет новая игра света, цвета и материалов.
«Мы здорово повеселились, выбирая цвета и фактуру стеклянных вставок, — рассказывает Чарисса. — Я хотела, чтобы все кусочки были прозрачными, а Хезер нравились разные рисунки. В конечном итоге мы сделали смешанную композицию, которая выглядит лучше, чем два наших варианта по отдельности. Мне очень нравится такое совместное творчество с клиентами».
Такие же стеклянные перегородки используются в постирочной, на кухне и в главной ванной, что стилистически объединяет интерьер. Для ванной сделали исключение: там вместо прозрачных кусочков стекла вставили матовые.
Фасады кухни выполнены из белой фанеры, а столешницы и сиденья стульев — из массива кипариса крупноплодного. Внешняя сторона острова покрашена темно-желтым. Тот же оттенок повторяется в оформлении задней стенки стеллажа в гостиной. Выдвижные ящики — темно-красные.
«Повторяющиеся материалы и цвета также служат идее объединения, или, как говорят маори, сплетения разных зон в доме», — объясняет Чарисса.
Дом частично питается от солнечной энергии, а водяное отопление и система очистки воды полностью автономны и не подключены к электросети. В строительстве и отделке там, где это возможно, использовались низкотоксичные материалы, включая масляный состав, которым покрыты все фанерные элементы и герметик для бетонного пола.
Диван: Cavit & Co
Гостевую спальню сделали просторной, чтобы в ней могла с комфортом остановиться целая семья или друзья детей, приезжающие сюда на каникулы. Сначала предполагалось, что здесь будут стоять две двуспальные кровати, но потом Чарисса нашла подходящую по стилю кожаную кушетку Himolla. Большую часть времени она используется как диван, но на ней также очень удобно спать.
Архитектор говорит, что хозяевам очень нравится тот факт, что они могут закрыть часть дома, когда у них никто не гостит, и не чувствовать, будто они заблудились в заброшенном дворце. «Дом при этом остается таким же целостным и уютным, а вот время на уборку сокращается в два раза», — смеется Чарисса.
В главной спальне есть сиденье у окна, которое обрамляет вид на ближайшую ферму и живописный овраг. «Когда все окна выходят на море, это тоже скучно, — говорит Чарисса, — А здесь совсем другой вид».
В главной спальне оборудовали встроенный гардероб со сделанными на заказ полками и выдвижными ящиками. В двух детских также есть полки для книг и сделанные на заказ комоды и шкафы для одежды.
Большинство стен и межкомнатных перегородок сделаны из фанеры, пропитанной масляным составом Osmo Polyx Oil. Несущие бетонные стены покрыли штукатуркой цвета природной глины.
Подвесной светильник: Kartell
Главная ванная, яркая и игривая, освещается потолочным фонарем, который дает мягкий рассеянный свет.
Стены покрасили темно-желтым, чтобы визуально связать ванную с кухней и гостиной.
У ванной, примыкающей к хозяйской спальне, немного другой характер. «Она более закрытая и уединенная, чем залитая солнцем главная ванная, — говорит Чарисса. — Потолок здесь темный, а в стенах сделаны прорези типа «жалюзи» для естественной вентиляции».
Душевой отсек этой ванной имеет выход во внутренний двор и две двери — стеклянную и деревянную — с регулируемыми жалюзи. Это позволяет хозяевам выбирать, как именно принимать душ. Можно оставить закрытой стеклянную дверь и наслаждаться видом, можно закрыть и стеклянную, и деревянную дверь жалюзи для полного уединения. Наконец, можно открыть обе двери и принимать душ на свежем воздухе.
Во внешней отделке стен используются три разных материала: природный камень (с южной стороны), фанера и бетон, покрытый слоем штукатурки.
Мы спросили Чариссу, чем она больше всего гордится в этом проекте, и она ответила: «Я в восторге от того чувства, которое вы испытываете, когда входите в дом, от неповторимого ощущения спокойствия, легкости и радости. Здесь всегда тепло, и хочется остаться хотя бы на пару недель».
«Мне также нравится большое количество естественного света и меняющиеся виды в обрамлении окон, когда проходишь по комнатам, — добавляет она. — Можно сказать, что пейзажи стали частью этого дома, а дом — частью пейзажа».