В старом поселке с вековыми соснами и характерной хаотичной застройкой стояла недостроенная кирпичная коробка. Архитектор Алексей Розенберг перестроил её, учитывая окружение. Каждый фасад теперь отражает черты соседних построек. Дом немного похож на самострой, в нем ощущаются суровость и эстетика запустения. Он архаичен, будто давно здесь стоит. «С точки зрения архитектуры дом эклектичный. Его архитектуру можно сравнить с эстетикой риджионализма — направления в американской живописи, одним из ярких представителей которого был любимый мной Эндрю Уайет. Эта эстетика строится на поэтизации “малой родины”: ее ежедневных, бытовых, случайных проявлений», — говорит архитектор.
Место: Московская область, поселок Мамонтовка
Размер: 200 кв.м; участок 6 соток
Кто здесь живет: зрелая пара, взрослые дети приезжают в гости
Автор проекта: архитектор Алексей Розенберг
Фото: Константин Дубовец
Дом не исчерпывается первым восприятием, вызывает сложные ассоциации и воспринимается как организм. «Этот дом метафизический: в нем есть подвальная часть — это подземный мир, есть средний и есть верхний. Его площадь небольшая, поэтому он не экспансивный по отношению к территории. При этом есть ощущение, что он монументальный и крепкий. По своему образу и структуре, с большим количеством помещений — этот дом немного из прошлого, он похож на родовое гнездо», — описывает свое творение архитектор.
С юга, со стороны кухни, к дому пристроена терраса, на которой удобно пить чай. По лесенке можно попасть на трон-вышку, любимое всеми место. Здесь приятно читать и наблюдать за происходящим вокруг. Навес террасы соединен с калиткой и защищает от дождя идущих к дому.
Главная особенность дома — его корреспонденция с окружением. Каждый из четырех фасадов реагирует на соседнюю постройку, к которой обращен. Например, с восточной стороны расположен старый брусовый дом, загроможденный верандами с маленькими стеклами, запущенный, но все равно красивый.
Эта сторона дома выглядит брутальной, хотя на ней больше всего декора. В решетки окон и балкона вставлены цветные стекла в хаотичном порядке, будто часть из них выпала со временем. Через цветные стеклышки установилась связь дома не только с соседними дачами, но и дачами серебряного века в стиле модерн — несколько таких сохранилось в округе.
Решетки окон на первом этаже сделаны как выступающие эркеры. Они не мешают хозяевам, поскольку вынесены за плоскость окна, зато дают необходимую защиту, чувство безопасности, ведь территория поселка не охраняется.
С северной стороны к дому примыкает участок с большой постройкой из темного бруса. Поэтому на северную стену «навесили» глухой деревянный фасад, который заодно утепляет дом. Через единственный оконный проем видно, что происходит на улице.
Западный фасад очень близко расположен к соседнему участку. Для защиты от посторонних взглядов его сделали похожим на крепостную стену. Он не такой глухой, как северный, и позволяет закатным лучам проникать в дом. Окошко в деревянном обрамлении направляет их прямо в гостиную, давая ее обитателям ощущение связи с вращением солнца.
Окна гостиной смотрят на восток, однако свет попадает сюда в течение всего дня — благодаря окошкам на южном и западном фасадах.
Первый этаж представляет собой общественную часть с кухней, столовой и мягкой зоной в центре. Последняя углублена в подиум, на котором находится библиотека. Под подиумом тоже хранятся вещи.
ГОСТИНАЯ
Книжные полки-антресоли нависают над общим пространством — диванной зоной, столовой, галереей, идущей к лестнице, и над лестницей, ведущей на второй этаж. Создавая уровни, подиумы и антресоли зрительно расширяют пространство, помогают рационально его использовать, служат для зонирования. Например, отделяют библиотеку от мягкой зоны, а прихожую — от гостиной.
Образ лофта поддерживает журнальный столик из старой спрессованной вагонетки с раздавленными колесами: её нашли во время земляных работ, очистили и положили сверху стекло. В дополнение к столику повесили самодельный светильник.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ…
Больше фото гостиной — в профиле Алексея Розенберга
Металлические профили служат каркасом для всех антресолей. «Я считаю, что конструкция должна быть открытой, её не нужно маскировать», — отмечает архитектор. В проектах Алексея Розенберга металл — промышленный строительный материал — становится отделочным.
В кухонный подиум встроили деревянные комоды — с ящичками, окрашенными в разные цвета.
Идея и решение: В своих проектах Алексей часто использует один дорогой предмет, который «облагораживает» пространство. Здесь таким предметом стал дизайнерский светильник Artemide над обеденным столом.
На полу первого этажа — плитка ручной работы. В доме живут и зимой, поэтому палитра с обилием теплого красного — противопоставление холоду, она символизирует тепло, огонь, любовь. Для дополнительного комфорта сделали теплый водяной пол.
На первом этаже разместили старую библиотеку. Эта комната служит и гостевой: на раскладном диване можно остаться на ночь. Шахматы из железных гаек сделаны в память об отце Алексея — чемпиона СССР по заочным шахматам.
На втором этаже разместили три спальни, гардеробную и санузел.
Кирпичные стены второго этажа покрасили прозрачной лессирующей краской. Теперь здесь есть белая, желтая и зеленая комнаты. Спальня родителей стала белой.
На полу второго этажа уложены очень длинные массивные доски из лиственницы, покрытые маслом — все составляющие интерьера выполнены из натуральных материалов. На потолке тоже широкие сосновые доски, в том числе очень старые.
Эту комнату сделали желтой. Окно закрывается деревянными ставнями с цветными стеклами. Шкафы, книжные полки, ставни — все собрано по проекту архитектора. Мебель проста с виду, но в этой простоте много интересного. Двери серо-коричневого шкафа сделаны из отдельных, не склеенных между собой досок — они скреплены диагональными брусками. Это отработанная экономичная технология — набранные из досок двери дышат, их не корежит и не ведет. А еще они создают нужный архаичный образ.
Для этой комнаты выбрали оттенок зеленого. Основное назначение комнаты — кабинет, но в ней можно принимать гостей. Здесь тоже есть авторский шкаф из отдельных досок, покрашенных в красно-оранжевый цвет.
САНУЗЕЛ
Штора закрывает окно, оставляя дневному свету возможность проникнуть внутрь.
Холл соединяет комнаты второго этажа. А чтобы он не выглядел коридором, здесь хранятся книги.
ОБ АВТОРЕ ДОМА…
Перейдите в портфолио архитектора Алексея Розенберга, чтобы изучить другие работы и связаться с автором проекта
В ВАШЕМ ГОРОДЕ…
Найдите архитектора на — закажите собственный проект.
У ВАС ЕСТЬ ДЛЯ НАС ПРОЕКТ…
Загрузите съёмку в свой профиль на отправьте ссылку с кратким описанием на RuEditors@Domasan.ru.
Для справки: Какие объекты мы публикуем