Построенная ирландским дизайнером Эйлин Грей вилла на Лазурном берегу, с любовью обставленная дизайнерской мебелью и украшенная интерьерными деталями, стала одним из самых значительных памятников эпохи модернизма. Однако с течением времени дом был практически полностью уничтожен сквоттерами — самовольными поселенцами. И все из-за затянувшейся тяжбы о наследстве с человеком, кто вписал себя в историю как «отец модернизма». Сыграл свою роль и процветавший в XX веке сексизм — имя Грей оказалось забыто.
Восстановлению здания — а заодно и исторической справедливости — поспособствовал выход на экраны полнометражной ленты о жизни Эйлин Грей, дополненной обширными документальными материалами. И из этого фильма совершенно очевидно, что как минимум звание «матери модернизма» она заслужила.
Многое об истории дома можно узнать из скандальных заголовков газет — вместе с подробностями жизни его обитателей. Истории, которая началась в 1920-х годах и длилась большую часть столетия. Она получилась крайне запутанной, с многочисленными драматическими эпизодами — начиная с бисексуального любовного треугольника и заканчивая оживленным аукционом по продаже дома, в котором участвовали невероятные герои: например, миллионер Аристотель Онассис и монашенка. Было время, когда бесценные предметы мебели эпохи модерна в этом доме выбрасывались из окон, а обнаженный Ле Корбюзье — тот самый «отец модернизма» — разрисовывал стены злыми граффити.
На самом деле дом был спроектирован и построен ирландским дизайнером Эйлин Грей (на снимке), которая очень долго судилась с Ле Корбюзье. В результате этой судебной тяжбы имя известного дизайнера мебели было практически стерто из истории модернизма. Но теперь жизнь Эйлин Грей, которая умерла в 1976 году в возрасте 98 лет и оказала невероятное влияние на историю дизайна, была экранизирована в художественной ленте «Цена желания». И целью этой экранизации было, в том числе, и установление исторической правды.
«Сумасшедшая история, не правда ли?», — говорит Мэри МакГакиан, ирландский сценарист и режиссер фильма. Мэри объясняет, что ее привлекла универсальная тема этой истории. «Эйлин Грей спроектировала уникальный образец современной архитектуры, который изменил жилищное строительство в современном мире, — и Ле Корбюзье просто не смог вынести того, что это сделал не он», — рассказывает она.
Вполне возможно, что Корбюзье бы разозлился, если бы узнал, что 100 лет спустя репутация Грей восстановлена до такой степени, что один из ранних образцов ее дизайна стал самым дорогим креслом ХХ века, проданным на аукционе. Оно ушло за рекордные 19,4 миллиона фунта стерлингов на распродаже предметов обстановки дома Ива Сен-Лорана и Пьера Берже в 2009 году.
Одним из действий, направленных на то, чтобы дискредитировать Грей, было решение Ле Корбюзье оживить спокойные, бледные стены дома своими рисунками. Не поставив Грей в известность — не говоря уже о том, чтобы получить ее разрешение, — он декорировал дом в собственном стиле, причем демонстративно делал это «голышом». И тому есть даже фотодоказательства, хотя в фильме на архитекторе надеты плавки.
Ответственным за подмоченную репутацию был и любовник Грей, Жан Бадовичи, румынский архитектор и критик, который ухаживал за Эйлин и для которого, собственно, она построила дом. Бадовичи ничего не предпринял, чтобы исправить недопонимание, касающееся дизайна дома, и тоже иногда приписывал себе достижения Эйлин.
Дом спроектирован таким образом, что находится в полной гармонии с окружающим ландшафтом. У каждой комнаты есть отдельный балкон, соединяющий внутреннее пространство с внешним. Значительную часть этого просторного и прохладного здания занимает гостиная с открытой планировкой и кухня. Еще здесь есть ванная и спальня-кабинет. Внизу расположены гостевая комната, комната прислуги и туалет. В саду на крыше была обустроена летняя кухня, соединенная с основной кухней внутри дома, — эта идея актуальна и сегодня.
В названии виллы E1027 зашифрованы отношения, связывающие Эйлин Грей и Жана Бадовичи: Е — это Эйлин, 10 — это J (Жан), десятая буква алфавита, и, следуя той же логике, 2 — это В (Бадовичи), а 7 — G (Грей).
Так как незамужняя женщина и иностранец не могли на законных основаниях владеть домом, он был записан на имя Жана. Предполагалось, что жить там они будут вместе, но вся эта история обрела свое значение лишь после того, как пара распалась. Тогда-то Ле Корбюзье и добрался до чисто белоснежных стен, осквернив их недвусмысленными эротическими рисунками. И тогда же развернул анти-пиар-компанию в прессе, публично критикуя творение Грей.
А когда Жан Бадовичи умер, не переоформив право собственности, дом отошел к его единственной родственнице — монахине, живущей в Румынии. Будучи монахиней, она не могла владеть никакой недвижимостью, поэтому решила продать дом с аукциона. Дом уже почти ушел Аристотелю Онассису, но Ле Корбюзье убедил свою богатую подругу перебить лот и в последний момент выкупить виллу. Позже именно эта подруга выбросила из окон дома почти всю мебель, созданную Эйлин Грей.
Убийство в состоянии наркотического опьянения было последним трагическим событием, произошедшим в стенах творения Грей. Хотя захват дома бездомными, которые в нем хозяйничали в 1990-х годах, едва ли сказался на его интерьерах лучшим образом. До них, несмотря на все повороты судьбы, вилла E1027 довольно хорошо сохранилась, но бездомные сквоттеры довели ее до состояния крайней разрухи.
В 2014 году команда МакГакиан была также вовлечена в реставрацию отдельных элементов, что было частью сделки, разрешающей съемку в доме.
Режиссер фильма была удивлена тщательностью проработки, которая отличала каждую деталь в интерьерах дизайна Грей. «Она продумывала все до последней мелочи — и все они были скроены по меркам Бадовичи, который любил работу, спорт и развлечения. Там было много мест для хранения спортивного инвентаря. Он очень любил работать лежа, поэтому в доме была кровать, на которой можно было лежать и работать одновременно и которая могла использоваться для гостей». Грей как сами собой разумеющиеся использовала приемы, о которых тогда еще никто не слышал. Письменный стол легко превращался в обеденный. А пробковое покрытие на нем предотвращало дребезжание вилок и ножей, раздражающее гостей.
«Интерьер и экстерьер дома составляли единое целое. Это не просто архитектура для жизни: Грей пошла дальше и создала очень интимную архитектуру, угадывающую малейшие желания “заказчика”».
«Для этого дома был дополнительно создан 171 дизайн-проект, не считая стандартной внутренней отделки, — рассказывает Мэри МакГакиан. — Здесь была встроенная мебель, отдельно стоящая мебель, подвесные элементы, мебель для кухни, мягкая мебель, удивительные двойные петли для дверей, так что их можно было открывать в любую сторону, вешалки для шляп, модули для граммофонов и лампа в капсуле, которая и сегодня смотрится как образец современного дизайна. Можно с уверенностью сказать, что дизайн Грей прошел проверку временем».
Фильм «Цена желания» (The Price of Desire) вышел на экраны в Великобритании и Ираландии в мае 2016 года.